Найти в Дзене

Советская гончая

После завершения Великой Отечественной войны Советский Союз отстраивал разрушенные города, восстанавливал старые линии коммуникации и прокладывал новые. В частности, автомагистрали, такие как 1400-километровый маршрут Москва—Харьков—Симферополь. Подходящего подвижного состава для обслуживания междугородных линий в стране на тот момент не было, поэтому на маршрутах работали городские ЗИС-155. Несмотря на полное переоборудование пассажирского салона, поездки на этих машинах не отличались высоким уровнем комфорта. К тому же в условиях работы на дальних перегонах их эксплуатационный ресурс сокращался до полутора лет. Советские конструкторы ещё не создавали междугородных автобусов, а потому их отправили перенимать опыт у заокеанских коллег. Тогда, как и сейчас, самым крупным оператором дальних перевозок в Северной Америка была компания Greyhound (с англ. «Гончая»). В её «флоте» насчитывалось почти пять тысяч машин. Они имели кузова вагонного типа и двигатели, расположенные в заднем свесе. Х

После завершения Великой Отечественной войны Советский Союз отстраивал разрушенные города, восстанавливал старые линии коммуникации и прокладывал новые. В частности, автомагистрали, такие как 1400-километровый маршрут Москва—Харьков—Симферополь.

Фото: https://mh.rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/uprdormh/uploaded-files/iiiiii.jpg
Фото: https://mh.rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/uprdormh/uploaded-files/iiiiii.jpg

Подходящего подвижного состава для обслуживания междугородных линий в стране на тот момент не было, поэтому на маршрутах работали городские ЗИС-155. Несмотря на полное переоборудование пассажирского салона, поездки на этих машинах не отличались высоким уровнем комфорта. К тому же в условиях работы на дальних перегонах их эксплуатационный ресурс сокращался до полутора лет.

Фото: https://st3.zr.ru/_ah/img/Yr6kXvWD3vk2ClLlhw0xRw=s800
Фото: https://st3.zr.ru/_ah/img/Yr6kXvWD3vk2ClLlhw0xRw=s800

Советские конструкторы ещё не создавали междугородных автобусов, а потому их отправили перенимать опыт у заокеанских коллег. Тогда, как и сейчас, самым крупным оператором дальних перевозок в Северной Америка была компания Greyhound (с англ. «Гончая»). В её «флоте» насчитывалось почти пять тысяч машин. Они имели кузова вагонного типа и двигатели, расположенные в заднем свесе. Хрестоматийным примером являются автобусы General Motors серии PD-4101.

Фото: https://live.staticflickr.com/8539/8679133202_075a0bae68_c.jpg
Фото: https://live.staticflickr.com/8539/8679133202_075a0bae68_c.jpg

Этим и объясняется сыгравшее позднее злую шутку внешнее сходство первого советского «междугородника» с американской классикой. Созданием опытного образца занималось конструкторское бюро столичного завода имени Сталина. Работы развернулись в 1951 году. В начале 1953 года на испытания отправилась пара экспериментальных заднемоторных образцов ЗИС-Э127, каждый из которых предусматривал перевозку 41 пассажира. На ходу автобус оказался плох. Из-за избыточной массы машина медленно разгонялась, неуверенно тормозила и была недостаточно манёвренной.

Фото: https://i.pinimg.com/originals/87/b9/d1/87b9d190666f34d317cf9083a78ba9bd.jpg
Фото: https://i.pinimg.com/originals/87/b9/d1/87b9d190666f34d317cf9083a78ba9bd.jpg

Проекту помог Иван Алексеевич Лихачёв, в честь которого позже и переименуют завод. Заняв должность руководителя Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, он взял разработку под своё «крыло».

Под надзором опытного управленца конструкторы укоротили кузов автобуса и оснастили его двухтактным дизелем ЯАЗ-206. Исправленная машина вышла на испытания в 1955 году. Осенью того же года была выпущена опытно-промышленная партия автобусов ЗИС-127, которые тоже отправились в испытательные пробеги.

Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/167204/pub_5a70360be86a9e1bf66ede3a_5a7036f33dceb7a0015aa87f/scale_1200
Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/167204/pub_5a70360be86a9e1bf66ede3a_5a7036f33dceb7a0015aa87f/scale_1200

Серийные машины работали на межрегиональных и межобластных маршрутах: Ленинград – Таллин, Ленинград – Москва, Москва — Симферополь, Москва — Минск, Москва — Рига, и других, а также обслуживали пассажиров столичных аэропортов.

Салон ЗИС-127 отличался небывалым уровнем комфорта. Внутри были установлены 32 регулируемых авиационных кресла с красной обивкой. Каждое пассажирское место оснащалось индивидуальным освещением и приточной вентиляцией.

Фото: https://www.m24.ru/b/d/nAgWUB67nUJkzJ7jP6aD9pj-mILt-dvtg32Qhv2YqzbZJC3PU2mcy3ou4cNb8QfTuNGV_CeILNx_SL-4hSMhMXXfqDgJqgjJnSrxUBPiuy9YKH1Ypyom2ybiaByXQz5QEreaOfg=oo6RqJMaunJ-U-swoP3IeA.jpg
Фото: https://www.m24.ru/b/d/nAgWUB67nUJkzJ7jP6aD9pj-mILt-dvtg32Qhv2YqzbZJC3PU2mcy3ou4cNb8QfTuNGV_CeILNx_SL-4hSMhMXXfqDgJqgjJnSrxUBPiuy9YKH1Ypyom2ybiaByXQz5QEreaOfg=oo6RqJMaunJ-U-swoP3IeA.jpg

Технически новинка советского автопрома соответствовала своему статусу. Например, ЗИС-127 — первый в СССР автобус, оснащённый гидравлическим усилителем руля. К тому же на каждую ось устанавливалась независимая магистраль пневматических тормозов. Это снизило вероятность полного отказа тормозной системы, что критически важно в условиях эксплуатации на трассовых скоростях.

Помимо базовой модификации, существовали и образцы автобусов городского типа – ЗИЛ-129 с двумя ширмовыми дверями и гидромеханической коробкой передач.

Фото: https://wroom.ru/i/cars2/zis_129_1_2.jpg
Фото: https://wroom.ru/i/cars2/zis_129_1_2.jpg

Также построили экспериментальную машину с газотурбинным двигателем мощностью 350 л.с. — ТурбоНАМИ-053. Из-за риска разрушения покрышек её максимальная скорость ограничивалась 160-ю км/ч. Наработки, полученные благодаря этой лаборатории на колёсах, позже использовали при разработке силовой установки для танка Т-80.

Фото: https://a.d-cd.net/dbb723cs-960.jpg
Фото: https://a.d-cd.net/dbb723cs-960.jpg

К сожалению, век столь передовой машины оказался коротким. Госплан СССР принял решение о прекращении развития в стране собственных междугородных автобусов, производство которых возлагалось в рамках внутренней кооперации Совета экономической взаимопомощи на Венгерскую Народную Республику. В этот же период в результате присоединения СССР к международной конвенции по дорожному движению ЗИЛ-127 перестал соответствовать стандартам габаритной ширины. Кроме того, Никита Сергеевич Хрущёв питал сильную нелюбовь к американизированному дизайну и, сравнивая ЗИЛ-129 с ЛАЗом, он заявил, что выпускать нужно именно львовские автобусы, «а не эти американские уроды».

На сегодняшний день осталось всего 4 автобуса ЗИС/ЗИЛ-127. Один из них — уникальная машина переходного 1956-го года, был полностью восстановлен командой 6-го цеха бывшего завода ЗИЛ. Изначально автобус находился в настолько плохом состоянии, что больше половины его деталей пришлось изготавливать заново по заводским чертежам, результат, однако, превосходит всякие ожидания.

Фото: https://fotobus.me/photo/32/45/20/3245207.jpg
Фото: https://fotobus.me/photo/32/45/20/3245207.jpg

ЗИЛ-127 представляет из себя удивительный симбиоз американской и советской дизайнерских школ. 18-го мая мы приглашаем вас на петербургский парад ретро-транспорта, там вы сможете посмотреть на нашего сегодняшнего героя, а также на многие другие артефакты автомобильной истории в деле!