В труднодоступном районе Кольского полуострова комсомольской экспедицией обнаружены разбитый бомбардировщик и останки членов экипажа. Раскрыта еще одна страница летописи героической борьбы советского народа в Великой Отечественной войне.
— В начале марта мы получили от летчиков из Мурманской области письмо и фотографии, — рассказывает руководитель казанской группы экспедиции, секретарь комитета комсомола производственного авиационного объединения имени С. П. Горбунова Вагиз Валеев. — Рассмотрели снимки, и аж дух захватило: наша «пешка» - пикирующий бомбардировщик «Петляков-2»! Боевая машина, поисками которой мы уже давно занимаемся.
В годы войны казанцы отправили на фронт тысячи таких машин. Но до настоящего времени сохранилась лишь одна – она установлена в подмосковном монинском музее под открытым небом.
Сколько раз казанцы предпринимали попытки отыскать бомбардировщик. Он важен м как исторический памятник, связанный с летательной авиацией, и как реликвия – для тех, кто создавал эти самолеты. Было снаряжено несколько экспедиций — на Черное море, под Великие Луки. Однако все они оказались безрезультатны. А когда пришло письмо из Мурманской области, вновь появилась надежда.
Летчики сообщили, что им случайно удалось обнаружить и сфотографировать с воздуха разбитый самолет. Трижды они пытались добраться до сопки, куда упал бомбардировщик. Но места здесь настолько глухие, болотистые и непроходимые, что только на четвертый раз удалось выйти к искомой точке. Время и погодные условия не позволили осмотреть все тщательно, но все же некоторые знаки и номера, выбитые на деталях самолета, найти удалось. «Нельзя ли на основе этих данных выяснить принадлежность бомбардировщика, узнать судьбу тех, кто воевал на нем?» - задались вопросом летчики.
- Что мы могли сделать? – продолжал Вагиз - Заводских архивов военных лет почти не сохранилось, и номера эти, конечно, не могли подсказать ничего. Тогда и было решено организовать совместную экспедицию. Не может быть, думали мы, чтобы не сохранились хоть ка кие-то личные вещи, скажем, именное оружие или часы, ну хоть что-то, что могло бы пролить свет на загадку самолета.
14 июня на двух вездеходах экспедиция вышла из поселка Алакуртти. Вездеходы вскоре пришлось оставить — просека кончилась. И сразу началась такая гиблая топь, что, несмотря на зарубки, предусмотрительно оставленные в прошлый раз, страшно было потерять друг друга из виду. Только утром следующего дня, вконец измотанные, члены экспедиции вышли ж цели.
Вот он, северный склон сопки, заросший густым мхом. Только вышли из чащи на открытое место и сразу увидели: что произошло здесь.
Горящий самолет, видимо, упал с небольшой высоты, части его были разбросаны в радиусе до 50 метров. От удара отвалился хвост, обломались крылья, сильным взрывом разметало фюзеляж. Там, где должна была быть кабина, вреди груды покореженного металла белели останки: выброситься с парашютом из горящей машины никто не успел.
Огонь пощадил лишь несколько вещей. Но что могли рассказать кожаная перчатка, клочки от унтов и кожаного реглана, несколько сантиметров парашютного ремня?.. Чудом уцелела полевая офицерская сумка, которую, видимо, взрывом отбросило в сторону. Но, увы, она оказалась пуста. Скорее всего, как предположили члены экспедиции, здесь побывали немцы: ведь самолет упал на территории, занятой врагом.
Искать, искать!.. Уже не раз метр за метром осмотрено все вокруг, подобрано, прощупано то, что уцелело, не оплавилось, не поддалось огню. Металлические приборы, таблички, тяжелый пулемет... И... вот она, удача!
Среди груды мелких осколков Вагиз Валеев нашел оплавленный кусочек металла, привычно потер пальцами, и вдруг ощутил правильные острые углы. Неужели!.. Блеснула вишневая эмаль. Да, орден. Орден Красной Звезды.
- Ребята, - негромко сказал Вагиз. – Кажется, я нашел.
И, когда, торопясь, отвернули гайку, увидели номер: 29337.
И вот сегодня можно сообщить читателям главное: как звали членов экипажа и при каких обстоятельствах погиб самолет. Вот о чем рассказали документы. В тот день, 10 марта 1943 года, в 9 часов 50 минут группа самолетов 80-го ближнебомбардировочного полка произвела налет на аэродром Алакуртти. В результате налете были сожжены семь самолетов противника и взорван склад боеприпасов. Наши потери — три самолета.
Бомбардировщик «Пе-2» с экипажем в составе летчика П. Ф. Попова, штурмана К. Н. Попова и стрелка-радиста Б. С. Брыжатюка предположительно был подбит зенитной артиллерией над самой целью. В дивизионных документах самолет значится как же вернувшийся с боевого вылета…
История эта не закончена.
Поисковая группа просит всех, кто хоть что-то может сообщить о них, написать в редакцию. Командир эскадрильи капитан Павел Федорович Попов до войны проживал в Нижнем Тагиле, штурман эскадрильи капитан Константин Николаевич Попов – в Рыбинске и Архангельске. Начальник связи эскадрильи лейтенант Борис Сафронович Брыжатюк – в Одесской области.
Р. Щербаков
Комсомольская правда 20 декабря 1984 г.
Наш Телеграмм t.me/issledovateli23
Наш канал Youtube https://www.youtube.com/issledovateli
Наш канал Rutube https://rutube.ru/channel/23476893
Форум для обсуждения http://issledovateli.listbb.ru
Группа в ВК https://vk.com/issledovateli23
©2024 Проект Исследователи. Копирование материалов разрешено только при наличии активной ссылки на сайт.