Найти в Дзене
СОТРУДНИЦА

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА Иасента РИГО

В открывшейся новой экспозиции французских мастеров в ГМИИ им.А.С.Пушкина появился новый экспонат - портрет барона Фридриха Эрнста фон Книфаузена. Портрет тогда еще неизвестного автора был куплен ГМИИ им.А.С.Пушкина в 1980-х и с тех пор находился в запасниках. Картина не была идентифицирована – не был известен автор портрета и имя изображенного на нем вельможи. На картину обратила внимание реставратор музея. На тот момент состояние картины было явно неэкспозиционное. Тем не менее, заведующая отделом искусства старых мастеров стала внимательно изучать работу и вскоре предположила, кто мог быть ее автором. Анна Сулимова – научный сотрудник музея – предположила, что автором может быть Иасент Риго, писавший портреты Людовика XIV и Людовика XV, которые хранятся в Лувре и Версале, и попыталась найти подтверждение своей догадке. Для атрибуции – установления авторства – был получен каталог-резоне, содержащий все работы художника. Каталог был доставлен из Парижа. В каталоге Анна нашла черно-бел

В открывшейся новой экспозиции французских мастеров в ГМИИ им.А.С.Пушкина появился новый экспонат - портрет барона Фридриха Эрнста фон Книфаузена.

Иасент Риго. 1659-1743гг. Портрет барона Фридриха Эрнста фон Книфаузена. 1715. Фотография сделана мною в музее
Иасент Риго. 1659-1743гг. Портрет барона Фридриха Эрнста фон Книфаузена. 1715. Фотография сделана мною в музее

Портрет тогда еще неизвестного автора был куплен ГМИИ им.А.С.Пушкина в 1980-х и с тех пор находился в запасниках. Картина не была идентифицирована – не был известен автор портрета и имя изображенного на нем вельможи. На картину обратила внимание реставратор музея. На тот момент состояние картины было явно неэкспозиционное. Тем не менее, заведующая отделом искусства старых мастеров стала внимательно изучать работу и вскоре предположила, кто мог быть ее автором. Анна Сулимова – научный сотрудник музея – предположила, что автором может быть Иасент Риго, писавший портреты Людовика XIV и Людовика XV, которые хранятся в Лувре и Версале, и попыталась найти подтверждение своей догадке. Для атрибуции – установления авторства – был получен каталог-резоне, содержащий все работы художника. Каталог был доставлен из Парижа. В каталоге Анна нашла черно-белую фотографию с тем же изображением, что и на полотне в музее с примечанием, что местонахождение портрета неизвестно, но были указаны год создания – 1715 и модель – барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен, камергер короля Пруссии Фридриха Вильгельма. Химическая экспертиза и рентгенография подтвердили возраст картины. После реставрации картина заняла место в открывшейся обновленной экспозиции французских мастеров (где я и сделала фотографию). Барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен (1678-1731) посещал Россию, будучи дипломатом на службе прусского короля Фридриха Вильгельма.

Для более полного представления о парадных портретах Иасента (Гиацинта) Риго показываю его работы, взятые из открытых источников:

Портрет Конрада Детлефа графа фон Дена. Холст, масло. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг. Авторство: Dguendel. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=116465919
Портрет Конрада Детлефа графа фон Дена. Холст, масло. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг. Авторство: Dguendel. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=116465919

На портрете - те же доспехи, поворот головы, осанка, что и на портрете из ГМИИ им.Пушкина.

А вот знаменитый портрет Короля Людовика XIV, хранящйся в Лувре:

Портрет Людовика XIV в коронационном одеянии. Между 1700 и 1701. Холст, масло. Лувр, Париж. Авторство: Риго, Гиацинт. wartburg.edu[недоступная ссылка], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=482613
Портрет Людовика XIV в коронационном одеянии. Между 1700 и 1701. Холст, масло. Лувр, Париж. Авторство: Риго, Гиацинт. wartburg.edu[недоступная ссылка], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=482613

Прекрасный семейный портрет:

Жан ле Жу с семьёй. 1699. Холст, масло. Национальная галерея Канады, Оттава. Авторство: Риго, Гиацинт. http://evelynbeatricelongman.org/sandstead/images/canada/RIGAUD_Hyacinthe_Jean_le_Juge_and_His_Family_1699_LS_d2h_.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1301266
Жан ле Жу с семьёй. 1699. Холст, масло. Национальная галерея Канады, Оттава. Авторство: Риго, Гиацинт. http://evelynbeatricelongman.org/sandstead/images/canada/RIGAUD_Hyacinthe_Jean_le_Juge_and_His_Family_1699_LS_d2h_.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1301266

Писатель Антуан-Жозеф Дезалье дАржанвиль отмечал: "Риго умел придать своим портретам такое совершенное сходство, что, глядя на них издалека, вступал, как будто, в разговор с людьми, которых они представляли."