Дептранс втихаря отменил действие ЭЦП сотрудников при подаче запроса на пропуск.
Нападение было внезапным рано утром 22 июня... Всё началось в январе-феврале 2024 года. Как-то обыденно заявители начали получать отказы, которые, как мы выяснили только спустя время, были связаны как раз с использованием "ЭЦП сотрудников".
Как оказалось, эта ЭЦП сотрудника - явление достаточно распространенное. Прежде я думал, что знаю всего несколько человек, которые её используют. Масштабы проблемы подсветились этой зимой, когда стали приходить отказы.
Для справки: электронно-цифровую подпись для доступа в личный кабинет юридического лица может получить не только руководитель организации, но и сотрудник. На портале мэра Москвы такая ЭЦП сотрудника (при наличии надлежаще оформленной доверенности) давала возможность получения государственных услуг от лица юридического лица, включая оформление пропуска для грузового транспорта.
Очень удобно для крупных компаний: руководителю не надо предоставлять ЭЦП сотрудникам (что в целом не совсем легально, безопасно и даже удобно; хотя, обладание ЭЦП организации бухгалтером - распространенная практика, при том, что выписана она на руководителя).
Как видно на скрине выше, запрос на оформление пропуска можно было подать 2 способами:
- Представителем по доверенности
- Напрямую от юридического лица
Во втором случае (а на картинке выше он первый) попасть в кабинет юридического лица (и индивидуального предпринимателя, кстати) можно было по ЭЦП этого юрлица или организации. Такие ЭЦП выдавались либо на руководителя, который может действовать по Уставу без доверенности. Либо на сотрудника (и тогда требовалась доверка).
Так или иначе в России решили прекратить такую схему работы и ликвидировать ЭЦП сотрудников как явление. Не буду утверждать, но вот сегодня видел, что такие ЭЦП действуют до августа текущего года (а должны были прекратить действие еще с 1 сентября прошлого).
В Департаменте транспорта Москвы втихаря решили отказаться от таких ЭЦП заранее.
Причём, на мой запрос в прошлом году они ответили, что "ждите ответа оператора"
Федеральный отказ от "ЭЦП сотрудника" предусматривает при этом переход на МЧД - машиночитаемую доверенность.
МЧД - по сути это такой формат доверенности, который позволяет сопоставлять содержание полномочий представителя в автоматизированном режиме стандартизированным нормативам. Т.е. это изложение документа в некоей утвержденной форме и в виде, в котором компьютер будет понимать, какие права есть у доверенного лица.
В общем, на практике случилось как всегда: МЧД на портале перевозчиков, где оформляются пропуска, ещё нету, но и от ЭЦП сотрудников уже отказались.
Как всегда эта грандиозная диверсия инновация была проведена в тайне от врагов пользователей 379-ПП. Узнали о ней заявители уже в результате отказов.
Вообще, вся эта история с ЭЦП сотрудников всегда была проблемной. Дело в том, что в регламенте заложена необходимость наличия доверенности на подачу запроса сотрудником юрлица, даже несмотря на наличие у него ЭЦП, что в принципе ему уже даёт право действовать от имени юрлица.
И вот с год назад пошли отказы именно по таким случаям, связаны они были с тем, что доверки были подписаны самим сотрудником, его эцп, а не эцп руководителя. Отказы тогда шли по межведу и по сканкопиям.
Это зимой начались отказы частично тоже по межведу:
И по некорректному заполнению полей:
Как видно, департамент "подсказывает", что подаваться нужно из личного кабинета физического лица, действующего на основании доверенности. То, что запрос оформляется из кабинета юрлица под ЭЦП, при этом заполнена вкладка с доверенностью, надлежаще подписанной руководителем, Дептранс не волнует.
То ли не знают, то ли прикидываются. И буквально накануне всё работало.
Самое ироничное, что схемой "ЭЦП сотрудника" пользуются в основном крупные компании, для которых сложно представить ситуацию, что руководитель отдал свою ЭЦП сотруднику или предоставил удаленный доступ к своему ПК для оформления всех 5436 машин.
А теперь просто представьте, что этой крупной компании необходимо перенести все 5000 машин и столько же водителей в кабинет представителя. Пусть даже это сотрудник компании. Который, кстати, может уволиться. И тогда нужно будет по новой забивать все машины в кабинет другого представителя.
И это всё при том, что сам Дептранс якобы борется с посредниками, рассылает всякие обличительные материалы и при этом умалчивает о предусмотренной легальной процедуре оформления пропусков доверенными лицами.
Получается, одной рукой Дептранс загоняет всех в посредничество с доверенностью, а другой обзывается мошенниками. Берегитесь бывшие сотрудники с ЭЦП.
Таким образом, мы плавно подходим к некоей промежуточной точке борьбы Дептранса с посредниками с сотрудниками с ЭЦП.
На днях на московском портале грузоперевозчиков накатили обновления, с проблемами; в профилях заявителей произошли изменения и теперь раздел со способом подачи там выглядит так:
Как видите, возможность подачи запроса сотрудником с ЭЦП устранена технически. Нет сотрудника с ЭЦП - нет проблемы.
Но при этом и возможности оформления запроса на пропуск в Москву с использованием МЧД не появилось. Пробовали.
Вообще, мне понятна идея отказа от ЭЦП сотрудников со стороны государства. Не скажу, что согласен с ней, но понимаю её.
Но альтернативу в виде МЧД я так и не понял.
Какая тогда разница, сотрудник ты с МЧД или просто представитель?
И зачем в таком случае мучиться с МЧД вообще; я так и не разобрался что это, какая она должна быть и т.д.
И остается проблема с целыми парками машин и водителей, которые доступны руководителю (а оно ему надо?) и недоступны исполнителю по работе с пропусками.
Я выше приводил ссылку про легальные способы оформления пропусков и в том материале я упоминаю про интерфейс с доверенными лицами, доступный на старом портале
Коротко: на портале мэра Москвы (где до сих пор оформляются остальные государственные услуги Москвы) существует возможность добавить доверенное лицо в профиль юридического лица. При этом ему становится доступным оформление черновиков от имени юрлица (подписать их и отправить потом всё равно должен руководитель). На новом московском портале перевозчиков такая опция утрачена. Да и функционал, строго говоря, не достаточен.
Подобные связки профилей возможны и на госуслугах
Картинка, кажется, не очень релевантна, так как входить надо под ЭЦП организации
В общем, думаю, что всё таки ближайшее время стоит ожидать новых изменений, связанных с профилями заявителей, а значит и новых потрясений, которые обычно бывают во всех случаях модернизации портала.
Да, забыл про ироничность дорассказать. Весь цимес ситуации в том, что "под раздачу" в основном в этот раз попали те самые представители крупного бизнеса, которые на устраиваемых Дептрансом круглых столах трясут гривами "одобрямс", чтобы Дептранс потом в публичных сообщениях мог сослаться, дескать, все согласны с нововведениями, бизнес не против.
Докивались, короче, кивалы.
Научиться самостоятельно оформлять пропуск на движение для грузовых транспортных средств в Санкт-Петербурге, а также пропуск для въезда и движения в Москве по зонам ограничения движения МКАД ТТК СК можно у меня на обучении
подписывайтесь здесь или
в телеграме https://t.me/puskpro
или в канале в ICQ https://icq.im/AoLFyuphfWeTUxzSIXk
Ссылки на материалы, упомянутые в статье: