Найти в Дзене

Дмитрий Балашов. Марфа-посадница. Последняя вольная гражданка Новгорода Великого

По легенде именно это она и сказала перед смертью: "умираю последней вольной гражданкой Господина Великого Новгорода!". Учитывая, что вариантов ее смерти несколько, не буду утверждать, что это истина, но, по сути, так и было. Меня всегда интересовала история Великого Новгорода. Согласитесь, это очень не обычно. Город не желавший подчиняться кому бы то не было. Первый и единственный город республика на Руси. Могло ли так быть вечно? Конечно нет. Рано или поздно он должен был пасть. Марфа действительно боролась за дело обреченное, но тем не менее она достойна уважения, так как не поклонилась, даже когда склонились все бояре мужчины. Была ли это храбрость, или отчаянье, или месть за убитых сыновей? Нам сложно судить, но имя ее осталось в анналах истории, в отличии от имен ее бывших соратников. Это вторая книга о Марфе-посаднице, которую я читала. Первая принадлежала перу Николая Карамзина. И в ней Карамзин переборщил со славословием и романтизацией образа Марфы Борецкой. Версия

По легенде именно это она и сказала перед смертью: "умираю последней вольной гражданкой Господина Великого Новгорода!". Учитывая, что вариантов ее смерти несколько, не буду утверждать, что это истина, но, по сути, так и было.

Меня всегда интересовала история Великого Новгорода. Согласитесь, это очень не обычно. Город не желавший подчиняться кому бы то не было. Первый и единственный город республика на Руси. Могло ли так быть вечно? Конечно нет. Рано или поздно он должен был пасть.

Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. К. Лебедев
Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. К. Лебедев

Марфа действительно боролась за дело обреченное, но тем не менее она достойна уважения, так как не поклонилась, даже когда склонились все бояре мужчины. Была ли это храбрость, или отчаянье, или месть за убитых сыновей? Нам сложно судить, но имя ее осталось в анналах истории, в отличии от имен ее бывших соратников.

Это вторая книга о Марфе-посаднице, которую я читала. Первая принадлежала перу Николая Карамзина. И в ней Карамзин переборщил со славословием и романтизацией образа Марфы Борецкой.

Фото из интернета
Фото из интернета

Версия Балашова о том, что первоначально Марфа боролась не за свободу свою личную, а за "свой бизнес" мне как-то кажется более достоверной.

Немного поясню, в 14 веке на Руси у женщин права слова не было, не говоря уже о том, что бы женщина могла самостоятельно вести какие-либо торговые дела и участвовать в решении политических вопросов. Возможно и Марфа бы из всех привилегий обладала только правом присутствовать на пирах вместе с мужчинами, как это было заведено в Новгороде, если бы был жив ее муж. Но муж ее погиб в одной из многочисленных войн того времени, а она осталась с малыми детьми и огромным хозяйством требующим сильной руки. Возглавить такое хозяйство в Новгороде после мужа женщине было возможно и она не только его не упустила, но и приумножила. У Борецких было много земель, торговля солью, рыбой и другими товарами. По тем временам они были не просто богаты. Их семья во главе с Марфой обладали правом голоса. Поэтому, когда Иван Васильевич (не путать с Грозным, Новгород захватил не он, а его дед) решил захватить Новгород и сделать его одним из городов княжества московского, Марфа Борецкая, как и другие, под лозунгами о вольности переживали в первую очередь о своем материальном благополучии. Но потом казнили старшего сына.

К этому она готова не была. Исстари повелось, что за непокорство Новгород откупался от князей великих серебром и дорогими товарами. А Ивану третьему нужно было владеть не деньгами, но и самим городом.

Балашову удалось показать эту метаморфозу по сути молодой еще женщины (на начало книги ей около 40 лет, замуж выдавали рано, Марфа к этому возрасту была уже бабушкой) в старуху пережившую своих сыновей и каждый день ожидавшую, что придут и за ней, хотя от начала описываемых событий до падения Новгорода и пяти лет не прошло. Ивану третьему удалось сломить гордость великого города. Кого купили, кого напугали, но Марфу он простить уже не мог. Слишком велико было ее влияние. Слишком яркой была ее личность.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

О самой книге могу сказать, что слушала ее в аудиоформате. Поначалу было тяжело воспринимать, так как очень много того особого новгородского говора с его характерным "цать". Потом втянулась, но все равно в аудиоформате тяжело дается восприятие политических моментов, описаний битв, сражений. Так как я в этом смыслю мало, то и в книжном-то варианте иногда не один раз абзац перечитаешь, а в аудиоформате отматывать лишний раз не будешь. Но образы семьи Борецких, Ивана третьего, его жены Софьи Палеолог получились очень яркими, как это всегда бывает у Балашова. Таким же ярким получилось описание простого народа в виде слуги со двора Борецких Тимофея, простого горожанина, чье лицо было обезображено в первой битве Новгорода с Москвой, девки-служанки забеременевшей от Дмитрия Борецкого.

Это те книги, читая которые можно действительно хотя бы примерно приблизиться к пониманию жизни в то время. Так что любителям истории рекомендую.

Дополнительный бонус, что в конце своих книг Балашов всегда давал ссылки на исторические источники, которыми пользовался и на профессоров историков, которым он давал читать свои рукописи и чьим мнением дорожил.