Найти тему
Алина Герасимова

Верховный суд в РФ

Конституция Российской Федерации, а также Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ и от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ устанавливают полномочия, организационную структуру и работу Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ занимает вершину в системе судебных органов по гражданским, экономическим спорам, уголовным, административным и другим делам, которые рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом. Он осуществляет судебную власть через гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство. ВС РФ также проводит судебный контроль за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также предоставляет разъяснения по вопросам судебной практики в соответствии с процессуальными нормами федерального законодательства.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является главным судебным органом по гражданским, экономическим, уголовным, административным и другим делам, подведомственным судам, учрежденным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный контроль в установленных законом формах над деятельностью судов, созданных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, рассматривая гражданские, экономические, уголовные, административные и другие дела, подведомственные указанным судам, в качестве инстанции судебного контроля, а также в рамках своей компетенции как апелляционной и кассационной инстанции.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, как суд первой инстанции и на основе новых или вновь обнаруженных обстоятельств.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает административные дела как суд первой инстанции.

В случае необходимости обжаловать принятые нормативные акты различных государственных органов или инстанций либо при наличии оснований полагать, что процедура приема квалификационного экзамена на должность судьи была нарушена, граждане имеют право обратиться в Верховный Суд как первую инстанцию.

- приостанавливать или прекращать деятельность политических партий, общественных организаций и движений в России;

- прекращать работу средств массовой информации, распространяющих продукцию на территории двух и более субъектов федерации;

- рассматривать нарушения избирательного законодательства, включая возможность оспорить действия Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и состав федерального списка кандидатов;

- разрешать экономические споры между федеральными и региональными органами власти, а также между высшими государственными органами субъектов федерации;

- предлагать законодательные инициативы по улучшению законодательства в области уголовного, арбитражного, административного и гражданского судопроизводства.

Высший суд Российской Федерации играет ключевую роль в разрешении гражданских, экономических, уголовных, административных и других дел, которые подпадают под юрисдикцию общих судов и арбитражных судов. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики и рассматривает дела как апелляционная, кассационная или первая инстанция в зависимости от обстоятельств. Высший суд также является вышестоящей инстанцией для различных судов, включая кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые и областные суды, а также военные суды. Кроме того, он решает вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации в рамках своей компетенции.

Глава государства РФ обладает полномочиями для улаживания конфликтов, возникающих между структурами федеральной власти и их коллегами на уровне субъектов федерации, а также между самими органами региональной власти. Если достичь консенсуса не удаётся, президент имеет право направить спор на судебное разбирательство.

Кроме того, президент РФ обладает правом приостанавливать действие нормативных документов, принятых органами исполнительной власти регионов, в случае их несоответствия Основному закону страны, федеральным законодательным актам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод граждан. Такое приостановление вступает в силу до вынесения решения по данному вопросу соответствующим судом.