Плохая работа реставраторов? НЕТ!!!
Клевета на реставраторов!
И это уже не шутки!
"Какой он богатый, какой знаменитый? Бабушка характерна, а он балалайка бесструнная, никакого толку и не жди от них." (А. Островский. "Правда - хорошо, а счастье лучше")
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
В очередной раз на просторах интернета, на этот раз прямо здесь, на Дзене, я встретила статейку горе-блогера, пишущего обо всём сразу и ни о чём. И тему реставрации он тоже охватил своим вездесущим вниманием. В результате, свет увидела чудовищная статья, к реставрации не имеющая никакого отношения. И таких "балалаек" на разных сайтах в интернете я уже встречала великое множество. Читать всё это совершенно невыносимо, от бессилия буквально кулаки сжимаются. Удалить такой материал невозможно, писать возмущённый комментарий автору бессмысленно: он его просто удалит, а меня заблокирует. Так что в моих силах только опровергнуть подобное словоблудие, рассказав, как обстоят дела в реальности.
Я уже написала несколько статей, в которых показывала самые громкие случаи, которые пресса, СМИ и блогеры-многостаночники (пишущие обо всём подряд) называли "плохой реставрацией".
Я вам показывала на фактах, что аттестованные реставраторы не имели никакого отношения к тем вопиющим случаям. Они и произошли-то именно потому, что вместо реставраторов за дело взялись совершенно посторонние люди, к реставрации не имеющие никакого отношения! Такие, как автор вот этого канала.
И швец, и жнец и на дуде игрец. И лекции, и арт-ужины, и про реставрацию вам расскажет за бокалом хорошего вина.
Покажу вам, что этот автор написал про реставрацию Гентского алтаря. Ситуацию усугубляет то, что это не просто небольшая фреска в церкви маленького, мало кому известного городка. Которую местная жительница, на старости лет вообразившая себя реставратором, перекрасила до неузнаваемости, а по сути, она уничтожила авторскую настенную роспись без возможности восстановления. Мои давние читатели помнят, что об этом у меня была большая статья "ЭТО не реставрация, а вредительство".
А этот недо-блогер написал о Гентском алтаре, официальное название которого "Алтарный образ Поклонения Агнцу Божьему". Он оклеветал на этот раз уже профессиональных реставраторов! И это уже выходит за все границы дозволенного!
Это - мировой шедевр изобразительного искусства, кисти живописцев нидерландской школы, эпохи Северного Возрождения, созданный в 1432 году!
Многостворчатый живописный алтарь находится в кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Генте, а его создателей, художников, братьев Яна и Хуберта ван Эйков принято считать одними из изобретателей масляных красок. И пусть это только красивая легенда, но они действительно были одними из первых художников, использовавших масло в изготовлении красок и в живописи.
И вот, я читаю, что реставраторы испортили один из образов... Знаете, друзья, будь я реставратором Гентского алтаря, я бы подала в суд за клевету и выиграла процесс. Но я могу только опровергнуть эту гнусную клевету и объяснить, что было сделано в процессе реставрации и дать оценку проведенной работе.
По понятным причинам я не стану давать ссылку на тот канал, поэтому ограничусь скриншотами той статьи. "Балалайки" буду отмечать радугой справа для наглядности.
Горе-блогер написал следующее:
7 лет - и улыбочка :)! "Только посмотрите, как целых семь лет...".
Где же ему знать, что реставрацию могут проводить и десять, и двадцать лет, в зависимости от поставленных задач и уровня сложности. И семь лет при работе с памятником культуры и искусства ТАКОГО уровня это ещё недолго!
Далее читаем:
Ага, реставраторы криворукие, не смогли нарисовать хорошего ягнёнка, а нарисовали монстра, который теперь отпугивает зрителей. Друзья, речь идёт вот об этом фрагменте живописи Гентского алтаря, он расположен в нижнем его ряду, являясь его центральной частью.
Кстати, в Википедии, откуда я взяла качественные фото, они оказались ещё старые, дореставрационные.
Что-то меня наводит на мысль, что новые там не появляются по схожей причине... "Караул, реставраторы нарисовали ужасного ягненка! Пусть хоть у нас в Википедии останется настоящий ягненок с симпатичной мордочкой!"
Что тут сказать... Мордочка у ягненка слева и правда симпатичнее, да вот беда: к живописи братьев Ван Эйк она не имеет никакого отношения.
Эта мордочка написана на 100 лет позже авторской и поверх неё, каким-то неизвестным мастером. Это был безымянный художник, который починял Алтарь, и ему просто не понравилось авторское исполнение. Он понял, что может написать лучше - и, ничтоже сумняшеся, исправил ягненка. Он вообще исправил всё, что захотел и до чего рука дотянулась. Сколько процентов истинной живописи братьев Ван Эйк осталось после его художеств - это его не интересовало.
И последнее, что я прочитала, и что послужило толчком к написанию этой статьи:
Нет, вы только посмотрите! Реставраторы свою вину не признали, а начали оправдываться и утверждать, что всё сделали правильно, и что Агнец был неправильный. А правильный был под неправильным! И они смыли только неправильного...
Знаете, друзья, когда я читаю весь этот бред, я прихожу в бешенство. Самое ужасное, что подобного чтива здесь, на дзене, очень много, а в интернете ещё больше. И, к сожалению, в этом есть косвенная вина и нас, реставраторов. Вина в том, что мы мало рассказываем и показываем, и совсем не популяризируем нашу деятельность.
Мы десятилетиями сидим за микроскопом над одной картиной или иконой, а о нашей работе общественности "вещают" вот такие "балалаечники".
И по нашей вине зрители, посетители музеев и картинных галерей удивляются, обнаружив, что до реставрации картина была темная и тусклая, "старинная", а после реставрации стала очень яркая, "как новая". И они возмущаются, зачем так ярко перекрасили картину!!! Она была такая темненькая, желтенькая, сразу видно, что старая, а стала похожа на новую, и что реставраторы сделали из картины "новодел". А мы ничего не объясняем, и такое мнение продолжает бытовать.
На самом деле всё совсем не так.
Гентский алтарь реставрировался с 2012 года, в реставрации принимали участие десятки специалистов, были проведены сотни исследований. В 2018 году было объявлено о большом и важном открытии. После расчистки оказалось, что центральную фигуру центральной панели - Агнца из сцены "Поклонения Агнцу" мы привыкли видеть совсем не таким, каким его задумал автор. Первоначальный лик Агнца был человекоподобным. Поскольку алтарь связан с темой Апокалипсиса и искупления, у него, являющегося символом Христа, были человекоподобные черты лица и крупные глаза - расположенные впереди, как у человека, и смотрящие на зрителя. В результате поздних поновлений он превратился в реалистичного барашка и его мордочка больше не отличалась от мордочки обычного животного.
Теперь изображение на алтаре снова стало более значимым, глубоким. Об этом невероятном открытии я вам расскажу в следующей статье и покажу больше фотографий.
Друзья, если вы мне позволите, я в будущем ещё раз "препарирую" статейку этого автора. Я очень хочу показать вам, и, возможно, будущим новым подписчикам, что бывает, если о реставрации берется писать человек, не имеющий к ней никакого отношения и не знающий в принципе ничего о реставрационных процессах и исследованиях. В одном из следующих материалов я буквально по абзацам разберу его писанину.
За вас я совершенно спокойна, вы не поведётесь на такое чтиво и не примете на веру подобный бред. Но для остальных людей, кто, возможно, заглянет на канал или найдет статью через поиск, такой разбор будет несомненно полезным.
До скорой встречи!
Всем добра!