Мы говорили про образование, учителей, их нагрузку и что поменялось в школьном, высшем образовании. Законодатели в нашей Госдуме решили штрафовать, даже увеличить размер штрафов за публичное оскорбление педагогов до 700 000 рублей. За оскорбление, которое распространяется в СМИ или в соцсетях, граждане заплатят от 10 000 до 30 000 рублей, должностные лица - до 200 000 рублей, а юридические лица - до 700 000 рублей. И я подумал: критикуют министра просвещения Сергея Кравцова. А если штраф увеличат, мы главного просветителя только хвалить должны будем?
Сергей Михеев: Первое: нет, мы не должны его оскорблять. Второе: он не учитель.
Он по образованию учитель, в школе преподавал.
Сергей Михеев: Он сейчас не работает учителем.
Можно выдыхать (смеется).
Сергей Михеев: Во-первых, я это поддерживаю, потому что надо взывать к совести и заниматься воспитанием, но, учитывая то, что многое, к сожалению, упущено, нужны санкции. Какие это могут быть санкции? Физические наказания у нас запрещены, поэтому будем наказывать рублем. Раз уж живем в эпоху рыночной экономики, будем наказывать рублем; если не самих учеников, так их родителей; если это родители (а они часто ведут себя по-хамски по отношению к учителям), значит, родители будут платить; если это люди при исполнении или юридические лица, значит, будут платить больше.
И я считаю, что это правильно, потому что этот процесс надо приводить в здравое русло и защищать учителей, чтобы они понимали, что они защищены государством, и доводить эти вещи до учеников и их родителей. Один раз заплатят, второй раз заплатят, а третий уже подумают.
Что касается технологий, может быть имеет смысл установить камеры, записывающие то, что происходит, потому что это тоже важно. Это важно и для учеников, и для учителей. Если учитель себя недостойно ведет, это будет зафиксировано; и то же самое, если ученик, чтобы потом учитель не доказывал – не приходил бы и не жаловался, что ему сказали то-то. Может быть установить камеры в классе было бы нормальным делом. Будет легче фиксировать многие другие нарушения, включая травлю в отношении отдельных учеников. Я в данном случае готов поддержать технологии. Но что касается штрафов, я за. Потому что должны быть стимулы положительные, а должны быть и отрицательные. Должен быть пряник, но должен быть и кнут. Без кнута никак. Поэтому может быть даже и 10 000 - это немного. Я поддерживаю полностью.
Вы говорите «критиковать». Все-таки критиковать и оскорблять - это разные вещи. Критику от оскорбления нетрудно отличить. Я думаю, любая квалифицированная комиссия это быстро сделает.
Смотря на чьей стороне будет эта комиссия.
Сергей Михеев: Комиссия должна быть на стороне государства и закона.
Почитал комментарии в соцсетях по поводу предложения. И отдельная статья в КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) за оскорбление педагогических работников, и штрафы достаточно высокие. Многие пишут, что навряд ли заставит уважать учителей такой способ - с помощью штрафов. Потому что оскорбляют в школах, в основном, подростки, а они неподсудные. Всё это очень надолго растянется. Вопрос от нашей слушательницы: «У учителей есть клички. Как Вы к этому относитесь?» Да, действительно, у нас (я помню советскую школу) у каждого преподавателя были короткие клички, причем и у строгих, и у либеральных. Иногда им не то что в глаза, но за спиной их говорили. Это оскорбление?
Сергей Михеев: Про клички чуть позже. По поводу разговоров о том, что «это вряд ли что-то изменит». Во-первых, для того, чтобы закон работал, его надо снабдить механизмом реализации. Пропишите четкий механизм: кто должен будет заплатить, какова процедура и т.д. Во-вторых: сколько живу, столько и слышу эти разговоры! Кто бы что ни предложил, сразу целый хор унылых голосов: «Это не поможет, ничего не поможет». Давайте ничего не будем делать! Давайте подождём, пока сознательные родители воспитают сознательных детей, все будут друг друга уважать, и никто никого не будет оскорблять. Вы верите, что это возможно? Я нет.
Такие процессы надо стимулировать, в том числе не только положительными, но и отрицательными стимулами. Поэтому давайте попробуем, а там посмотрим, поможет или не поможет. Что касается родителей и подростков, здесь меры воздействия очень простые. Подростки, в основном, живут на деньги родителей, они пользуются телефонами, которые родители им покупают. «Дружок, если нас оштрафуют один раз, с тебя минус столько-то на карманные расходы. Оштрафуют еще раз - с тебя еще в два раза больше». Всё очень просто. Я думаю, на кого-то не подействует, а на кого-то подействует!
Что касается кличек, их вряд ли возможно искоренить. Это было, есть и будет всегда. Но здесь вопрос публичного оскорбления: если один человек публично оскорбляет другого и это зафиксировано, за это необходимо отвечать. Клички тоже бывают разные: бывают добрые, бывают недобрые. Если это будет расценено как оскорбление, значит, тоже заплатят.
Наказание рублем отлично помогает, считает наш слушатель из Санкт-Петербурга. Другой наш слушатель предлагает еще ввести наказание за оскорбление врачей. Наверное, тоже отдельно в КоАП можно прописать.
Сергей Михеев: У нас есть административное наказание. Если публично это зафиксировано или есть свидетели, камера или что-то еще, то можно за оскорбление кого угодно оштрафовать, за матерную ругань и пр. Эти вещи теоретически есть, но практически мало применяются. Но все эти разговоры: «А отменим штрафы ПДД - люди всё равно что-то нарушают, их штрафуют, а они снова нарушают! А давайте отменим штрафы вообще! Пусть ездят как хотят! Ведь это всё равно не помогает - все плюют на это». Во-первых, не все. Во-вторых, поплюют-поплюют и перестанут. Если оно потоком приходит одно за другим: кто-то ничего не платит, но рано или поздно до него добираются. Я как человек по жизни не люблю уныние. Терпеть не могу «безвыходные ситуации» и настроения типа «ничего не поделаешь». Я считаю, что это неправда. Из любой ситуации есть выход. Другой вопрос, что не было и никогда не будет идеального решения всех проблем.
Много вопросов, комментариев от преподавателей, школьных учителей, в том числе по теме, которую мы затронули – введение крупных штрафов за публичное оскорбление преподавателей. Учительница из Санкт-Петербурга пишет, что не надо обобщать – учителям, в основном, совершенно некогда заниматься репетиторством, а уж со своими учениками этого нет вообще (есть отдельный сайт). По поводу обучения говорят, что некогда молодым учителям разжёвывать темы - детям зачитывают, как роботы. Другое мнение: по математике быстро-быстро записывает учитель тему на доске, раздаёт листочки с заданиями по новой теме, что и как поняли дети, что усвоили. В итоге 90% двоек, остальные тройки.
Сергей Михеев: Надо разобраться профессиональному сообществу, почему так происходит, каковы причины, попытаться что-то устранить или подправить. Проще всего спихнуть сюда репетиторов и сказать родителям: «У кого есть деньги - учите, у кого нет – извините». Тогда мы будем постепенно скатываться к ситуации, которая существует на Западе в этом смысле, где все начальные и муниципальные школы на бюджете буквально для галочки. Их там научат читать, писать, сложению, вычитанию, умножению – и привет. Дальше всё будет зависеть от того, нашел ты деньги на что-то или нет. Чтобы к этому не скатиться, надо разбираться, в чем дело - нагрузки у учителей, дети стали не такие, и можно ли что-то сделать с этим. Поэтому этот вопрос к профессиональному сообществу, а не ко мне.