Елена Евсюкова, директор по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS), рассказала, как изменится рынок запчастей в 2024 г. Главное из доклада специалиста в рамках 6-й онлайн-конференции Экскаватор Ру Знакомство с компанией Спикер начала с вводной информации о компании, на опыте которой основывает свои тезисы. Созданное в 2007 г., ООО «ДОЗ» с 2022 г. работает под брендом группы компаний ТЕХНОPARTS, объединяющей несколько направлений: поставка широкого ассортимента качественных аналогов запчастей; продажа спецтехники Lishide; выполнение подрядных работ (в основном, на карьерах Сибири); сервисное обслуживание спецтехники; производство. Группа располагает 17 складами, в том числе 10 собственными и 7 партнёрскими, откуда запчасти поступают во все регионы РФ. Ассортимент включает более 50 тыс. наименований. Группа является дистрибутором таких производителей, как Stal, Dasao, Black Rock, Nova, KJIN, Shimitsu. Импорт запчастей в Россию Елена Евсюкова отметила, что максимальный за последние 17 лет спрос на запчасти пришёлся на 2022 год: «Раньше мы не наблюдали такого ажиотажа. Следующий, 2023 год, прошёл намного легче, без сильных потрясений, можно сказать, что рынок стабилизировался». Главным драйвером развития в сегменте запчастей для коммерческого транспорта и спецтехники является количество техники в эксплуатации и её возраст. По статистике, более 50% парка спецтехники требует обновления из-за износа. Сегодня идёт активное строительство инфраструктуры, особенно дорожной, и потребность в спецтехнике увеличивается. Растут продажи ДСТ, а вслед за ними — и запчастей. При этом ушедшие западные бренды замещаются китайскими, что подтверждается статистикой ввоза. «С июля 2022 г. таможенная статистика в разрезе товарных групп закрыта, однако, если посмотреть на общую статистику импорта, то тенденции понятны, — сообщила Елена Евсюкова. — После падения 2022 года импорт восстанавливается. При этом видны тенденции снижения объёмов поставок из стран Европы и Америки и отчётливо виден рост поставок из Азии, прежде всего из Китая и Турции». В 2024 г. эти тенденции сохранятся, чему будут способствовать, с одной стороны, санкции, которые в ближайшем будущем никто не отменит, а с другой, — параллельный импорт. Под действием санкций схемы поставок будут усложняться и провоцировать рост стоимости и снижение объёмов поступлений на рынок РФ оригинальных запчастей. «Параллельный импорт стал своевременным решением, позволившим избежать массовых простоев техники из-за дефицита комплектующих и выиграть время для поиска альтернатив, — подчеркнула Елена Евсюкова, — Есть и обратная сторона — отсутствие контроля правообладателей над ввозимой продукцией и её качеством, что при ограниченном предложении и высоких ценах провоцирует появление на рынке недобросовестных поставщиков и контрафакта». По экспертным оценкам, доля контрафакта в обороте запчастей в РФ доходит до 50%, а в сегменте спецтехники — от 20 до 30%. Под действием санкций ситуация будет ухудшаться. И в связи с этим важно различать совместимые аналоги и контрафакт. [bnr_240x400-2_mobile] Запчасти-аналоги и контрафакт Компоненты-аналоги выпускаются под маркой альтернативного производителя, найти которого не составляет труда, плюс его компоненты всегда с собственной буквенно-цифровой кодировкой. Зачастую такие производители поставляют оригинальные компоненты на сборочные конвейеры производителей спецтехники, по соглашению с которыми продают часть компонентов под собственной маркой. Контрафактные запчасти — откровенная подделка. Их кодировка совпадает с оригинальными компонентами, иногда даже бывает указан производитель. Некоторые подделки настолько хорошо изготовлены, что с виду неотличимы от оригинала, но их дешевизна основана на несоблюдении технологии производства и некачественном сырье. Потому непредсказуем срок их службы. Параллельный импорт Режим параллельного импорта позволяет ввозить без контроля правообладателя и оригинальные запчасти, и аналоги, и фальсификат. Поэтому субъектов, занимающихся параллельным импортом, можно разделить на 3 группы: Перепрофилированные дилерские центры, которые дорожат репутацией и имеют товарный остаток ходовых позиций. Они стремятся продавать оригинальные запчасти либо предупреждают о контрафакте, при этом не стесняются завышать цены. Частные лица, так называемые «перекупы». Часто они не предупреждают о контрафактной продукции. Выстраивают дистрибуцию через онлайн-площадки. Эти продавцы продают запчасти без какой-либо ответственности и только за наличные. Посредники — компании, оказывающие посреднические услуги, такие как проведение международных оплат, доставка купленных запчастей из недружественных стран. Не несут ответственности за качество выбранного товара, отвечая только за финансовые транзакции, а выбор поставщика всецело лежит на клиенте. «Тут мы получаем ситуацию, когда клиенты в поисках более низкой цены, по сути, формируют спрос на контрафактные запчасти, обращаясь ко 2-й группе продавцов или через 3-ю группу продавцов выбирая поставщиков контрафактной продукции. Особенно это актуально для владельцев небольших парков техники, которые сами всем занимаются, — отметила Елена Евсюкова. — Говорить о полноценной системе отслеживания контрафактной продукции в условиях параллельного импорта не приходится». Как защититься от контрафакта Для защиты от контрафакта спикер предложила комплекс мер: мониторить рынок, благо цифровизация в этом помогает, и искать надёжных поставщиков. Крупным компаниям проще, они могут позволить себе отдел внешнеэкономической деятельности и выборочную проверку товара. Более мелким компаниям нужно внимательно выбирать поставщика в РФ. В качестве критериев отбора можно привести изучение опыта работы компании: является ли компания дилером или дистрибьютором комплектующих и какого бренда, есть ли склады запчастей и интернет-магазин, есть ли профессиональная команда менеджеров, есть ли прямые поставки с заводов-производителей, обеспечивается ли гарантия на товар. «Например, в компании ТЕХНОPARTS мы контролируем качество товара не только на этапе отправки в РФ, но непосредственно знакомы с производствами поставщиков, — рассказала Елена Евсюкова, — У нас специализированное подразделение, занимающееся закупкой, часть его сотрудников постоянно находятся за границей. Кроме того, мы тестируем поставляемую продукцию на собственном парке техники и предоставляем гарантию даже на такие расходники, как коронки ковша». Попытки импортозамещения Предприятия срочно налаживают производство гидравлики, трансмиссий, мостов и других важных узлов и агрегатов, и по официальным данным и пресс-релизам импортозамещение идёт отлично. К примеру, ассоциация «Росспецмаш», объединяющая 80% отечественных машиностроительных компаний, сообщает о том, что производство спецтехники в 2023 г. выросло на 19% и составило 90 млрд руб. Но если сопоставить объёмы внутреннего производства — 90 млрд руб — с объёмом российского рынка ДСТ, который в 2023 г. вырос на 58% и составил 440 млрд руб, то мы увидим, что выпуск отечественной техники в 5 с лишним раз меньше потребности рынка. При этом в экономике сохраняется высокий уровень износа основных фондов — 48%, а в добывающих отраслях — почти 60%. «Очевидно, что спрос на технику и запчасти будет сохраняться. Существующие мощности по выпуску спецтехники и компонентов недогружены, однако для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо техническое перевооружение на качественно новом уровне, а это крупные инвестиции, это закупки санкционного оборудования. В 2024 г. за счёт внутреннего производства мы не удовлетворим потребности рынка. Необходимо решение в масштабах страны», — сообщила Елена Евсюкова. Тенденции рынка запчастей для спецтехники в 2024 г. В заключение спикер сформулировала основные тенденции рынка: Снижение темпов роста продаж спецтехники. Такого роста, как в 2023 г., уже не будет из-за роста утильсбора и ключевой ставки. Высокий уровень износа техники и ограниченные возможности по её обновлению за счёт кредита способствуют росту спроса на запчасти. Санкции и контроль ужесточатся, и поток параллельного импорта будет иссякать. Под угрозой вторичных санкций усложняется и дорожает логистика и платежи из РФ в иностранные банки. Как следствие, сократится предложение оригинальных запчастей. Ввоз контрафакта будет расти на фоне параллельного импорта и отсутствия контроля качества со стороны правообладателей. Локализация производства и импортозамещение будут продвигаться, но низкими темпами. Быстрый прорыв в производстве отечественных комплектующих и оборудования в условиях санкций без государственной программы невозможен. Рост доли китайских поставщиков спецтехники и комплектующих. Рост спроса на запчасти для китайской спецтехники. Отзыв клиента ООО «ДОЗ» (ГК ТЕХНОPARTS) о работе с компанией Больше материалов с конференции Экскаватор Ру: «Российский рынок в приоритете, но есть определённые сложности». Мнение представителя LiuGong Топ-менеджер XCMG рассказал о передовых разработках из КНР, которые становятся доступны в РФ 14 брендов из Индии, Европы, Китая и РФ плюс один собственный. Дилер о диверсификации бизнеса
Параллельный импорт стал спасением, но открыл дорогу контрафакту запчастей
16 мая 202416 мая 2024
2
7 мин