Бывает так‚ что аварии происходят не в сложных ситуациях на дороге‚ а из-за досадных ошибок и невнимательности. Рассказываем‚ что может стать причиной ДТП.
1. Забыли снять машину с передачи
Если автомобиль оснащён механической коробкой передач (МКПП), его можно оставить на парковке на передаче. Благодаря этому машина не откатится, даже если стоит на уклоне. Перед тем как запустить двигатель, нужно перевести рычаг коробки в нейтральное положение и выжать сцепление — чтобы усилие не передавалось от двигателя к трансмиссии.
Если запустить двигатель с включённой передачей, то машина дёрнется. Иногда этого бывает достаточно, чтобы ударить близко припаркованный автомобиль.
2. Забыли поставить автомобиль на Parking
Если у машины автоматическая коробка передач (АКПП), то после остановки нужно перевести селектор в положение P — Parking. Иначе машина продолжит движение, когда отпустят педаль тормоза.
Об этой простой операции можно забыть — например, если водитель устал или разговаривает по телефону во время парковки. Так можно ударить стоящие рядом машины. Поэтому важно всегда проверять положение селектора АКПП перед тем, как отпустить педаль тормоза.
3. Полностью положились на электронику
Современные автомобили оснащают электронными помощниками. Например, это могут быть круиз-контроль, парктроники, камеры заднего вида и кругового обзора, системы удержания в полосе и автоматической парковки. Они существенно облегчают передвижение на машине.
При этом нельзя полностью полагаться на вспомогательные системы. Дело в том, что электроника может сбоить или выйти из строя без какого-либо оповещения. Тогда можно попасть в ДТП, если системы не сработают.
4. Отвлеклись на телефон
Правила дорожного движения не просто так запрещают пользоваться телефоном за рулём без гарнитуры или громкой связи. Часто ДТП из-за телефонов происходят не на высокой скорости на трассе, а в пробках. Например, если водитель отвлекается на телефон, то боковым зрением может видеть, как машины в соседних рядах начали движение, — и интуитивно отпустить тормоз. При этом автомобиль, который находится впереди, стоит. Тогда произойдёт столкновение.
Ещё из-за телефона можно не заметить пешехода, который выбежал на проезжую часть, или машину, которая резко выехала на дорогу.
5. Забыли включить поворотник
Важное правило на дороге — быть предсказуемым. Это значит, что другие участники движения должны понимать, что делает водитель. Часто так удаётся избежать аварии, даже если нарушили ПДД.
Простой способ быть предсказуемым — всегда включать поворотники. Тогда водители других машин успеют среагировать на манёвр — притормозить или сменить полосу движения.
6. Перестроились вслепую
Перед любым манёвром нужно удостовериться в его безопасности. Перед перестроением необходимо посмотреть в боковое зеркало заднего вида. Даже если кажется, что на дороге никого нет, машина может быть в слепой зоне водителя, и он не заметит её приближения.
А ещё машина в соседнем ряду может находиться в слепой зоне и не отражаться в боковых зеркалах. Поэтому важно смотреть в салонное зеркало заднего вида, чтобы избежать столкновения.
7. Перестроились справа от грузовика
У многих грузовых автомобилей слепых зон больше, чем у легковых. Например, из-за особенностей конструкции кабины водитель большегруза часто не видит, что происходит справа в непосредственной близости от машины.
Поэтому нельзя подрезать или перестраиваться вплотную с грузовиками. Нужно проехать немного вперёд, включить поворотник и убедиться, что водитель большегруза увидел легковую машину, а только потом перестраиваться.
8. Заняли левую полосу на трассе
В пункте 9.4 Правил дорожного движения сказано, что на трассе водитель должен держаться ближе к правому краю проезжей части. Это значит, что левая полоса предназначена для обгона.
В левой полосе машины двигаются быстрее, чем во всех остальных. Поэтому если нет желания или возможности ехать с максимальной разрешённой скоростью, то левую полосу занимать не нужно.
Если занять левую полосу и ехать медленно, то позади идущие машины будут вынуждены резко тормозить. Это приведёт к аварийной ситуации.
9. Проигнорировали дорожную ситуацию
Бывает так, что сменился сигнал светофора, а автомобиль не успел завершить манёвр и проехал перекрёсток на красный свет. Вне зависимости от знаков и сигналов светофора нужно убедиться, что проезду перекрёстка ничего не мешает. Тогда будет возможность резко затормозить и избежать аварии.
Также лучше затормозить, когда начал моргать зелёный свет, чем пытаться проехать перекрёсток на жёлтый свет. Дело в том, что другой водитель может начать движение до того, как для него загорится зелёный.
10. Резко затормозили
Экстренное торможение — это опасный манёвр, потому что водитель позади идущей машины может не успеть вовремя среагировать. А ещё у автомобиля могут быть изношенные элементы тормозной системы. Тогда машины столкнутся.
Поэтому тормозить нужно плавно, даже если делать это интенсивно. То есть нужно не бить по педали резко, а снижать скорость постепенно.
Если тормозят резко, нужно включить аварийку. Это привлечёт внимание водителей и поможет быстрее среагировать. А ещё лучше включать аварийку, если нужно остановиться перед пешеходным переходом. Тогда водители машин в соседних рядах поймут, что люди вышли на проезжую часть, и вовремя остановятся.
11. Не разобрались, кто кого пропускает
Часто на дороге водители передают право приоритета проезда. Например, если машине нужно выехать из двора или встроиться в плотный поток. В таких случаях пользуются невербальными сигналами — могут моргнуть дальним светом или махнуть рукой.
Иногда в таких ситуациях возникает непонимание. Например, неопытный водитель может не сразу понять, что его пропускают, и начать движение с задержкой. Тогда вторая машина продолжит движение, и произойдёт столкновение.
Поэтому важно следить за невербальными сигналами и быстро на них реагировать. Например, если моргают дальним светом и пропускают, нужно сразу начать движение или поднять руку вверх, чтобы дать понять, что разобрались в ситуации.
12. Не учли погодные условия
В дождь, снег и туман видимость снижается, а на мокрой или заснеженной дороге увеличивается тормозной путь. Поэтому нужно выбирать скорость движения согласно погодным условиям. Иначе можно не заметить препятствие или не успеть затормозить и попасть в аварию. Также на мокрой или заснеженной дороге лучше избегать резких манёвров. Иначе машину может занести.
Ещё поздней осенью и ранней весной температура днём и ночью может сильно отличаться. Например, в дневное время ещё комфортно передвигаться на летней резине, а ночью происходят заморозки и появляется лёд. Тогда автомобиль может занести.
13. Переоценили возможности
Чтобы интенсивно передвигаться в потоке автомобилей, нужно адекватно оценивать свои возможности и возможности своей машины. Например, нужно чувствовать габариты автомобиля, запас мощности и эффективность тормозной системы.
Проблемы такого рода особенно характерны для молодых и малоопытных водителей. Поэтому лучше не создавать ситуаций, при которых придётся резко тормозить или перестраиваться в узкие промежутки между машинами.
Если не чувствовать габаритов, можно попасть в ДТП при маневрировании в ограниченном пространстве — например, во дворе или на парковке. Поэтому разворачиваться или сдавать задним ходом нужно медленно и аккуратно — даже если есть парктроники и камера.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной