В фильмах «Приключения королевского стрелка Шарпа» есть колоритный ирландец – Патрик Харпер. Сперва он на ножах с лейтенантом Шарпом, но постепенно оба начинают уважать друг друга. В книгах упоминаются и другие ирландцы из роты Шарпа – Финн, Слэттери, Доннелли.
Между тем отношения между ирландцами и англичанами были очень сложными. Ирландцы частенько восставали против английских королей, а резню Кромвеля помнят по сей день. Незадолго до событий первого фильма, в 1798 году, отгремело очередное ирландское восстание, поддержанное французскими войсками. И вот спустя каких-то 10 лет ирландские стрелки сражаются в британской армии против французов. Могло ли такое произойти?
Как ирландцы попали в роту Шарпа?
Лучше всего известна история Харпера. Он родился в семье фермера из графства Донегол и был четвертым из одиннадцати детей. Мать говорила, что кормить Патрика – это все равно что кормить троих, поэтому чаще всего он оставался голодным. Именно голод заставил Харпера вступить в британскую армию в 1801 году.
Патрик гордится своим происхождением: часто вспоминает о Родине, в бою выкрикивает ирландские боевые кличи, как-то раз заставил одного сержанта присягнуть на верность Ирландии. Также подчеркивается, что Харпер – католик.
Стрелок Фергус Слэттери – из графства Уиклоу, известно, что он посещает мессы. Шон Доннелли – из графства Дерри в Ольстере, где селилось много англо-шотландских колонистов, так что он вполне может быть протестантом.
Почему вера имеет значение? Ну, в британской армии тех времен были свои порядки…
Ирландцы и католики в британской армии XVIII века
В этот период Ирландия считалась отдельным королевством с собственным парламентом. У нее была своя армия, содержавшаяся за счет ирландских налогов. Но фактически все основные вопросы, включая командование армией, решали король Великобритании и британский же парламент.
Служить в армии разрешалось только протестантам англиканского вероисповедания. Католикам и прочим протестантам это запрещалось. Причина в том, что католики (особенно ирландцы) поддерживали католическую династию Стюартов, свергнутую с английского трона в 1688 году.
А с 1701 по 1756 годы существовал даже полный запрет на набор любых ирландцев в рядовой состав (без разницы, католики они или протестанты). Британские власти считали жителей Зеленого острова крайне ненадежными, потому что в это время во Франции сформировали целую бригаду из ирландских эмигрантов (известны как «Дикие гуси»).
Постепенно политика британского правительства смягчается. После 1756 года в армии разрешили служить ирландцам-протестантам, а в 1778 году отменили запрет на военную службу для всех католиков. Но фактически можно сказать, что власти узаконили уже сложившуюся практику. Проблемы с набором рекрутов в Великобритании регулярно приводили к тому, что штабные офицеры тайно вербовали ирландских католиков или записывали ирландских протестантов как шотландцев.
Теперь, когда все запреты были сняты, из-за повальной нищеты в армию повалили толпы ирландских добровольцев (таких как Харпер). В результате к эпохе Наполеоновских войн около трети солдат в британской армии были ирландцами. В основном они не поддержали восстание 1798 года и считались вполне лояльными.
Итак, возможно, в 95-м стрелковом полку Шарпа и не было солдат по имени Патрик Харпер, Фергус Слэттери или Шон Доннелли, но ирландцы там наверняка служили – и немало.
Спасибо за внимание!