Тактика, при которой с малым отрядом советский лейтенант побеждал крупные силы противника!

2,2K прочитали

Спираль Момышулы - эту тактику после Великой Отечественной изучали во всех военных академиях мира, она попала во все учебники, и даже Фидель Кастро часто использовал её во время Революции и Гражданской войны на Кубе.

Бауыржан Момышулы, советский офицер, писатель, военный теоретик и, главное, практик использовал эту тактику во время самого тяжёлого момента для Советского Союза в Битве за Москву, когда фронт под Вязьмой и Брянском был прорван, и путь к столице был практически открыт. Когда нужно было задержать огромные силы противника малыми группами.

Бауыржан Момышулы. Сам он был артиллеристом, и поэтому ему полагалась шашка.
Бауыржан Момышулы. Сам он был артиллеристом, и поэтому ему полагалась шашка.

Как выглядела данная тактика:

Суть данной тактики довольно таки проста, но всё гениальное – просто. Пока основные силы батальона (а командовал тогда Момышулы именно батальоном) строят оборону и готовятся встречать врага в окопах, в подразделениях отбираются наиболее опытные солдаты в группы примерно с отделение размером. Им придаются пулемётные расчёты и сапёры, а так же все бойцы снаряжаются большим количеством гранат и патронов.

Данные группы, своеобразные передовые отряды, отправляются на дороги, которые ведут от врага до окопов обороны и устраивают на них засады. Сапёры закладывают мины, а остальные маскируют позиции и, если надо, то роют окопы вдоль дороги. Одно из важных правил было – занять оборону с одной стороны дороги.

Спираль Момышулы - эту тактику после Великой Отечественной изучали во всех военных академиях мира, она попала во все учебники, и даже Фидель Кастро часто использовал её во время Революции и...-2

Когда колонна врага подъезжала к этому месту, то по команде командира, или по первому взрыву, заложенной на дороге мины, все открывали по колонне огонь и забрасывали её гранатами. Если колонна была маленькой, то она просто уничтожалась, а если большой, то ей наносились ощутимые потери, и врага били до того момента, пока он не очухается и, отступив, перегруппируется.

Как только более сильный противник переходил в атаку, с целью уничтожить засаду, то советские бойцы отступали в лес, заманивая немцев за собой. Как правило, там, в лесу, противник попадал во вторую засаду. Советский пулемётный расчёт, так же заранее замаскированный, внезапно открывал огонь. Его основной задачей было сделать так, чтобы враг оторвался от основной группы, и советские бойцы смогли уйти от преследования, а потом пулемётчики так же растворялись в лесу.

Немецкая танковая колонна 1941 год
Немецкая танковая колонна 1941 год

Но дальше бойцы передового отряда не возвращались в расположение батальона, а, пройдя по лесу несколько километров, вновь возвращались к дороге, на которой снова устраивали засаду и всё повторялось. Так делалось максимально возможное количество раз, а такое движение отряда на карте чем-то напоминало спираль или пружину. Поэтому данную тактику так и называют.

Преимущества данной тактики:

Во-первых, врагу наносились существенные потери в живой силе и материальной части, при совершенно низких или совсем отсутствующих потерях среди нападающих.

Во вторых, таким способом можно было даже без артиллерии уничтожить грозную технику противника, например танки или САУ, закидав их гранатами или подорвав на минах.

В третьих, враг терял драгоценное время на попытку ликвидировать засаду.

В четвёртых, дальше колонны врага уже ехали осторожно и медленно, опасаясь новой засады или появления заминированных участков на дороге, что так же увеличивало время до соприкосновения с основными силами батальона, и у советских солдат было больше часов для устройства обороны.

В пятых, такие засады снижали моральный дух солдат противника, не только тех, кто попадал под обстрел советской группы, но и тех, кто потом ехал за ними и видел на обочинах сгоревшие машины и убитых своих солдат.

Момышулы воодушевляет своих бойцов речью
Момышулы воодушевляет своих бойцов речью

Ограничения тактики:

Во-первых, нужна была лесистая местность, чтобы вовремя уйти от преследования и спрятаться. На открытых пространствах такие засады сделать практически невозможно.

Во вторых, попав один раз в такую засаду, враг уже будет действовать осторожнее, и в следующий раз уже, скорее всего, удивить его не получится, и потери среди нападающих будут больше, чем в первый раз.

В третьих, в такие засады необходимо отбирать более опытных бойцов с железными нервами, которые должны при виде противника практически в упор не струсить, и не начать стрелять раньше команды.

У Момышулы тогда в 41-м таких обстрелянных бойцов не было. К позициям его батальона от немцев вело две дороги, и если на одной трассе засады сработали как надо и там враг ехал 20 километров в течении трёх дней, то на другой командир отряда струсил. Он устроил одну засаду, а потом вернулся обратно. Момышулы даже его чуть не расстрелял.

Панфиловцы зимой 41-42-х годов
Панфиловцы зимой 41-42-х годов

Откуда пошла эта тактика:

Вообще, многие думают, что данную тактику придумал сам Бауыржан Момышулы, но это не совсем правильно. Он просто её чаще других использовал, а подсказал ему так вести активную оборону генерал Панфилов, который в 20-е годы в Средней Азии сражался с басмачами. Об этом пишет сам Момышулы в своей книге «За нами Москва».

«Спираль Момышулы» или, как её ещё называют, «Пружина генерала Панфилова» это всего лишь модифицированная и переложенная на новый лад, старая тактика кочевников, которые использовали её на протяжении тысячелетий. Конные лучники тогда завязывали бой с врагом, а потом имитировали отступление, заманивая противника за собой. Как только он терял равнение и строй, то по его порядкам ударял стальной кулак бронированной конницы, которая сносила всё на своём пути.

Генерал Панфилов (слева) и два военных корреспондента из газеты
Генерал Панфилов (слева) и два военных корреспондента из газеты

Конечно, Момышулы, который был образованным казахом и знал свою историю, и Панфилов, который всю свою жизнь прожил, проработал и провоевал в Средней Азии, знали об этой тактике, и смогли применить её в новых реалиях, конечно чуть исправив.

Хотя, историк Алексей Исаев в своих лекциях нередко упоминал, что данная тактика была уже описана в 30-е годы в учебниках для командиров Красной Армии, как, к примеру, и танковые засады, которые в годы Великой Отечественной применял Катуков, но я такого не нашёл. В учебниках 30-х годов, которые мне попадались, есть описания действий передовых отрядов, но там всё по другому.