Сегодня у нас вновь в гостях писатель Татьяна Чекасина.
Н. К.:
– Рада приветствовать Вас вновь на нашем молодом, новом канале «Советские писатели»!
Сегодня мы поговорим о ещё одной вашей новой книге, романе «Канатоходцы», выпущенном издательством Де’Либри. Роман большой, но не сказать, чтобы персонажам в нём было тесно.
Бывает иногда в больших произведениях, когда героев много, ни один не запоминается и все толкутся на одном пространстве, мелькают, как бледные тени. Зачастую этот эффект сопровождает такую литературу, когда автор-коммерсант, желая быстрее продать своё детище, проявил торопливость. Вы согласны?
Т. Ч.:
– Так бывает, конечно, но у советских писателей так было не столь часто, требования были тогда высокими, и писатели старались работать, выкладываясь по максимуму.
Н. К.:
– Особенно тщательно работали над характерами героев, дабы каждый мог и запомнится, не повторяясь ни в чём. В вашем романе «Канатоходцы» персонажей, как раз, не так и много, но они, как живые! У них не только характерная внешность, но речь. Этот приём литературный, когда автор как бы перевоплощается в своего персонажа, не первое лицо, но будто от первого лица.
Т.Ч.
– Ну, да, несобственно-прямая речь…
Н.К.:
–… когда речь персонажа, вроде бы, передаётся в виде авторской речи, но при этом сохраняет все особенности речи персонажа. У вас этим сложным литературным приёмом написан практически целый огромный роман… Но зато хорошо виден каждый человек, не спутаешь с другим. И, знаете, впечатление создаётся, что вы на самом деле списываете образ в точности с какого-то живого человека, будто все герои имеют каких-то ярких прототипов.
Т.Ч.:
Да, прототипы имелись, но их роль не была до такой степени огромной, и фактически пришлось на их основе заново родить каждого персонажа, синтезируя несколько прототипов в один.
https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113
Электронная книга «Канатоходцы», том первый:
Книга размещена на ЛитРес: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
и на сайте: https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/
Н.К.:
– Напомню тем посетителям нашего канала, которые ещё не успели прочитать роман Татьяны Чекасиной «Канатоходцы», что в нём рассказывается о расследовании преступления. Произошло убийство целой семьи. Преступники не оставили ни одного отпечатка. Уходя из дома и оставляя в нём пять трупов, залили следы горючими веществами. Не сразу, но их найдёт следователь прокуратуры по особо важным делам Кромкин Семён Григорьевич.
Это довольно молодой человек, ему нет и сорока лет, но он уже очень опытный профессионал, но главное – талантливый.
Вас как писателя привлекают талантливые люди. Они, конечно, – редкость, в жизни не так часто их встретишь. А то, чего не видел в жизни, невозможно достойно отразить в художественном произведении. Вам, писателю-реалисту, очень важно иметь модель, прообраз для создания полноценного образа. Напомню нашим читателям, что именно эти прообразы и называются прототипами. Прототип – это реальный человек, который реально живёт или жил, с которым был знаком автор или даже состоял с ним в родстве. Так кто же прототип следователя Кромкина?
Т.Ч.:
– Кромкин имеет не одного прототипа, а троих, два из которых мне родные люди, а третий – тот следователь по особо важным делам, который и расследовал это реальное дело, материалы которого легли в основу романа. Даже фамилия моего персонажа имеет сходство с фамилией этого следователя. Этих троих мужчин, послуживших прототипами, объединяет одно: каждый из них – талантлив.
Н.К:
– В бульварной коммерческой литературе и в таком же коммерческом кино авторам приходится хоть чем-то привлечь внимание публики. Прототипов у них, как правило, нет, а следователи там какие-то жалкие людишки, наркоманы, алкоголики, несчастные люди. Конечно, и такие бывают, в каждой профессии есть удачники и неудачники. Но вот что касается художественной литературы, создаваемой не по коммерческим законам (что и за сколько можно продать), а по законам искусства, то тут совсем другой подход, да и персонажи другие. Ваш следователь не какой-то угрюмый наркоман, а умный, весёлый, здоровый и самодостаточный человек. Но это роман о преступниках и о тех, кто попал в эпицентр жуткого преступления. Например, один молодой парень – друг одного из убийц, он сделал себе в институте травматологии операцию по прикладыванию ушей к черепу…
Т.Ч.:
– Да, есть такой. И его прототип был мне знаком. Этот человек позиционировал себя правнучатым племянником философа Ивана Ильина, который уехал в Европу из советской страны, и негативно относился к своей Родине. Роман «Канатоходцы» был начат очень давно, и в то время не только не было Интернета, но и баталий об этом человеке никаких не было. Сейчас интернет кипит страстями в адрес Ильина. Мой персонаж Ильин очень гордился родством. И этот молоденький экстремист и потенциальный преступник был приверженцем идей Гитлера, как и его друзья-товарищи. А уши он приложил к черепу неспроста: так его голова стала копией головы Гитлера, к чему он и стремился.
Н. К.:
– Предлагаю отрывок из романа. Тут есть и яркая иллюстрация речи персонажа по имени Мишель. Это весьма продвинутый молодой человек, у него особенность: по любому поводу он сочиняет экспромты… Стихи персонажей – это, конечно, ваши стихи? Вы для них пишете стихи? И это не первое произведение, где герои неплохие стихотворцы…
Т.Ч.
– То, о чём мы говорили: несобственно-авторская речь, как раз, и требует такого погружения в мир другого человека, что, если он пишет стихи, то это происходит у автора, но за героя и абсолютно спонтанно.
Н.К.
– Это очень интересная тема, и мы обязательно поговорим об этом специально. Ну, а сейчас небольшой отрывок на обе темы, которые мы здесь затронули: речь персонажей, шуточные стихи одного из них и ассоциация с прототипом… Глава называется «Мишель». Итак…
Мишель
– Добрый день! – декоратор Ильин на пути к тупику коридора, именуемому курилкой.
Увидев его, звукооператор, осветитель и оператор Голубь убегают, как говорит Голубь, «выпить кофейку».
– Был в травматологии, – рукой, будто смахивая с головы ненужное.
– Операцию?
А у этого парня только уши на уме!
– Открытие Сеченова: мышцы лица дают сигналы в мозг, влияют на его работу. От лопоухости и характер «лопоухий». И в этом нет удивительного.
Но удивляет. И чудак находит чудака хирурга, готового «приложить уши». Коррекция внутреннего формальным путём.
Я уши новые купил.
Теперь и я не лопоухий.
Не только внешность изменил,
характер сделался другим.
Я благодарен, Сеченов, твоей науке.
– Неплохо. – Хвалит, хотя не литератор, а декоратор. Князь (мамина линия). По отцу он никто. – Книгу, которую ты дал, о тоталитарных режимах… К одной цели – толпой… Так подлые, хитрые коммунисты управляют людьми! Ты, вроде, с кем-то в главной библиотеке? Неплохо бы…
– Ладно, будь в холле…
Явление помощницы режиссёра:
– А, вот ты где! У нас дверь картонная падает!
…Уходят, и ушей Ильина, как своих, не видать.
Н.К.:
– Одна из идей этого вашего исключительно объёмного по смыслу, не только в страничном эквиваленте, романа заключается в том, что группа потомков богатеньких, дворян на пике социализма объединилась в общество для его свержения… Ну, и этот декоратор, племянник Ильина, был среди них… Можете назвать прототипов?
Т.Ч.
– Пусть пока останется загадкой… Вообще, разглашение тайны прототипов не всегда может быть деликатно по отношению к реальным людям. Например, Томас Манн, великий немецкий писатель, у которого все персонажи имели реальных прототипов, был против этого разглашения.
Н.К.
– Ну, как-нибудь в другой раз… Большое спасибо за очень интересную беседу.
Т.Ч.
– Благодарю вас за приглашение на ваш канал, который интересен всем мыслящим людям.
Мы продолжим знакомство с творчеством Татьяны Чекасиной, но, повторяю: в планах нашего канала есть и обсуждения творчества других советских писателей.
Заходите на наш канал, подписывайтесь, знакомьте всех с ним, будем вместе возвращать читателям настоящую, реалистическую литературу!