Сердце и вера
Можно веровать умом, но много выше веровать сердцем. Веровать сердцем означает поверить, что то, что́ говорит нам наше сердце, то, к чему мы стремимся и чего желаем, есть несомненная истина.
Наше сердце жаждет жизни вечной, и мы верим в нее, верим, что она начинается здесь, на земле, и продолжается по смерти и воскресении. Разум являет себя в рассуждениях, доводах часто очень сложных, длинных умозаключениях.
Сердце выражает себя по-иному. Оно обычно не строит доказательств, порой не нуждается даже в словах. Решения его бывают быстры. Когда апостол Иоанн вошел в опустевший гроб Господень, то и увидел, и уверовал (Ин.20:8).
Когда пришла «полнота времен», Бог послал к нам на землю Сына Своего, Который возвестил людям слова любви о подвиге, о совершенстве, о милосердии, о вечной жизни.
Слово Евангелия близко нашему сердцу. Нужно только, чтобы сердце отозвалось на него. И когда оно отзовется, то уже само станет судьею всех наших поступков.
Апостол Иоанн, зная это свойство нашего сердца, говорит: ...Если сердце наше осуждает нас, то колъми паче Бог... если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (1Ин.3:20–21).
Воля человеческая
Да будет воля Твоя.
(Ин.6:10)
Воля не является самостоятельным элементом души, и понятие о воле неотделимо от понятия о сердце. Воля – это «равнодействующая сила» стремлений и желаний сердца.
Наша воля поэтому имеет решающее значение в восприятии всего нас окружающего и оценки его, как пишет отец Александр Ельчанинов: «Мы видим мир таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно».
Человек создан «по образу и подобию Божию» – со свободной волею. «Наша свобода есть неотделимая часть образа Божия», – говорит отец Иоанн С.
Архиепископ Иоанн говорит: «Когда воля человека очищается от зла, тогда все становится даром, исходящим свыше». Все тогда делается исполнением желаний самого человека. Эти и есть «Царство Божие, пришедшее в силе».
Апостол говорит: Ничего не имеем, но всем обладаем (2Кор.6:10).
Вместе с тем свобода воли человека все же далеко не абсолютна.
Схиархимандрит Софроний: «Чтобы самому во всем определить свое бытие – это свобода Бога, человек такой свободы не имеет».
Человеческую свободу связывают: а) законы природы, б) запросы тела, в) окружающие люди и обстановка, г) установленные Богом внутренние законы, сообщаемые ему через голос совести, д) влияние на душу темной силы при оставлении человека Божией благодатью.
Епископ Игнатий Брянчанинов утверждает, что воля человека свободна почти только в одном избрании добра и зла; в прочих отношениях она ограждена отовсюду.
Различают людей сильной и слабой воли. У сильных, волевых людей «остаток свободы» более ярко выражен, и они настойчиво стараются проводить в жизнь свои стремления.
Наличие у человека сильной воли вместе с настойчивостью при достижении определенных целей – это великие дары, многие таланты, дарованные человеку от Бога. Немногие из людей обладают ими в значительной мере.
Если при этом у человека целью жизни является Богоугождение и стяжание Духа Святаго Божия, то человек может достигнуть высоких степеней святости. Одним из ярких примеров для этого случая является апостол Павел. И наоборот, если сердце человека жестоко, гордо и тщеславно, то при очень сильной воле существование такого человека является народным бедствием. Например, Наполеон, Еитлер. Таким же будет и грядущий антихрист, особая личность в конце веков.
Епископ Михаил Таврический подразделяет наши стремления по пяти сферам:
первая – сфера чувственно-материальной жизни;
вторая – сфера умственной жизни;
третья – сфера искусства (мир образов и грез);
четвертая – сфера человеческих симпатий и состраданий, в которой живут люди, имеющие доброе сердце;
пятая – сфера жизни духа – сфера свободной веры, сфера молитвы и Богообщения, единения души с Богом.
После грехопадения громадное большинство людских душ живет в своих стремлениях преимущественно в низшей сфере эгоизма и чувственности.
Человек, одаренный мистически, живущий духовно, живет в плане более высоком и большего достоинства, чем тот, которому принадлежит научная жизнь.
Духовный человек занят Богом и мало занимается мирскими делами.
Сфера сострадания – это остаток от Божиих даров сердцу человеческому, данных в раю. Добродетель сострадания развивается с возрождением в человеке веры и приобщением его к пятой – высшей сфере.
Варсонофий Великий пишет: «Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу».
Никодим Святогорец: «В этом же состоит вся сущность нашей невидимой брани».
Человек может добровольно отказаться от своей воли, например, иноки подчиняются игумену, христиане – духовному отцу.
Это благое умерщвление своей испорченной грехом воли: в человеке через старца, а в последнем через веление Святаго Духа начинает господствовать воля Самого Бога, которая всегда благая и всегда совершенная, она ведет душу к миру и к совершенной радости.
Святые старцы единодушно считают отречение своей воли совершенно необходимым для спасения своей души.
Безнадежна участь человека с самомнением – надеющегося на себя и не стремящегося во всем искать воли Божией.
У невоздержанного, духовно мертвого человека воля связана и покорена диаволу-сатане. В длительном процессе покаяния и совершенствования воля не может освободиться сразу от него: для этого нужны многие годы. Но Господь за усердное благочестие может срок сократить.
Устремление наших душ (наша воля) – это то основное, что служит критерием пригодности душ к Царству Небесному. Если даже высокие стремления души на земле подавлялись и душа не могла их осуществить, то они раскроются в том мире, где не будет мешать им земная обстановка.
Для победы над грехом вовсе недостаточно просто не грешить. Надо перестать быть грешником.
Семь важнейших импульсов, влияющих на душу:
1) потребность тела; 2) душевные склонности; 3) рассудок, или ум; 4) влияние общества; 5) влияние авторитетов и образов из литературы; 6) побуждение и влияние темных сил; 7) высший разум и побуждения, идущие от Бога через Ангела Хранителя (совесть и благодать).
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/4_6