Найти в Дзене
Строки на веере

Казанский мост в Санкт-Петербурге

Там уйма перепутана дорог?
Конечно, в мыслях чудаков-поэтов!
Там проживают тысячи сюжетов,
Поэт забыл, отвлёкся, не сберег

Идею. Ускользнула, не зови.
Неуловима, призрачна и прытка,
А вот уже и Церковь-на-Крови —
Лубочная, пасхальная открытка.

Дом Книги. До Дворцовой два шага.
Извилистые Мойки берега,
Я не иду — почти лечу, как птица,

Укроюсь в стенах Зимнего Дворца,
Где мыслям нет начала и конца,
И где вполне возможно заблудиться.
Вера Чигарина

Для того чтобы перейти по Невскому через канал Грибоедова к следующему дому нам потребовался Казанский мост, названный так в честь расположенного рядом собора.

Прежде начиная с 1716 года на этом месте находился деревянный мост, которого называли Рождественским так как строился он рядом с церковью Рождества Богородицы. В 1765-1766 годах по проекту инженеров В. И. Назимова и И. М. Голенищева-Кутузова набережная канала Грибоедова была облицована гранитом, деревянный мост был заменен каменным. А в 1805-1806 годах архитектор Л. Руска еще и расширил мост. К тому времени он уже получил новое имя Казанский, после того как на месте придворной церкви появился Казанский собор. Это произошло в 1783 году.

В 1999-2003 годах был произведен капитальный ремонт моста.

С моста через Канал Грибоедова хорошо смотрится Спас на Крови (правильное название Собор Воскресения Христова на Крови), но петербуржцам привычнее говорить Спас на Крови. Храм возведен на месте где 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II – царь, отменивший в 1861 году крепостное право и освободивший от рабства 23 миллиона человек! «И рабство, падшее по манию царя». Выражение на крови указывает на кровь убиенного царя.

-2

1 (13) марта 1881 года император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже, с «чая» в Михайловском дворце у великой княгини Екатерины Михайловны. Великий князь Михаил Николаевич собирался ехать с царем, но задержался и сказал, что закончит свои дела и нагонит его. Когда же прогремел взрыв, Михаил Николаевич бросился вслед за государем и застал того еще живым, но смертельно раненным.

На набережной Екатерининского канала (Канала Грибоедова) императора ждали убийцы, первая бомба была брошена под ноги лошадям, вторая предназначалась царю, это произошло, когда тот вышел из коляски и склонился над раненым казаком из своей личной охраны.

-3

Одна нога Александра Николаевича была почти оторвана, другая представляла собой кровавое месиво. Было понятно, что его нельзя просто положить в коляску и довезти до Зимнего. Любое движение, любой толчок приносил ему невероятные страдания. Раненого монарха буквально на руках принесли в Зимний дворец. Вся дорога от Екатерининского канала до Дворцовой была покрыта его кровью. Кровью помазанника Божия, человека, который отменил крепостное право и провел ряд блестящих реформ, о которых могли только мечтать его предшественники. Александр II был смертельно ранен как раз в тот день, когда должен был одобрить еще и конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова.

Он скончался в тот же день, приблизительно через час после рокового взрыва. Царь-освободитель, от рук народовольцев и от имени освобожденных им людей. Так и хочется спросить – за что? Но революцию как известно делают молодые. Те самые юноши, которые родились уже после отмены крепостного права или заставшие его будучи детьми. Они не испытывали на себе николаевского режима, не знали, как это, когда вообще ничего нельзя. Они не понимали и не желали понимать того, что обязаны этому пожилому не слишком здоровому человеку, который все время принимал какие-то непонятные законы и, вообще, не желал прислушиваться к чаянию народа.

-4

«Государь не скончался только, но и убит в Своей собственной столице… мученический венец для Его священной главы сплетён на русской земле, в среде Его подданных… Вот что делает скорбь нашу невыносимою, болезнь русского и христианского сердца — неизлечимою, наше неизмеримое бедствие — нашим же вечным позором!» — произнес в своем слове перед панихидою в Исаакиевском соборе ректор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Иоанн Янышев[1].

В своих эмигрантских мемуарах великий князь Александр Михайлович, оказавшийся у одра умирающего императора, куда прибыл вслед за своим отцом Михаилом Николаевичем, писал о том, что происходило в дни, последующие убийству царя: «Ночью, сидя на наших кроватях, мы продолжали обсуждать катастрофу минувшего воскресенья и опрашивали друг друга, что же будет дальше? Образ покойного Государя, склонившегося над телом раненого казака и не думающего о возможности вторичного покушения, не покидал нас. Мы понимали, что что-то несоизмеримо большее, чем наш любящий дядя и мужественный монарх, ушло вместе с ним невозвратимо в прошлое. Идиллическая Россия с Царём-Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 года. Мы понимали, что Русский Царь никогда более не сможет относиться к своим подданным с безграничным доверием. Не сможет, забыв цареубийство, всецело отдаться государственным делам. Романтические традиции прошлого и идеалистическое понимание русского самодержавия в духе славянофилов — всё это будет погребено, вместе с убитым императором, в склепе Петропавловской крепости. Взрывом прошлого воскресенья был нанесён смертельный удар прежним принципам, и никто не мог отрицать, что будущее не только Российской империи, но и всего мира зависело теперь от исхода неминуемой борьбы между новым Русским Царём и стихиями отрицания и разрушения».

«Бог велел нам пережить нынешний страшный день, — писал К. П. Победоносцев[2] в день гибели Александра II новому царю. — Точно кара Божия обрушилась на несчастную Россию. Хотелось бы скрыть свое лицо, уйти под землю, чтобы не видеть, не чувствовать, не испытывать. Боже, помилуй нас».

-5

[1] Иван (Иоанн) Леонтьевич Янышев (14 апреля 1826, село Шашкино, Тарусский уезд, Калужская губерния — 13 июня 1910, Санкт-Петербург) — священнослужитель Православной Российской Церкви; духовник императорской фамилии (с 1883 до своей смерти в 1910) и замещал должность протопресвитера придворного духовенства (до 4 октября 1906 года); член Святейшего Правительствующего Синода (с 1905). Богослов, один из основоположников моралистической школы в русском академическом богословии. Доктор богословия (1899).

[2] Константин Петрович Победоносцев (21 мая (2 июня) 1827, Москва10 (23) марта 1907, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель консервативных взглядов, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872).