Найти в Дзене

Мигрант в России: вчера, сегодня. Завтра?..

Оглавление

О миграционной ситуации

Когда я слышу, как крупные представители какой-либо отрасли, сферы деятельности с трибун заявляют, что «у нас сложилась такая ситуация», то я вижу, как минимум, лукавство или непрофессионализм, а как максимум – откровенных вредителей, наносящих урон отрасли, гражданам, государству. Кто-то на это скажет, что во всем «виновата система». А кто эту систему создал и на нее влиял, развивал?

В нашем мире все есть причина и следствие дел рук человеческих, устремлений, помыслов и деяний. И мы, как граждане своей страны и Отечества, как специалисты в определенной сфере деятельности не можем молчать о проблемах и тенденциях, которые нас окружают и беспокоят. И мы не хотим, чтобы все работало по формуле, когда «мы довольны своей работой максимально, но к сожаленью, наша работа не дало результата...».

Какое-то время назад мы приступили к предметному анализу миграционной ситуации, поскольку тенденции и характер событий в этой сфере стали приобретать негативное значение, и подготовили «Обзор миграционной ситуации в России», в котором попытались рассмотреть миграционную сферу через призму событий, принятых и предлагаемых решений, частных и ведомственных мнений, позиций, инициатив и, конечно, ведомственной статистики и данных социологических опросов.

Начиная со второй половины прошлого года и до сих пор тема межнациональных отношений в сфере миграционной преступности звучала и звучит практически постоянно. В целом все склоняются к мнению, что точечные изменения программных документов и законодательства кардинально изменить ситуацию не могут. Какие-то проблемы – да. Но складывающиеся годами тенденции не преломить. И пришло время, когда необходимо менять формулу – трудовой мигрант знает, что ты ешь, что ты пьешь, где ты живешь, где ты работаешь и сколько ты тратишь. Пришло время по-настоящему вкладываться в собственные трудовые резервы и в модернизацию производства, о чем тоже стали говорить с высоких трибун.

Основные проблемы в сфере реализации миграционной политики: нелегальная миграция и коррупция, отсутствие научно-обоснованного подхода к ее формированию, слабый государственный контроль и отсутствие эффективных программ социализации и адаптации мигрантов федерального уровня, а также неэффективное использование интеллектуальной части трудовой миграции, которая должна способствовать развитию экономики и инновационной ее составляющей. Однако главной проблемой в сфере миграции все же является коррупция, которая помогает легализовывать тысячи и тысячи мигрантов, включая преступников, которая начинается от пересечения границы, оформления медицинских книжек, регистрации и прочего, а заканчивается оформлением гражданства РФ.

Необходимо также понимать, что в большинстве своем принимающему обществу, т.е. нам с вами, не нравится не сам факт миграции в Россию, а ее бесконтрольность, массовость и бездействие органов власти различного уровня в случае возникновения каких-либо проблем, которые и порождают те самые негативные последствия и очаги социального напряжения в обществе.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Налицо и такая тенденция, что на фоне увеличения количества мигрантов в России отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых мигрантами, что подтверждается структурой официальной статистики преступлений. В 2023 г. число преступлений, совершенных мигрантами, незначительно снизилось и составило 38 936 (–3,0 % от прошлого года). Однако не будем обманываться, казалось бы, небольшим процентом. Во-первых, именно агрессия, жестокость, с которой совершаются насильственные преступления, как правило против коренного населения России, их повышенная общественная опасность и тяжесть говорят о миграционной преступности как о потенциальной угрозе национального масштаба, признанной самими правоохранителями. Во-вторых, есть латентная преступность, о проценте которой можно только несмело гадать. В-третьих, эти данные не учитывают преступления, совершенные лицами, недавно получившими гражданство РФ. В-четвертых, есть структура преступности, которая наглядно показывает, насколько у нее опасный характер: отмечается рост особо тяжких преступлений – 10 092 (+32,0 %), превалируют преступления против собственности – 12 166 (грабежи, разбои, кражи, мошенничество – 31,3 %), в сфере незаконного оборота наркотиков – 9 967 (+25,6 %), возросло количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности – 1 151 (+7,6 %).

Если посмотреть на географию и концентрацию преступности, то большее количество преступлений совершается в Москве – 7 291, Московской области – 5 318 и Санкт-Петербурге – 2 657. И это не удивительно. И вот почему. Как мы отмечаем в нашем обзоре, за период с января 2022 года по июнь 2023 года (с июля 2023 года МВД России перестало публиковать соответствующую информацию) около половины всех фактов постановки на миграционный учет приходится на Центральный федеральный округ, безусловными лидерами в которых являются г. Москва и Московская область – 7 972 053, а также г. Санкт-Петербург и Ленинградская область Северо-Западного федерального округа – 2 642 509 (с января 2022 г. по июнь 2023 г.). При этом распределение потоков и их интенсивность практически не менялись все последние годы.

Также складывается впечатление, что только на фоне проблем в миграционной сфере пришло осознание демографической катастрофы и необходимости изменения подходов к демографической политике. Российские демографы уже не первый год бьют тревогу, что население России, особенно ее русская составляющая, сокращается, и данная тенденция ещё более обострилась в последние три года. И на этом фоне некоторые эксперты из экономического блока предлагают компенсировать естественную убыль населения за счет мигрантов: эксперты Института демографии им. А. Г. Вишневского НИУ ВШЭ В. В. Юмагузин и М. В. Винник рассчитали, что до 2100 года прирост численности мигрантов в России должен составлять от 390 тыс. до 1,1 млн ежегодно, чтобы численность населения не сокращалась. А в январе 2024 года Росстат опубликовал новый демографический прогноз, согласно которому население России до 2046 года будет сокращаться со скоростью более 500 тыс. человек в год и в общей сложности потеряет 12 млн человек. В условиях постоянно звучащего призыва о необходимости сохранения культурного кода и национальной идентичности, несложно представить каким по составу будет население, если подобного рода предложения будут реализованы.

Но тут удивляться не надо, поскольку сама Концепция демографической политики РФ до 2025 года пока еще предусматривает положение о том, что предстоит активизировать привлечение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста в целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости. Сказать, что в современных условиях данное положение, как минимум, дискуссионное – это ничего не сказать. Данный тезис требует оценки и соотнесения с существующими задачами по увеличению рождаемости, но среди местного населения РФ, традиционно его населяющего.

Современное состояние миграционной сферы таково, что оно в большей степени отвечает не экономическим интересам государства, а интересам крупного отраслевого бизнеса, да и бизнеса в целом, поскольку хозяйствующие субъекты зачастую значительно экономят на мигрантах в процессе предпринимательской деятельности – не уплачиваются налоги и обязательные социальные отчисления в бюджет, поражаются в правах сами мигранты (задержки или невыплаты заработной платы, отсутствие медицинского обеспечения и пр.), тем самым формируется теневая сторона занятости.

Но также это наносит вред и простым гражданам, порой смертельный. На днях в Санкт-Петербурге случилось смертельное ДТП, жертвами которой стали семь человек. Учитывая обстоятельства произошедшего ДТП, жертв могло быть гораздо больше. Как пишут СМИ, за рулем находился новый гражданин России, ранее неоднократно привлекавшийся к административной ответственности, который отработал до этого 20 часов (что явно выше установленных нормативов), вновь с ведома/распоряжения начальника автоколонны (уроженца не России) вышел на линию. В отношении водителя избрали меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. Но в тот же день в отношении него возбудили еще одно уголовное дело о фиктивной постановке на учет «не менее 10 иностранных граждан в принадлежащей ему квартире». Но этим все не ограничилось. Правоохранители стали проверять деятельность данного перевозчика и выяснилось, что с 2022 года компания штрафовалась 23 раза на общую сумму 3,6 миллиона рублей, а сам директор оошки – фиктивный. Классика жанра, ничего не скажешь.

Ясно, что это не единичный случай. То и дело появляется информация о тех или иных нарушениях, выявляемых в результате проверок контролирующих органов. Опять же, громкая история произошла в Санкт-Петербурге (как сообщает издание Фонтанка.ру), где следствием установлено, что с начала 2020 года от 20 частных компаний незаконно было поставлено на учет более 16 тыс. мигрантов, из которых 76 человек ранее привлекались к уголовной ответственности, в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления. Ещё 3,1 тысячи привлекались к административной ответственности.

Прошлый год в плане проверок вообще стал показательным и по информации МВД России: проведено 283,6 тыс. проверок соблюдения миграционного законодательства, количество административных протоколов, составленных по выявленным фактам нарушений, возросло на 3,6% (873,3 тыс.); удалено за пределы РФ более 100 тыс. мигрантов, не разрешен въезд в РФ 173,3 тысяч (+22,7%); пресечено два миллиона (+4%) административных правонарушений в сфере миграции.

В мировом рейтинге по численности мигрантов Россия занимает 4 место и проблема их противоправного поведения является крайне актуальной. Однако в России с населением в 146 млн человек почти в 1,2 раза больше нелегальных мигрантов, чем в той же США или Европе. Только по минимальным официальным оценкам, находится около 1 млн (по некоторым оценкам – до 10-12 млн) нелегальных мигрантов (в основном из стран Центральной Азии), в то время как в США, где проживает около 322 млн человек, число нелегальных мигрантов составляет 2 млн человек, а в 447-миллионной Европе – от 1,8 млн до 3,9 млн незаконных мигрантов. Полагаем, что даже 1 млн нелегальных мигрантов для России – это слишком. Погромы во Франции и в США наглядно показывают, как может осложниться ситуация, если проводить открытую миграционную политику в ущерб национальной безопасности и рынку труда, в ущерб своим гражданам. Как отмечают сами американские политики, миграция стала главной угрозой американского образа жизни. Мигрантов стали связывать с ростом преступности, наркомании и социальной нестабильности. Более того, вопросы миграционной политики стали предметом конфликта между некоторыми штатами и федеральным центром.

Кстати, по данным Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК) социальная ситуация в Центральной Азии может оцениваться как нестабильная, на общественные настроения жителей региона отрицательное влияние оказали пандемия и последовавший за ней экономический спад, осложнившейся геополитической нестабильностью. В Россию въезжают и протестная часть мигрантов, в основном молодых, и те, кто уезжает из родных мест в поисках лучшей и более достойной жизни для себя и своей семьи. Но, как правило, и те, и другие стараются остаться и закрепиться в России как легально, так и нелегально, со всеми вытекающими.

И в заключении.

Россия – многонациональная страна с многовековой историей межнационального и межрелигиозного согласия в обществе, кто бы что не писал и не говорил. Сейчас очень важно не допускать усиления националистических взглядов, движений и радикализации общества. Беспрецедентная трагедия 22 марта 2024 года должна послужить основанием для пересмотра основ не только миграционной политики, но и в целом для укрепления общественной и национальной безопасности, а также для формирования единой позиции государства по вопросам компенсации (но это совсем другая история).

Мы убеждены, что развитие интеграционных процессов для иностранных граждан и лиц без гражданства в целях их социальной, правовой и культурной адаптации, повышение эффективности профилактики противоправных деяний со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, а также натурализованных граждан, неукоснительное следование принципу неотвратимости ответственности и наказания, необходимы для обеспечения безопасности государства, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты национального рынка труда, а также защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, тем более на современном этапе.

Но при этом необходимо четко понимать и всегда помнить, что, по сути, соучастниками любых преступлений, совершаемых мигрантами, являются должностные лица, которые незаконно помогают этим мигрантам приезжать, находиться и оседать на территории России, владельцы недвижимости, которые размещают/регистрируют этих мигрантов, работодатели, которые не оформляют официально этих мигрантов на работу, и уж тем более те должностные лица правоохранительных органов или представители диаспор, которые покрывают преступников, помогая им избежать уголовного наказания.

Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений.