Последняя информация про камеры ГИБДД 2024.
С каждым годом количество камер ГИБДД на дорогах увеличивается. При этом, увеличивается и число видов нарушений, которые фиксируют новые камеры. По информации Научного центра безопасности дорожного движения при МВД России (НЦ БДД), которая была опубликована в конце апреля 2024 года, в среднем на одну камеру ГИБДД по итогам 2023 года приходится 7,6 тысячи выявленных нарушений. Это абсолютный рекорд за последние годы.
Камеры начали активно оснащать дополнительными функциями. И теперь рост штрафов связан не только с увеличением их числа на дороге, но и с тем, что каждая камера умеет выявлять большее количество нарушений. Отсюда и рекордный показатель, сколько нарушений одна камера выявляет за год.
Всего за прошлый год, согласно обзору НЦ БДД, было возбуждено 240,1 млн. дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения. Это на 17,6 процента больше, чем годом ранее. Почти 221 миллион дел было возбуждено именно с камер - это 92%. Количество нарушений, выявленных таким способом, по сравнению с 2022 годом выросло на 20,3 процента.
При этом количество стационарных комплексов выросло всего на 9,8% и составило 25,2 тысячи штук. А количество передвижных даже сократилось на 1,2% - до 3,1 тыс. штук.
ЗАКОННЫ ЛИ ТРЕНОГИ ГИБДД В 2024 ГОДУ?
Многие подписчики проекта "Автосправочная" неоднократно спрашивали - законны ли "треноги" ГИБДД на дорогах? Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, ещё 1 июля 2022 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев анонсировал полное прекращение использования ручных радаров автоинспекторами.
"Владимир Колокольцев принял решение прекратить применение в повседневной деятельности подразделений Госавтоинспекции мобильных комплексов фотовидеофиксации, работающих в ручном режиме", – заявили 1 июля 2022 года в пресс-службе МВД РФ.
Многие водители после этого почему-то решили, что так называемые "треноги" - мобильные комплексы фотовидеофиксации, которые обычно ставят на обочине дорог, стали незаконны.
На самом деле, несмотря на то, что рядом с такими устройствами дежурят сотрудники, "треноги" не относятся к ручным средствам изменения, так как фиксация нарушений происходит в автоматическом режиме. То есть, это мобильные комплексы фотовидеофиксации, работающие в автоматическом режиме.
Что же касается запрета на ручные устройства, речь идёт о так называемых "фенах" - устройствах, которые автоинспекторы наводят на движущийся автомобиль для фиксации превышения скорости. Дело в том, что многие такие устройства - старого образца, и показывают только время и скорость, без изображения автомобиля, его госномеров и т.д. Соответственно, это широкое поле для злоупотреблений со стороны инспекторов. Именно поэтому, от применения таких устройств решили отказаться. Впрочем, в большинстве регионов РФ от применения таких ручных радаров отказались уже много лет назад.
5 ноября 2022 года депутат Госдумы Ярослав Нилов анонсировал подготовку поправок, которыми вводится запрет на использование мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД - тех самых "треног" ГИБДД.
"Вечная тема противостояния водителей и дельцов на дорожных комплексах фиксации нарушений и "нарушений". Нарушать нельзя - и на дорогах, и в кабинетах. Кто на руле встречал в пути временные и сделанные фактически из компоста и палок "камеры, которые за безопасность", поймут без лишних объяснений. А вот ответственность за фото с них и со стационаров одинаковая. По стационарным комплексам разговор отдельный, но любого рода "треноги" нужно на свалку уже сейчас. Немедленно", - написал в своём Телеграм-канале Ярослав Нилов 5 ноября 2022 года.
Передвижные комплексы ("треноги") используются в основном частными структурами для выявления нарушений скоростного режима. При этом такие комплексы устанавливаются, как правило, не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где водители часто допускают незначительное нарушение скоростного режима, считают авторы поправок. В целях увеличения количества штрафов недобросовестные владельцы комплексов порой некорректно устанавливают камеры по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права автовладельцев.
8 ноября 2022 года текст подготовленного законопроекта был направлен на заключение в Правительство. Согласно документу, в качестве доказательства нарушений водителей предлагается разрешить использовать данные только со стационарных комплексов фотовидеофиксации. Тем не менее, данные поправки Госдумой пока даже не рассматривались. Именно поэтому, "треноги" на дорогах в 2024 году по-прежнему законны - никто их не отменял и не запрещал. Более того, в последние годы появились более современные образцы таких устройств, которые фиксируют не только превышение скоростного режима, но и целый ряд других нарушений ПДД. Кроме того, в них применяются современные технологии, делающие их менее заметными для радар-детекторов.
ДОЛЖНЫ ЛИ ЗНАКИ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ О КАМЕРАХ НА ДОРОГЕ 2024?
Как уже рассказывал ранее портал Avtospravochnaya.com, согласно Постановлению Правительства № 2441 от 31 декабря 2020 года, с 1 марта 2021 года в России появился новый дорожный знак, обозначающий камеры ГИБДД. На смену знаку дополнительной информации (табличке) 8.23 «Фотовидеофиксация» пришёл информационный знак 6.22 с таким же названием «Фотовидеофиксация».
Новый знак 6.22 вступил в силу с 1 марта 2021 года, а все упоминания из ПДД старой таблички 8.23 убрали с 1 сентября 2021 года. Особенности нового знака обусловлены переходом его из категории знаков дополнительной информации в категорию информационных:
- вне населенных пунктов данный знак должен устанавливаться не в начале зоны фотовидеофиксации, а за 150-300 метров до ее начала;
- новый знак может устанавливаться отдельно от других знаков, а прошлый знак применялся только совместно с другими знаками (ограничение скорости, запрет парковки и т.д.);
- в населенных пунктах новый знак разрешено устанавливать совместно со знаком, обозначающим начало населенного пункта, то есть обозначать каждую камеру в городе уже не обязательно;
- совместно с новым знаком могут устанавливаться таблички, показывающие направление и расстояние до зоны фотовидеофиксации.
Таким образом, в 2024 году в населённых пунктах о месторасположении каждой камеры предупреждать никто не обязан - достаточно установки одного предупреждающего знака, на въезде в этот населённый пункт. А вот за городом - наоборот, знаки должны быть, причём устанавливаться они должны заранее (за 150-300 метров). Нужно учитывать, что за городом знак указывает лишь возможное место расположения камеры. Если там применяются передвижные камеры, то их конкретно в данный момент там может и не быть - они могут стоять на другом участке, который также должен быть обозначен предупреждающими знаками.
Ещё один нюанс - не требуют предупреждающих знаков мобильные комплексы фотовидеофиксации. В частности, речь идёт о новейших комплексах, которые устанавливаются в салоне патрульных автомобилей или встроены прямо в светодиодную балку (мигалку) на их крыше.
КАМЕРЫ ГИБДД: НОВЫЕ НАРУШЕНИЯ 2024
Камеры на ремень
Уже несколько лет непристегнутые ремни выявляют камеры ГИБДД. Согласно статистике НЦ БДД, по итогам 2023 года выросло количество выявленных непристегнутых водителей и пассажиров. Тут стоит отметить, что камеры на непристёгнутых пассажиров массово заработали только в прошлом году - ранее камеры в большинстве регионов автоматически фиксировали только водителей. Но при автоматической фиксации несет ответственность за это всё-равно собственник автомобиля.
Напомним, согласно действующим правилам, если автомобиль оснащён ремнями безопасности, то все находящиеся в нём должны быть пристёгнуты. За данное нарушение по статье 12.6 КоАП РФ грозит штраф в размере 1000 рублей.
Примечательно, что для фиксации непристёгнутого ремня безопасности даже не обязательно закупать новые комплексы фотовидеофиксации. К примеру, в Татарстане фиксации данного вида нарушений ещё 2021 году "обучили" уже существующие камеры на дорогах - их было порядка 300 единиц. За первые 2 недели после запуска нового функционала камеры сразу же выявили более 6 тысяч нарушителей.
Всего по итогам 2023 года количество штрафов за непристёгнутый ремень, оформленных камерами во всех регионах РФ, выросло с 4,7 миллиона до 8,2 миллиона.
Камеры на фары
Более чем в 10 раз по итогам 2023 года выросло количество выявленных с помощью камер таких нарушений, как пользование световыми приборами. В правилах прописано требование включать днем ближний свет, если нет так называемых дневных ходовых огней. Но не все водители это требование выполняют. Камеры достаточно давно научили выявлять таких нарушителей. В итоге, если в 2022 году таких нарушителей было выявлено 34 тысячи, то в 2023 году - уже почти 375 тысяч.
Как и с ремнями, в случае с камерами на фары, речь идёт не о закупке новых комплексов фотофиксации, а об "обучении" уже существующих новой функции, при помощи нейросетей. Подобные камеры делают несколько снимков, чтобы исключить ошибку в случае со светодиодной оптикой, которая при съёмке камерой "моргает". Кроме того, если работает хотя бы одна из двух фар, штраф не оформляется, заверяют изготовители таких комплексов.
Первые такие комплексы появились в Москве, а затем постепенно пошли в регионы. Так, 31 декабря 2022 года старт работы этих комплексов фотовидеофиксации анонсировали в Красноярском крае. 18 апреля 2023 года камеры начали штрафовать за фары в Республике Марий Эл, в конце 2023 года - в Новгородской области.
По такому же принципу эти же камеры фиксируют и водителей, которые в нарушение ПДД используют за рулём телефон.
Камеры на "пешеходку"
С 2021 года в регионах РФ активно внедряются камеры ГИБДД, штрафующие водителей за непредоставление преимущества пешеходам. Речь идёт о комплексах фотовидеофиксации от нескольких производителей.
В 2021 году сотрудники ГИБДД Красноярского края начали оформлять штрафы по 14 новым камерам фотовидеофиксации. Среди введённых в эксплуатацию комплексов 7 камер фиксируют нарушение ПДД водителями, которые не предоставляют преимущество пешеходам на пешеходных переходах (комплексы "Автозебра"). В 2022 году камеры на "пешеходку" заработали ещё в ряде регионов, среди которых:
- Кемеровская область;
- Курская область;
- Костромская область;
- Тюменская область.
В январе 2024 года такие же камеры запустили в Татарстане. За первые дни с момента внедрения системы к административной ответственности в республике были привлечены более 400 водителей.
Напомним, согласно ст. 12.18. КоАП РФ «Непредоставление преимущества в движении пешеходам», за это нарушение предусмотрен административный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей.
Камеры на остановках
С 1 марта 2023 года поправки ПДД ввели новую разметку 1.17.2:
- 1.17.2 (цвет - желтый) - обозначает места остановок трамваев, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Водитель, как и ранее, должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Однако, с 1 марта 2023 года это положение дополнено примечанием, связанным с введением новой разметки 1.17.2:
«В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии - перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».
17 января 2024 года в ГИБДД Москвы рассказали о том, что камеры начали фиксировать нарушителей указанных требований в автоматическом режиме.
"Такие нарушения администрируются Госавтоинспекцией Москвы при помощи камер фото-видео фиксации ЦОДД. Остановочные пункты обозначены дорожной разметкой, а также установлены дорожные знаки. Для удобства и безопасности, как водителей, так и пеших участников дорожного движения на трамваях установлено предупреждающее табло "Внимание, пассажир!"", - рассказали в ГИБДД.
Санкция статьи 12.18 КоАП РФ при автоматической фиксации такого нарушения предусматривает наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. Госавтоинспекция Москвы призывает водителей быть внимательными при подъезде к местам остановки трамвая, где посадка и высадка производится с проезжей части.
Камеры на "островках безопасности"
С 1 марта 2023 года заработали поправки в ПДД, согласно которым остановка теперь запрещена на направляющих островках и островках безопасности. 9 апреля 2024 года в ГИБДД Москвы сообщили, что водителей за данное нарушение начали штрафовать камеры.
"Госавтоинспекция Москвы обращает внимание водителей на необходимость соблюдения правил остановки транспортных средств и напоминает, что в соответствии с пунктом 12.4 ПДД РФ на островках направляющих и на островках безопасности остановка запрещена. Такие нарушения администрируются Госавтоинспекцией Москвы при помощи камер фото-видео фиксации ЦОДД. Островки направляющие и островки безопасности обозначаются соответствующей горизонтальной дорожной разметкой 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 Приложения 2 к ПДД РФ", - говорится в сообщении ведомства.
По информации ЦОДД Москвы, пока штрафы приходят только за стоянку на островках безопасности и направляющих островках. То есть, камера фиксирует, что после остановки автомобиль простоял более 5 минут, после чего фиксирует нарушение.
Напомним, за нарушения правил остановки и стоянки в Москве водителям грозят повышенные штрафы. Так, санкция части 5 статьи 12.19 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере 2 500 рублей за нарушения требований к остановке и стоянке.
Камеры на мотоциклы 2024
Весной 2024 года в Москве камеры на дорогах настроили для выявления нарушителей среди мотоциклистов.
"За нарушениями ПДД мотоциклистами наблюдают 1 716 камер ЦОДД. Мы развернули комплексы фотовидеофиксации по ходу движения транспорта, чтобы распознавать номера мотоциклов-нарушителей. Камеры фиксируют те же нарушения, что и у автомобилистов: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, проезд по полосе для городского транспорта, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки и другие", - сообщили 14 мая 2024 года в Департаменте транспорта столицы.
Судя по фотоматериалам, камеры начали фиксировать нарушителей на мотоциклах ещё в апреле 2024 года. Фиксируют они и сугубо "мотоциклетные" нарушения. К примеру, на фото представлен материал за езду без шлема.