Пишу эту статью и мне очень грустно. Сложно представить, что художника, который писал картины и общался еще вчера со своими учениками и родными, не стало. Жизнь человека, к сожалению, быстротечна и хрупка. И Сергей Андрияка как будто торопился жить, создавая свои потрясающие полотна, стараясь передать все свои знания и опыт новым поколениям художников. В истории русского искусства найдется лишь один художник, обладавший такой работоспособностью. Это был Иван Айвазовский. Но его Сергей Андрияка, похоже, обогнал.
Сергей Андрияка был выдающимся российским художником-акварелистом и прекрасным педагогом. Он родился 14 июля 1958 года в Москве. Его творческая карьера началась уже в раннем возрасте. Рисовать он начал под руководством своего отца, когда ему было всего шесть лет.
После окончания художественной школы при институте имени Сурикова, Сергей поступил в Московский художественный институт имени Сурикова на факультет живописи, специализируясь на станковой живописи. В 1982 году он успешно защитил диплом, представив историческую картину.
С 1982 по 1985 год Андрияка работал в Творческих мастерских Академии художеств СССР. В 1983 году он вступил в Союз художников СССР, а в 1999 году основал Школу акварели Сергея Андрияки, которая действует и по сей день. Сергей Андрияка известен своими уникальными работами, выполненными в технике акварели.
История этой картины напрямую связана с судьбой художника и его творчества. Однажды пожар чуть не уничтожил его лучшие картины. В 2004 году должна была состояться его большая персональная выставка в Манеже в Москве.
На фасаде Манежа уже висели плакаты, предваряющие выставку “Сергей Андрияка. Школа акварели". Но за день до завоза картин в Манеже вспыхнул пожар. Здание сгорело полностью. Узнав от друга, что происходит, художник приехал к зданию... Это было невероятной эмоциональное потрясение. Художник сделал маленький рисунок с того места, где стоял во время пожара в альбом. Потом он вернулся в мастерскую. На мольберте был полутораметровый лист бумаги, натянутый для другой картины. Художник отключил все телефоны и начал работать. За два-три дня он выплеснул на этот лист бумаги все те эмоции, которые его переполняли. Так родился образ того горящего здания. И не просто образ пожара, а пожара, который мог бы унести все творческое наследие Мастера, все его картины. Получилась очень пронзительная и образная картина.
Спустя годы после восстановления Манежа, Сергею будет предоставлена честь открыть новое здание своей выставкой, где эта картина стала ключевой.
Он использует традиционные методы и материалы, такие как масло, гуашь и темпера, но основное внимание уделяет многослойной акварели. Художник рисует по памяти, часто без предварительного рисунка карандашом, создавая произведения искусства, которые поражают своей красотой и глубиной.
Среди основных жанров творчества Сергея Андрияки можно выделить пейзаж и натюрморт. Многие его работы посвящены архитектуре российских и зарубежных городов. Его старые русские города с церквями и золотыми куполами поражают зрителя в самое сердце. В живописи он использовал послойные лессировочные прописки акварелью, используя иногда по 20-30 слоев – как на сухой, так и по мокрой поверхности листа. Разнообразными белилами и прочими вспомогательными материалами, кроме акварельных красок, Андрияка в своем творчестве не пользовался.
Поражает не только потрясающая техника художника на грани возможного, но и размеры его полотен, особенно, если учесть, что основной материал для его работ - бумага и акварель. В 1995 году он создал шестиметровую акварельную панораму Москвы XIX века по заказу московской мэрии.
С 1977 года Сергей Андрияка совмещает учёбу и преподавательскую деятельность. С 1979 по 1985 год он преподавал живопись в художественной школе при институте имени Сурикова, а с 1985 по 1989 год работал старшим преподавателем в Московском художественном институте имени Сурикова.
Его первая персональная выставка прошла в 1985 году в Звенигороде. Художник много раз вспоминал о ней. В одном из интервью он сказал, что на той самой персональной выставке картин он научился видеть собственные картины со стороны, уметь выстраивать экспозицию. К 1994 году у художника состоялось уже 30 персональных выставок...
С 1999 года Сергей Андрияка руководил Школой акварели своего имени, где обучение основано на одновременной работе педагога и учеников над заданиями, разработанными самим художником. Сергей Николаевич Андрияка — народный художник Российской Федерации (2005), заслуженный художник Российской Федерации (1996) и обладатель множества наград и званий. Его творчество и педагогическая деятельность оказали огромное влияние на развитие российской живописи и акварели.
В 2019 году президент России вручил Сергею Андрияке в Кремле орден Александра Невского. Сегодня Первый корпус Кремля украшают 135 работ Андрияки и 67 картин его талантливых учеников. В настоящее время в Кремле открыта выставка работ художника и учеников его академии. Помните, 7 мая, по пути на свою инаугурацию в этом году, Владимир Путин заинтересовался картиной Дарьи Веселовой, выпускницы Академии акварели Андрияки.
Сергей Андрияка всегда был очень душевным человеком. А по - другому и не могло быть. Ведь только такой человек мог писать такие картины, сразу попадающие зрителя в сердце.
Когда однажды его спросили об отношении к современному искусству, он сказал: "... Для меня существуют простые понятия. Есть традиционное искусство, а есть то, что ушло от традиций. То, что идет по традиции, — это к жизни, а то, что ушло от нее, — это к смерти. И спорить с этим без толку. Так было, есть и будет. И ничего нового под солнцем не родится. И когда говорят о каких-то поисках, о какой-то ерунде… Чего мы ищем?.."
Он спешил жить, много работал, как будто знал, сколько ему отведено... "... Вот я дотронулся в каком-то настроении кистью или карандашом до листа, и мое внутреннее состоянии пошло туда, в лист, и оно там живет! И даже когда меня закопают, оно там будет жить!.."
Это был художник и художник с большой буквы, и человек с большой буквы. Он был счастливым человеком. Любимое дело, шестеро детей, трое из которых уже стали профессиональными художниками, сотни, а вместе с телевизионной аудиторией, тысячи учеников. Он никогда не афишировал, никогда не гордился своей огромной славой. За него теперь будут говорить только его картины. Говорят, последними его словами были "Всех люблю." Душа художника будет жить в его работах и его талант навсегда сохранится в картинах его многочисленных талантливых учеников. Они продолжат его дело, но уже без своего учителя, но по его заветам...