1K подписчиков

Стамбул в графике Андрея Новикова: улицы, люди, стены…

Послесловие к событию

Текст: Галина Мумрикова

В апреле в уютном столичном музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке проходила выставка художника Андрея Новикова. Сейчас художник живет в Англии. Мне удалось побывать на кураторской экскурсии Элины Гритчиной, которая рассказала, как создавалась экспозиция, оказавшаяся, если так можно сказать, весьма интеллигентной, грамотно выстроенной, очень маленькой. В ней выдержан единый стиль, а посередине зала – витрины, в которых можно было взглянуть на путевой блокнот автора и атрибуты рисования уже в роли экспонатов.

В Стамбуле
В Стамбуле
На кураторской экскурсии
На кураторской экскурсии

Андрея знаю еще с тех времен, когда он делал свои проекты «Мягкие и не очень», «Гравитация», «Игры детей» и другие, а познакомилась с ним на выставке в Антикварном центре. Зацепил он меня тогда чем-то, а когда художник «цепляет», начинаешь невольно следить за его творчеством.

Aya Sofya. Восточные врата. Бумага/маркер. белила
Aya Sofya. Восточные врата. Бумага/маркер. белила

И вот Стамбул. Вообще почти у всех первое ощущение от города – здесь никто не мешает друг другу. Все как бы в автономном плавании. Независимость и уют. Шум и тишина. Всё одновременно. Торговля, украшения, кофе, еда, старики, молодежь. Нет приоритетов. Есть сочетание, как некое «содружество родов войск», содружество антонимов.

Когда Андрей оказался в Стамбуле, он также постигал это абсолютно необъяснимое явление, потому что здесь практически за каждым углом его поджидали сюрпризы. Их можно назвать сюрпризами обыденности. Местные проходят мимо, потому что они знают, что их ждет за поворотом. Туристы проходят мимо, потому что не знают и нередко спешат, пропуская главное. Художник никогда не пройдет мимо, если у него с собой походный блокнот. Так и Андрей, видимо, ходил по городу, изучал, садился, делал зарисовки.

В итоге получился выставочный проект «Ключи от города». И возник образ большого исторического конгломерата, длинная история которого буквально лежит под ногами. Образ Стамбула a la Андрей Новиков, повседневный образ города с элементами архитектуры, улицами, берегом моря, трамваями, с типажами почти по Гиляровскому, только турецкими. Нередко – с красными пятнышками, которые выглядят как кляксы, придающие картинкам особый шарм, своеобразную дополнительную подсветку.

Колонна Маркиана. Бумага/маркер, белила
Колонна Маркиана. Бумага/маркер, белила
Весна в Фатихе. Бумага, маркер
Весна в Фатихе. Бумага, маркер
Вечер в Фатихе. Бумага/маркер, белила
Вечер в Фатихе. Бумага/маркер, белила
Лавки Фатиха. Бумага, карандаш
Лавки Фатиха. Бумага, карандаш
Старый дом в Фатихе. Бумага/карандаш
Старый дом в Фатихе. Бумага/карандаш
Эминёню, улица Банкасилар. Бумага/карандаш
Эминёню, улица Банкасилар. Бумага/карандаш

Его графика – это «вспышки линий», сделанные одним штрихом и на одном дыхании. И потому колонна Маркиана, сделанная из египетского гранита, которую сами турки не без причины называют «девичий камень», и зарисовки Фатиха с его колоритом, лавками, разноцветными толпами здесь, на бумаге, выполненные карандашом или маркером, совсем не цветные, выглядят по-другому – как будто сняв с себя нарядность и показав самую сущность. Или, допустим, похожий на остров район Эминёню – с 2009 года район Фатиха. Колоритнейшее место. На север пойдешь – упрешься в Золотой рог, на восток – в Босфор. Здесь всё дышит историей, а название Эминёню означает всего лишь «перед правосудием».

Антикварная лавка. Азиатский берег Кадыкой. Бумага/иаркер, карандаш
Антикварная лавка. Азиатский берег Кадыкой. Бумага/иаркер, карандаш
Бейоглу. Двери старого Ялы (родового дома). Бумага/маркер, белила
Бейоглу. Двери старого Ялы (родового дома). Бумага/маркер, белила
Вечер в Бейоглу. Бумага/карандаш, маркер
Вечер в Бейоглу. Бумага/карандаш, маркер
Пера. Дождь. Бумага/маркер, белила
Пера. Дождь. Бумага/маркер, белила
Стамбул. Мода, Бумага/маркер, белила
Стамбул. Мода, Бумага/маркер, белила
Фенер. Бумага/маркер, белила
Фенер. Бумага/маркер, белила
Стены Феодосия. Влахернские врата. Бумага/маркер, белила
Стены Феодосия. Влахернские врата. Бумага/маркер, белила
Двери старой синагоги в Фенере. Бумага/маркер, белила
Двери старой синагоги в Фенере. Бумага/маркер, белила

В европейской части Стамбула в районе Бейоглу (в переводе «сын правителя») художника неожиданно привлекли двери старого родового дома. А вот район Пера еще в средневековье заселили греки, но потом, уже в XX веке, название из официальных источников убрали, когда греки проиграли в греко-турецкой войне. Вообще названий греческого происхождения в Стамбуле множество. Взять хотя бы Фенер – от греческого слова «фанарион», что, конечно же, означает «фонарь». И в Фенере Андрея привлекли двери старой синагоги. А Влахернские врата уводят зрителя в глубь истории.

Продавцы кукурузы на площади Таксим, вечер. Бумага/маркер, белила
Продавцы кукурузы на площади Таксим, вечер. Бумага/маркер, белила
Продавец арбузов на площади Таксим. Бумага/маркер, белила
Продавец арбузов на площади Таксим. Бумага/маркер, белила
Кукуруза. Запах города. Бумага/маркер, белила
Кукуруза. Запах города. Бумага/маркер, белила
Двое. Паром на Адалары. Бумага/маркер, белила
Двое. Паром на Адалары. Бумага/маркер, белила
Анатолийский антиквар. Бумага/карандаш
Анатолийский антиквар. Бумага/карандаш
Музыкант в караоке. Бумага/маркер, белила
Музыкант в караоке. Бумага/маркер, белила
Стамбул. Бююкчекмедже. Спасатель. Бумага/маркер, белила
Стамбул. Бююкчекмедже. Спасатель. Бумага/маркер, белила

А типажи! Продавцы кукурузы на площади Таксим или продавец арбузов – мы не видим их лиц, мы как бы чувствуем запахи. Мы не видим и лиц тех двоих, что ждут парома, но ощущаем безмятежность обстановки, их спокойное ожидание. Музыкант в караоке уже более выпуклый, а уж в карандашном портрете антиквара прослеживается и основательность характера, и чувство собственного достоинства.

Походный альбом
Походный альбом
Графические материалы
Графические материалы

Многие зарисовки из походного альбома оказались в самых разных частных коллекциях. Возможно, какие-то зарисовки в дальнейшем превратятся в большие полотна – возможно. Невозможно только одно – забыть Стамбул. Невозможно не захотеть сюда вернуться. Чтобы начать новый походный альбом…

#искусство#изобразительное искусство#графика#Андрей Новиков#выставки#музей Марины Цветаевой#Ключи от города# Стамбул#