Басманный районный суд Москвы в четверг, 16 мая, продлил срок содержания под стражей четверым боевикам и подельникам, действия которых стали причиной крупнейшего за последние годы теракта — трагедии в «Крокус Сити Холле». Журналисты, которым позволили присутствовать на судебном процесс отмечают, что нападавшие на людей в «Крокусе» исполнители больше не проявляли той растерянности и страха, которые видели все россияне на видео с задержания группы преступников.
Все помнят задержания и допрос террористов, которые оказались гражданами Таджикистана, устроивших бойню в «Крокус Сити Холле» вечером пятницы, 22 марта. Более 140 человек погибли, а еще сотни получили ранения, травмы и отравление дымом от масштабного пожара, вспыхнувшего по вине террористов. Испуганные, трясущиеся от страха, скованные по рукам, на их лицах виделись недавно полученные раны и ссадины от жестокого захвата спецназом. Такими их запомнили те, кто видел ролики, записанные силовиками. Кажется, всё изменилось…
Таксист, отец четверых детей, брат участника войны в Сирии
Одним из четверых, которому повезло остаться относительно целым и здоровым после задержания, является 32-летний Далерджон Мирзоев*. В ходе блицдопроса он отвечал только с помощью переводчицы и делал вид, что не понимает ничего по-русски.
В сети его прозвали «Мясником» за чрезвычайную жестокость при нападении на посетителей «Крокуса» (одного из них он прямо на видео зарезал ножом). Когда Басманный суд рассматривал продление меры пресечения, террорист выглядел совершенно спокойным и даже не опустил головы, как делал это на мартовском процессе. Страшный преступник смотрел в камеру круглыми глазами, казалось, у него ещё осталась наглость.
В повседневной жизни его знали как обычного гастарбайтера из Средней Азии, у которого есть жена и четверо малолетних детей на родине и обязательства помогать родителям. С 18-летнего возраста начал приезжать в Россию на заработки, последним его пристанищем оказался Новосибирск, где он некоторое время прожил у приютивших его родственником. Известно, что на самом деле он неплохо говорит по-русски, так что услуги переводчика в суде — это не более, чем простая блажь. В прессу ранее попадала подтвержденная информация, что мужчина неоднократно нарушал миграционное законодательство и даже был депортирован, но каждый раз он возвращался в РФ. В Новосибирске работал в службе такси.
У этого непримечательного мигранта также был старший брат, Равшанджон Мирзоев, частник войны в Сирии на стороне террористов. Некоторые источники сообщают, что он был убит в 2020 году. Младший, как мы видим, мало чем отличается от старшего.
«Простой барбер» и член этнических ММА-клубов
Самый молодой нападавший — Мухаммадсобир Файзов. Ему всего 19 лет. Сначала он работал в Иванове, а затем переехал в городок Тейково, расположенный в нескольких десятках километров юго-западнее регионального центра, и там устроился в барбершоп. Говорят, посетители отзывались о нём положительно, у него даже были постоянные клиенты.
Согласно неофициальным данным, этот населенный пункт для жизни он выбрал не случайно, а по наводке куратора. В Тейкове дислоцирована 4-я ордена Кутузова гвардейская ракетная дивизия, оперативно-стратегическое соединение РВСН.
Он сидел в «аквариуме» суда, склонив голову, стараясь не попадать в объективы камер. При этом, судя по ответам, он точно не был растерян, он отвечал на вопросы судьи ровным голосом, без дрожи. Так что можно отбросить в сторону ненужные гипотезы о «несчастном мальчике, который совсем не понимал, что творит», которые распространяет «Радио Свобода» (СМИ финансируется США).
Главарь с педофильскими наклонностями, который сообщил матери в день теракта, что он на работе
25-летний Фаридуни Шамсидин* родом из кишлака Лойоби, который находится в 50 км от Душанбе был зарегистрирован в подмосковной деревне Путилково в России.
Он утверждал на своей странице в социальных сетях, что получал образование в Таджикском государственном университете коммерции, но в реальности за плечами у него всего 7 классов школы. Он работал на стройке на родине, а затем пёк лепёшки. Известно, что ранее Шамсидин* был приговорен к тюремному заключению на родине за «развратные действия», которые он совершил в отношении ребенка.
Несмотря на то, что его родственники называют «совершенно не религиозным человеком», в социальных сетях он известен под именем Абдуллох, что означает в переводе с арабского «Слуга Бога».
Был в Роcсии несколько раз, но неясно, законны ли были его «визиты». В последний раз, когда он был в Подольске в начале нынешнего года, работал разнорабочим на паркетной фабрике в микрорайоне Климовск. Он проработал там примерно месяц, получил заработную плату в размере 40 тысяч рублей, и, видимо, перетрудился, быстро исчезнув с радаров.
Как известно, «Слуга Бога» отправился в конце февраля в Турцию, где провел больше недели, проживая в гостинице в центральном районе Фатих в Стамбуле. В частности, он поселился в отеле в тот же день, 24 февраля, когда из этого же отеля выписался другой боевик-убийца из этой банды Рачабализода Саидакрами, прибывший на турецкую землю за месяц до этого. Неясно, где они проводили время, чем занимались, но 2 марта они улетали в Россию, притом вместе.
Кроме того, через пять дней Шамсидин* посетил концертный зал «Крокус», попав в объектив работающего на месте фотографа. Примечательно, что за пару часов до террористической атаки ему позвонила мать, уточнив, всё ли у него хорошо, на что он ответил: «Я на работе» — закончив беседу. Уже после бойни в «Крокусе» он записал голосовое сообщение родительницу, в котором сообщил, что с ним всё в порядке.
«У тебя еще одно ухо осталось!»: на короткой ноге с главарём
Саидакрами Муродали Рачабализода, 30-летний выходец из Таджикистана, был первым, кто предстал перед Басманным судом, на его голове в районе уха красовалась повязка — именно ему силовики при задержании отрезали кончик уха. На недавнем судебном процессе он уже был без своего былого аксессуара.
Известно, что Саидакрами воспитывался матерью, страдавшей психическим заболеванием, женщина осталась одна после смерти отца своего ребенка. Будущий террорист жил в селе Чаманзор близ города Вахдат, в 19 км от столицы Таджикистана.
Он отучился до 9 класса, после чего не продолжал получать образование, а отправился в Россию, чтобы найти работу. Вернулся, женился и снова уехал в Россию. Он неоднократно нарушал правила пребывания в нашей стране, и в 2018 году ему даже запретили въезд на пять лет. По возвращении в Таджикистан работал в качестве грузчика в мебельном салоне. Близкие утверждают, что никогда не замечали в нём особой набожности.
В Россию в очередной раз Рачабализода* неожиданно для семьи уехал в начале текущего года. Собрал вещи и уехал, предупредив, что какое-то время будет без связи, вот только теперь уже не в России, а в Турции.
В суде выглядел отрешённо. Только периодически бросал короткие взгляды — очень неприязненные — на журналистов.
Итог
Басманный суд продлил срок содержания убийц-террористов под стражей на три месяца — до 22 августа. Кроме того, на тот же срок продлён арест их сообщникам — Лутфуллои Назримаду*, Курбонову Джумахону Бегиджоновичу*, Юсуфзоду Якубджони Давлатхону*, Шарипзоду Муххамаду Заиру*.
Отдельно отметим, что все четверо боевиков как будто успокоились, есть ощущение, что каждый из них выдохнул за эти месяцы после теракта: мол, жить будут, пусть в маленькой камере, но будут.