Премьер-министр Словакии Роберт Фицо тяжело ранен в результате покушения, сейчас он находится в реанимации. Правоохранители Сербии на севере страны задержали мужчину за угрозы в адрес президента Вучича. Постоянно идут угрозы руководителю Венгрии Орбану. В этой связи обсуждаются конспирологические версии, что Европу втягивают в большую войну, приучают к мысли, что воевать придется, и в связи с этим бьют по тем политикам-прагматикам, которые упираются, думают не о Зеленском, а о своих странах. Что происходит в этом «Райском саду»?
Сергей Михеев: Я тоже склоняюсь к таким конспирологическим версиям, потому что избрание Фицо создало группу стран, в которую входят Венгрия и Словакия, которая создала прецедент расширения антибрюссельского, местами антивашингтонского консенсуса в Европе. Пока был один Орбан, на него все показывали, как на сумасшедшего фанатика. Когда появился в Словакии Фицо, то стало ясно, что это тенденция, и сдерживать ее будет всё тяжелее. Внутри Европы зреют политики, которые не хотят подчиняться ни Брюсселю, ни Вашингтону, которые хотят смотреть более трезво на ситуацию и не хотят втягиваться в третью мировую войну с Россией, потому что страшно и непонятно, чем это закончится.
Последние голосования по некоторым вопросам показали, что Орбан и Фицо работают вместе, в связке. Фицо обещал, что в случае чего тоже заблокирует вступление Украины в НАТО. Я не исключаю того, что западные спецслужбы (американцы, англичане) занялись устранением неугодных политиков: «Раз вы выбрали не того, кто нам нравится, мы его убьем». Сам он уходить не хочет, запугать не получилось, купить не удалось, компромата на него нет или нет в таком количестве, в котором можно было бы давить и управлять человеком: тогда надо убивать.
Я не раз удивлялся по поводу странной, сказочной веры постсоветского человека в «благородный» Запад, не понимая, на чем она может быть основана. У нас с позднего Советского Союза и 1990-х годов распространено странное, двойственное ощущение реальности. С одной стороны, есть факты, которые говорят, что западные спецслужбы системно занимались политическим терроризмом и в других странах, и у себя дома, и это подтверждается огромным количеством фактов, расследований. С другой стороны, советский человек всё еще пребывает во флёре любви к Западу. Он думает, что это в кино, в книгах может быть, а в реальности этого нет. Но факты говорят, что в реальности западные спецслужбы этими вещами никогда не брезговали и для них это является частью их системной работы. Поэтому я не исключаю, что это американо-британский след.
Кого они использовали для этого? Стрелявший - вроде бы экзальтированный писатель, сторонник ЛГБТ, ему 71 год. Видимо, спишут на то, что он полусумасшедший, псих-одиночка. Использование психов-одиночек, их натравливание - это один из известных, характерных приёмов спецслужб. Напомню самое загадочное убийство XX века - убийство Джона Кеннеди, где тоже всё списали на психа-одиночку Ли Хари Освальда. Потом «случайно» убили Освальда, затем убили Джека Руби, который убил Освальда, потом поумирали 50 свидетелей, которых допрашивали по делу, и всё это «случайно». Использовать психически неуравновешенных, экзальтированных людей, поражённых радикальной идеей - это обычное дело, на такого человека легко всё списать.
Если вы используете собственного агента, профессионала, офицера, человека, работающего под прикрытием, и если его ловят, то могут расколоть. А психа можно умело направить в нужное русло, и даже если его начнут раскручивать, он ничего толком не сможет сказать. Он будет говорить, что «Фицо - враг свободы, не любил гомосексуалистов, не хотел помогать Украине». Первые комментарии западных СМИ косвенно это подтверждают. Они комментируют покушение в таком тоне: «А чего вы хотели? Он этого заслужил! И он не мог не вызывать негодование у честных родителей свободы». Такие конспирологические версии имеют место быть. Эти люди озверели и могли перейти к прямому политическому террору, запугиванию. Это первое.
Второе: по поводу полоумного писателя. На Западе любят создавать образ: «интеллигентный человек, писатель, сторонник однополой любви, добрый, веселый». Вот вам и «писатель», «прогрессивные взгляды» и «любовь» - пять выстрелов, да еще неизвестно, выживет ли человек или нет! Радикально настроенные люди рано или поздно приходят к терроризму как к единственному способу решения проблем, хотя эти проблемы они только усугубляют. Посмотрим, как дальше пойдет расследование. Если за этим всем стоят американские или английские спецслужбы, то расследование будет так себе.
На кадрах, которые везде показывают, видны непрофессиональные действия охранников. Может быть в Словакии профессионалов в этом деле нет или это заговор. Хотя словацкая оппозиция, которая ему угрожала, говорит: «Это не мы».
Охранников, которые это допустили, задержали: их допрашивает контрразведка, в том числе почему они проявили непрофессионализм. Можно еще вспомнить убийство шведского премьер-министра Улофа Пальме, которого расстреляли, и тоже были версии, что заказчиком было ЦРУ, потому что Пальме критиковал власти Америки за войну во Вьетнаме и с теплотой относился к СССР. У нас в то время с США были напряженные отношения. Убийцу потом нашли, он проходил по делу свидетелем, потом «неожиданно» умер. Два года назад якобы псих-одиночка расстрелял японского премьер-министра Синдзо Абэ. Абэ, в отличие от нынешних японских властей, говорил: «Давайте успокоимся и снимем напряженность в нашем Тихоокеанском регионе». Есть еще много примеров. Вы правильно говорите, что психоз, вызванный расколом в европейском обществе, помогает западным спецслужбам найти психов-одиночек. Европейская пресса уже раздувает, что покушение на Фицо Москва использует в своих интересах, и идет антироссийская накрутка: «Союзник и друг Путина», «Друг Путина тяжело ранен». Газета DailyMail пишет, что «покушение на Фицо – тревожный звонок для Запада, потому что Москва сможет использовать это покушение в своих интересах, показать, что истинные враги - вот они».
Сергей Михеев: А зачем его использовать? Всё это на поверхности. Они начинают заранее бить тревогу, потому что понимают, что это покушение вызовет возмущение части общества в Словакии - за него голосовали, он честно демонстрировал свои взгляды, которые симпатичны большинству, проголосовавшему за него, и оно сейчас оскорблено. Это вызовет симпатию и к нему, и к его взглядам, и заставит задуматься над тем, кто мог это сделать.
Я думаю, что внутри Словакии для многих это будет повод задуматься, кто взорвал трубопровод «Северный поток-2». «Закулиса» пошла на откровенное обострение, сразу включилась информационная заготовленная кампания: «Вы не вздумайте сочувствовать Фицо, потому что он друг Москвы!» Когда он успел стать другом Москвы, не знаю. Ни в каких особо дружеских отношениях с Путиным он замешан не был, но он говорил абсолютно трезвые вещи. Поэтому тут использовать ничего не надо - оно само будет использоваться независимо от того, что мы будем делать или не будем. Думаю, наше заявление будет сдержанным.
Мы в дискуссиях задаем вопрос: «Как же европейская элита такая управляемая?» Они сначала или готовят людей с юности, или покупают их, или компроматом держат на крючке, или демонстративно убивают тех, кто не согласен. Романтику относительно Запада надо забыть и понять, что мы имеем дело с циничными, местами озверелыми людьми. Американцы, европейцы сами об этом часто пишут, Голливуд наснимал сотни фильмов про политические убийства.
Я считаю, что надо помолиться за Фицо, чтобы он хотя бы выжил. Хотя, насколько понимаю, ранение настолько тяжелое, что скоро прийти в рабочее состояние ему не удастся, даже если он выживет. Это повод задуматься над тем, кто реально управляет этими событиями и что происходит с теми, кто пытаются говорить что-то поперек. Парадоксально это может вызвать всплеск симпатии или, по крайней мере, внимание и к фигуре Фицо, и к тому, что он говорил. Сейчас начнут анализировать его высказывания и деятельность, а это само по себе раскрутка, реклама, пропаганда. Но лейтмотив западных СМИ: «Так ему и надо - нечего было выступать против Украины, против наших либеральных ценностей!»
Вопрос: человек живет в Словакии, знает, что здесь происходит, и дело с премьер-министром Фицо - о том, как преподносят СМИ. В последние годы очень много распространялось негативной информации о разных людях или событиях. «Как Вы думаете, если есть гарантия на продукты питания, должна ли быть гарантия на правду, на информацию в СМИ?»
Сергей Михеев: Такой гарантии никто никогда не давал и не даст. Всегда была, есть и будет политика (внутренняя, внешняя или какая хотите). Всегда были, есть и будут группы влияния, особенно, если страна несуверенная, а Словакию я не считаю суверенной страной, потому что она находится в блоке НАТО. Есть очень мощные внешние силы, и они имеют очень серьезные рычаги воздействия на ситуацию, поэтому они будут гнуть свою линию. И вокруг Фицо это было, мне кажется, совершенно очевидно.
Когда я сказал, что спецслужбы часто используют психопатов, направляя их в нужном русле, это об этом и есть. Сначала нагнетается кампания ненависти к человеку, потом находится подходящий дурачок, умеющий стрелять, и его разными способами подталкивают на совершение преступления. Затем говорят: «Это просто фанатик, единичный случай, а мы здесь ни при чём». Здесь искать идеальных решений бессмысленно - их никогда не было. Люди, изучающие историю, понимают, что мир сложен, и его надо принимать таким, какой он есть. Другой вопрос, что это не означает, что правду не надо искать и за нее не надо бороться.
Вопрос про европейскую политику: «Почему те редкие европейские политики, не лишенные разума, так беспечно относятся к своей жизни? Неужели они не понимают, какова фашизация, озверелость их оппонентов, тем более, что растет количество бандеровцев в Восточной Европе?» Наверное, отсылка к покушению на Фицо, на угрозы Вучичу и Орбану.
Сергей Михеев: Что касается Фицо, здесь удивительно халатная и непрофессиональная работа охранников. Как известно, они даже не были в бронежилетах, у них не было раскладывающейся защиты. По идее, они могли бы закрыть его своими телами, но то ли они трусливые, то ли с ними кто-то «поработал», то ли очень непрофессиональная работа. Фицо – охраняемое лицо; ему говорят, что охрана обеспечена, и он верит. Это вопрос к тем, кто занимается службой охраны, к профессионализму этих людей, а не к халатности Фицо. Либо это заговор, либо раздолбайство, которое бывает хуже заговора.