Посещая недавно Костюковичский район, Александр Лукашенко заявил, что перспективы строительства второй АЭС все же будут рассматриваться правительством, несмотря на то что экономический эффект от строительства БелАЭС оказался далеким от ожиданий.
ПРОЕКТ С ЗАДЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Намерение правительства рассмотреть вопрос о строительстве второй атомной станции озвучивалось еще до завершения строительства второго энергоблока. А в сентябре 2023 г. о своей готовности приступить к реализации еще одного проекта на территории Беларуси заявил и российский Росатом, построивший БелАЭС. В конце октября 2023 г. на совещании по вопросам планирования и реализации проектов стратегического характера глава государства вновь поднял вопрос о строительстве второй атомной станции, что, по его словам, позитивно отразилось бы на экономике республики. Тогда же А. Лукашенко заявил о том, что проработки различных сценариев уже начаты и рассматриваются два варианта: строительство двух дополнительных блоков на существующей площадке в Островце или возведение новой станции с двумя блоками в Могилевской области. В феврале 2024 г. стало известно, что Росатом по запросу белорусского правительства прорабатывает два соответствующих варианта увеличения мощности атомной энергетики в Беларуси.
30 апреля 2024 г. тезис об экономических и социальных выгодах строительства в Беларуси второй атомной станции повторно прозвучал в выступлении Александра Лукашенко – во время его визита в Костюковичи в рамках традиционного посещения районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В ходе выступления он подчеркнул, что проект не простой, с ним связано много вопросов и окончательное решение по нему не принято, однако он склоняется к тому, чтобы реализация второго проекта осуществлялась на территории Могилевской области.
Таким образом, в настоящий момент все комментарии относительно перспектив строительства второй атомной станции исходят со стороны лично Александра Лукашенко и представителей корпорации Росатом. И если прагматичные мотивы последних понятны, то желание главы государства объясняется скорее намерением дать стране еще один инвестиционный проект, способный придать мощный импульс ее социально-экономическому развитию, пусть и не в ближайшей перспективе.
Что касается правительства, которому предстоит отвечать за реализацию проекта, оно скорее проявляет разумную осторожность с учетом неоднозначных социально-экономических выгод строительства второй АЭС с точки зрения высокой стоимости проекта, его долгой окупаемости и недостаточного роста потребления электроэнергии для того, чтобы вписать даже ранее построенную станцию в топливно-энергетический баланс.
Так, министр энергетики Виктор Каранкевич, отвечая на вопрос о целесообразности сооружения в Беларуси второй АЭС, пояснил, что с учетом прогнозируемого увеличения потребления электричества, которое будет расти с развитием электротранспорта, увеличением объемов строительства «электродомов» и промышленных предприятий, строительство в Беларуси второй АЭС является актуальным, но это планы не на ближайшие несколько лет, а задел примерно на 2040 год.
БЕЛАЭС – НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО
По оценке Минэкономики, с вводом в промышленную эксплуатацию второго энергоблока станция будет ежегодно генерировать около 18,5 млрд кВт·ч, что позволит удовлетворить более 40% внутренних потребностей страны в электроэнергии, замещать около 4,5–5 млрд куб. м импортируемого природного газа в год. Ожидаемое снижение валютной нагрузки на экономику – более 550 млн USD в год.
Ранее сообщалось, что стоимость строительства АЭС составит 7 млрд USD (без учета расходов на возведение социальной и инженерной инфраструктуры). Таким образом, если взять экономию от приобретения природного газа за основной экономический эффект, расчетная окупаемость проекта составит 12,7 года с даты ввода второго энергоблока в эксплуатацию.
Однако не стоит забывать, что, сокращая одни расходы, БелАЭС генерирует другие – в виде приобретения ядерного топлива, затрат на транспортировку и захоронение отходов и т.д. Однако ключевой статьей расходов, связанных со строительством БелАЭС, являются проценты по кредиту, которые, несмотря на достигнутые договоренности по снижению процентной ставки и отсрочке платежей, могут составлять от 200 до 345 млн USD в год.
Однако главная проблема, возникшая в связи с вводом в эксплуатацию БелАЭС, связана с недостаточным ростом энергопотребления. Как мы уже отмечали ранее, проект строительства атомной станции изначально был авансированием ожидаемого в будущем увеличения потребления электричества и перспектив экспорта электроэнергии, поскольку еще задолго до реализации данного проекта энергетическая система Беларуси была сбалансирована, т.е. объема производимой электроэнергии хватало на полное обеспечение потребления в пределах страны, а излишки поставлялись на экспорт. Строительство БелАЭС привело к тому, что производство электроэнергии в Беларуси выросло на треть, однако ухудшение отношений с Украиной, Польшей и балтийскими странами свело на нет перспективы продажи электроэнергии за рубеж, а единственная дружественная страна, которая могла бы ее приобретать – Российская Федерация, – сама производит достаточно электроэнергии, делает это дешевле и поэтому не нуждается в ее покупке.
Продолжение статьи: