1981 год. 877 школа. В начале учебного года все шли на уроки в приподнятом настроении — долгожданная встреча с одноклассниками, обмен традиционными хиханьками-хаханьками, знакомство с новенькими ребятами и учителями. Кто-то шел в куртке или пальто, а кто-то форсил в одной форме (типа взрослый). Забегали по широким ступенькам крыльца, открывали тяжелую входную дверь школы, переступали через порог:
— А сменка где? — встречали пришедших бдительные дежурные. — И без галстука не пускаем! - добавили моему запыхавшемуся однокласснику.
Костя Базов нехотя достал из кармана скомканный красный галстук, кое-как повязал его на вспотевшую от бега шею.
— Новенькое расписание... 7 "А"... — проводили мы пальцем по стенду. — О как! Сплошные сдвоенные уроки! Две истории, две литературы, два труда...
— Это здорово. Меньше уроков делать и портфель полегче, — отметила я.
Пройдя период адаптации к расписанию, мы в полной мере оценили достоинства нововведения.
С двойной историей освоились быстро, отпрашиваясь "за тетрадкой", а возвращаясь только к концу пары. Эти уроки мы использовали как дополнительное чаепитие дома у того, кто жил рядом со школой.
На первом уроке литературы часто писали черновик сочинения, на втором уже переписывали и проверяли ошибки — тоже удобно.
Уроки труда были последними, заканчивающиеся в начале седьмого вечера. Занятия у девочек и мальчиков проходили раздельно.
— Меня зовут Лидия Васильевна Панина. Буду знакомить вас с трудовыми навыками. Процесс учебы будет поделен на несколько частей: кулинария, швейное дело, электричество. На следующем уроке готовим сладкие рисовые котлеты. Вы должны между собой распределить, кто какие продукты принесет, — объявила нам учительница.
Задача распределения была непростой, ведь продуктами обычно занимались родители и неизвестно, что дома есть в наличии.
И вот наступил кулинарный урок. В кабинете, вдоль стены, стояли плиты, сверху шкворчали сковороды, на которых мы старательно жарили шарики из рисового "фарша". Сомнение у нас было по поводу вкусовых качеств сладких котлеток, поэтому мы обрадовались, когда к нам на перемене ввалились мальчишки.
— Чем это у вас так вкусно пахнет?
— Котлетами. Угощайтесь!
— Котлетами? — глаза мальчишек округлились. Они уселись за наши парты и стали, обжигаясь, поглощать немного подгоревший "шедевр". Ребята так проголодались, выпиливая и вытачивая что-то у себя в классе, что им было не до тонкостей вкуса. Мы с Иркой Заикиной встали в это время сзади двух друзей — Петьки Черныша и Сашки Верещагина и завязывали на их головах хвостики. Волосы у них были русые, густые и длинные (мода), так и хотелось бантиков навязать.
— Ну, девчонки, спасибо! Мы к вам теперь все время будем заглядывать. На дегустацию, — говорили мальчики, убегая в конце перемены.
Готовили потом мы и сырники, и винегрет, и блины. Вершиной творчества стал хворост с компотом, на которые мы торжественно пригласили наших ребят.
Но хорошего понемножку. После кулинарной части пошло изучение швейных машин, черчение выкроек на бумаге. При этом использовалась странная алюминиевая линейка закройщика, где сантиметр делился на четыре части, поэтому 10 см = 40 масштабных мм.
Сшили фартук с шапочкой, трусы, ночную рубашку, юбку, платье. Но квест начался, когда надо было принести материю для шитья брюк. Где взять? Дома нашла ненужные взрослые брюки, распорола и наложила начерченную мной выкройку — не хватает ткани! Наверное, выкройка была задумана на Карлсона. Или там ошибка была. Версии о моем промахе, конечно, не возникла. Закончилось тем, что я положила сверху свои брюки, обвела их мелом, вырезала и сшила — вуаля, мой размерчик!
А на "электрических" уроках разбирали устройство и ремонт утюга. Перед этим Людмила Васильевна образно, с примерами, рассказала про технику безопасности:
— Пришла раз на работу: "Батюшки мои! Я утюг не выключила!" Побежала домой, а утюг уже почти прожог доску стола и чуть не упал на линолеум. Запомните: уходя — выключайте, конечно, свет. Но главное — проверяйте утюг. И еще. Если не работает электроприбор, проверьте, включен ли он в розетку.
В заключении обучения каждая девочка должна была сделать макет "электрификации" квартиры: на доску прикрепить патрон с лампочкой, к нему подсоединить провод с вилкой, которая втыкалась в розетку. У меня долго не получалось присоединить вилку к проводу: то винтик при соединении половинок вилки все время норовил вывалиться, то эти половинки упорно не сходились.
В конце учебного курса труда наша учительница сказала:
— Ну, теперь вы будете завидными невестами — коня на скаку остановите, в горящую избу войдете!
Прошло почти сорок лет. Но навыки, полученные на этих уроках, помню до сих пор.
16.05.2024