Найти тему

“Благовещение” Франческо Дель Коссы: Улитка и Бог

Начнем сразу с улитки. Она символизирует Христа. Как это?

“Благовещение” Франческо Дель Коссы это - конец раннего Ренессанса и здесь мы видим какое-то уникально пограничное состояние между иконой и картиной, а также между Средневековьем и Ренессансом.

Даже у самого Франческо всё остальное уже другое, уже совсем живопись, совсем уже Возрождение.
Текст является дополнением ко 2-й серии подкаста "Новозаветный детектив" - "Благовещение: метания апостола Луки".

“Благовещение” Франческо Дель Косса (1472)
“Благовещение” Франческо Дель Косса (1472)

И не думаю, что он создал эту вещь таким образом случайно, остальные его картины показывают, что прекрасно умел писать “по современному”. Но только иконописный язык может полноценно передать то, что изображаемое происходит вне времени, в божественной вечности, которая является не бесконечным временем, а полным его отсутствием.

Но также у Бога, для которого времени не существует, всё время присутствует в одном мгновении, которое никогда не кончается, не начинается и не проходит. Поэтому Благовещение (как и любое действие Бога) происходит всегда: и тысячелетия назад, и тогда когда Дель Косса писал его и сейчас, когда мы читаем эти строки.

Но с другой стороны, только уже новая пост-средневековая живопись может передать реалистичность этого момента и того, что в нашем мире, оно произошло один раз и во времени, подобно любому из бесчисленных событий в нем происходящих.

Поэтому Дель Косса и выбирает такое гениальное решение и совмещает два уровня реальности - Божественную и нашу - в одном изображении, также как они совместились в Благовещении, да и вообще во всей евангельской истории, где Бог становится человеком, чтобы придя из Своей Вечности, жить и умереть с нами, а затем воскреснуть во времени и истории.

Ну и немного о символике: начнем сразу со знаменитой улитки, ползущей внизу по самой границе картины и, которая находиться частично как бы уже в нашем пространстве.

Она символизирует самого Христа, поскольку считалось, что улитка после смерти вылезает из своей раковины подобно Христу вышедшему из гроба после Воскресения.

И мы видим, что от Бога-Отца в верхнем левом от нас углу, через голубя к этой улитке идет прямая диагональ.

Проходит она через колонну в центре картины перед которой на коленях стоит ангел, указывая на неё и почти (или может даже и не почти) касаясь её своей рукой (пальцем).

Конечно, колонна, тем более в центре, это всегда ось и столб, поддерживающий потолок, то есть, в конечно счете - символ мирового древа, будущего Креста Христова, которое держит небо и не даёт ему обрушиться на землю.

Но Дель Косса ставит в центр не просто колонну, а колонну коринфского ордера. По Ветрувию, ( от которого только всё Возрождение и знало что-то про смысл античной архитектуры) коринфская колонна символизирует юную непорочную девушку, в отличие от дорической, являющейся символом мужчины и ионической, представляющей женщину. То есть, очевидно, что коринфская колонна в центре картины символизирует саму Деву Марию.

Но зачем она тогда дублирует саму Богоматерь, стоящую вдали за ней? С точки зрения общего вида она тут даже немного избыточна. Это нужно для того, чтобы Франческо из Коссы мог передать на картине не только момент Благой вести от ангела к Марии, но и следующий за нем (или происходящий одновременно с ним - средневековые богословы довольно много об этом спорили) момент. Ангел касающийся колоны - символ нисхождения на Марию Святого Духа.

Посмотрев на Бога-отца в верхнем левом углу картины, мы увидим, что Он «висит» прямо над ангелом, а его вытянутая рука направлена, конечно, к Марии и если мы их всех мысленно соединим между собой линиями, то у нас получится треугольник, разделённый в середине колонной.

Так художник показывает неизобразимое. Мы не можем увидеть снисхождение Святого Духа, это нельзя нарисовать, но мы можем вычитать, что перед нами происходит

Великое, невидимое глазу, но постижимое умом и знанием. То самое: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Евангелие от Луки 1:35).

А в итоге в мир явится Христос, который подобно улитке на краю картины соединит в себе две природы - Бога и человека, два мира Вечность и время и два состояния смерть и Жизнь.

Илья Хаськович

ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день