Обе эти весточки прилетели почти одновременно. И обе, я считаю, касаются стратегических продуктов, производимых нашей страной. Так что же известно о национализации двух активов, которые правительство вернуло государству.
Начнем, пожалуй, с продовольственного вопроса. Компания "Макфа", производящая макароны, как и ряд подконтрольных ей предприятий, возвращены в собственность государства. Что подразумевается под "подконтрольными предприятиями"? Это 33 юрлица, занимающиеся производством хлеба и хлебобулочных изделий. 18 из них переходят в собственность государства, а остальными будет владеть Росимущество.
В частные руки предприятия "Макфы" перешли еще в 90-е годы, когда в стране произошел глобальный передел собственности, названный в народе "прихватизацией".
Проблемы с властями начались в владельцев "Макфы" в марте. Во владении Максима Чигинцева, зятя бывшего депутата Госдумы Вадима Белоусова, тогда было обнаружено 100 трлн рублей, по подсчетам приставов. Родственник экс-депутата переплюнул самых богатейших людей на планете. И не только. По данным Центробанка в обращении находится меньше рублей, чем было обнаружено наличными у Чигинцева. Так на 1 марта денежная масса в обращении равнялась 99,4 трлн рублей. Доходы бюджета, запланированные правительством на этот год, втрое меньше этой суммы.
Однако, Бернар Арно, с его доходами в 231 млрд долларов не смог догнать владельцев "Макфы", чьи активы в долларовом исчислении равны 1 триллиону.
Еще одним бенефициаром в этом деле проходит Михаил Юревич, ранее занимавший посты депутата, мэра Челябинска и губернатора Челябинской области. Как Юревич, так и Белоусов давно проживают за границей. А присматривать за бизнесом был приставлен Чигинцев.
По мнению суда, виновные лица не отказались от ведения бизнеса, будучи на ответственных государственных постах, как того требует закон. Более того, они использовали служебное положение для преумножения своего богатства. Они создали видимость того, что отошли от дела, фактически передав управление родственникам и доверенным лицам через кипрские оффшоры.
Ранее все фигуранты были подозреваемыми по делам о взятках, что и стало причиной их отъезда заграницу. Тем не менее, российские активы приносили в их бюджеты около 2 млрд рублей по году. И это не считая стоимости самих активов. Генпрокуратура считает, что эти предприятия приобретены на коррупционные средства, поскольку, даже на государственных должностях соответствующих доходов они не имели.
Практически в это же время по решению суда в пользу государства возвращен Климовский завод по производству патронов. Владелец предприятия Борис Краснов также скрывается за границей, числясь в розыске в родной стране. Все владельцы акций предприятия, помимо Краснова, лишись своих полномочий.
Совладельцем КСПЗ является "Ростех", которому принадлежит 36% пакета акций. Однако, пока 64% бумаг были в руках частников, никаких шагов по модернизации предприятия ими не предпринималось. "Бизнесмены" просто выкачивали доходы оборонного предприятия.
Износ инфраструктуры дошел до такого уровня, что котельная, расположенная на его территории, не выдержала морозов. В результате аварии в Подольске пострадали 170 домов, оставшиеся без воды и отопления при минус 20 градусах за окном.
Этот инцидент и обратил внимание властей на ценный актив, утекший в частные руки усилиями ловчил-прихватизаторов.
Лично мне в обоих этих случаях бросаются в глаза две вещи. Во-первых, госсобственность, построенная руками советских людей и на деньги Советского Союза попала в руки нерадивых собственников. Они не занимались инвестициями в производство, улучшением быта сотрудников и развитием инфраструктуры близлежащих городов. Да и зачем? Возвращаться в Россию новые капиталисты не собирались. Главное, чтобы доходы стабильно капали в карман.
Во-вторых, русский народ все-таки мудрее временщиков. Ведь сколько веревочке не вейся, рано или поздно, конец ее будет найден.