Найти тему

Реставрационные "балалайки"

Плохая работа реставраторов? НЕТ!!!

Клевета на реставраторов!

И это уже не шутки!

"Какой он богатый, какой знаменитый? Бабушка характерна, а он балалайка бесструнная, никакого толку и не жди от них." (А. Островский. "Правда - хорошо, а счастье лучше")

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

В очередной раз на просторах интернета, на этот раз прямо здесь, на Дзене, я встретила статейку горе-блогера, пишущего обо всём сразу и ни о чём. И тему реставрации он тоже охватил своим вездесущим вниманием. В результате, свет увидела чудовищная статья, к реставрации не имеющая никакого отношения. И таких "балалаек" на разных сайтах в интернете я уже встречала великое множество. Читать всё это совершенно невыносимо, от бессилия буквально кулаки сжимаются. Удалить такой материал невозможно, писать возмущённый комментарий автору бессмысленно: он его просто удалит, а меня заблокирует. Так что в моих силах только опровергнуть подобное словоблудие, рассказав, как обстоят дела в реальности.

Я уже написала несколько статей, в которых показывала самые громкие случаи, которые пресса, СМИ и блогеры-многостаночники (пишущие обо всём подряд) называли "плохой реставрацией".

Я вам показывала на фактах, что аттестованные реставраторы не имели никакого отношения к тем вопиющим случаям. Они и произошли-то именно потому, что вместо реставраторов за дело взялись совершенно посторонние люди, к реставрации не имеющие никакого отношения! Такие, как автор вот этого канала.

Какое совпадение! Я тоже рассказываю о реставрации простым языком. Почему же мне так не понравился этот канал?
Какое совпадение! Я тоже рассказываю о реставрации простым языком. Почему же мне так не понравился этот канал?

И швец, и жнец и на дуде игрец. И лекции, и арт-ужины, и про реставрацию вам расскажет за бокалом хорошего вина.

Покажу вам, что этот автор написал про реставрацию Гентского алтаря. Ситуацию усугубляет то, что это не просто небольшая фреска в церкви маленького, мало кому известного городка. Которую местная жительница, на старости лет вообразившая себя реставратором, перекрасила до неузнаваемости, а по сути, она уничтожила авторскую настенную роспись без возможности восстановления. Мои давние читатели помнят, что об этом у меня была большая статья "ЭТО не реставрация, а вредительство".

А этот недо-блогер написал о Гентском алтаре, официальное название которого "Алтарный образ Поклонения Агнцу Божьему". Он оклеветал на этот раз уже профессиональных реставраторов! И это уже выходит за все границы дозволенного!

Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Гентский алтарь.
нидерл. Déus Het Lam
англ. The Adoration of the Lamb
375 × 520 см, Собор Святого Бавона, Гент
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Гентский алтарь. нидерл. Déus Het Lam англ. The Adoration of the Lamb 375 × 520 см, Собор Святого Бавона, Гент

Это - мировой шедевр изобразительного искусства, кисти живописцев нидерландской школы, эпохи Северного Возрождения, созданный в 1432 году!

Художник Питер-Франс де Нотр (1779–1842). "Картина братьев ван Эйк "Агнец Божий" в часовне Святого Бавона в Генте", 1829 год. Холст, масло, 97х78 см
Художник Питер-Франс де Нотр (1779–1842). "Картина братьев ван Эйк "Агнец Божий" в часовне Святого Бавона в Генте", 1829 год. Холст, масло, 97х78 см

Многостворчатый живописный алтарь находится в кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Генте, а его создателей, художников, братьев Яна и Хуберта ван Эйков принято считать одними из изобретателей масляных красок. И пусть это только красивая легенда, но они действительно были одними из первых художников, использовавших масло в изготовлении красок и в живописи.

-4

И вот, я читаю, что реставраторы испортили один из образов... Знаете, друзья, будь я реставратором Гентского алтаря, я бы подала в суд за клевету и выиграла процесс. Но я могу только опровергнуть эту гнусную клевету и объяснить, что было сделано в процессе реставрации и дать оценку проведенной работе.

По понятным причинам я не стану давать ссылку на тот канал, поэтому ограничусь скриншотами той статьи. "Балалайки" буду отмечать радугой справа для наглядности.

Горе-блогер написал следующее:

-5

7 лет - и улыбочка :)! "Только посмотрите, как целых семь лет...".

Где же ему знать, что реставрацию могут проводить и десять, и двадцать лет, в зависимости от поставленных задач и уровня сложности. И семь лет при работе с памятником культуры и искусства ТАКОГО уровня это ещё недолго!

Далее читаем:

-6

Ага, реставраторы криворукие, не смогли нарисовать хорошего ягнёнка, а нарисовали монстра, который теперь отпугивает зрителей. Друзья, речь идёт вот об этом фрагменте живописи Гентского алтаря, он расположен в нижнем его ряду, являясь его центральной частью.

-7

Кстати, в Википедии, откуда я взяла качественные фото, они оказались ещё старые, дореставрационные.

-8

Что-то меня наводит на мысль, что новые там не появляются по схожей причине... "Караул, реставраторы нарисовали ужасного ягненка! Пусть хоть у нас в Википедии останется настоящий ягненок с симпатичной мордочкой!"

Что тут сказать... Мордочка у ягненка слева и правда симпатичнее, да вот беда: к живописи братьев Ван Эйк она не имеет никакого отношения.

Слева - до реставрации, справа - после реставрации
Слева - до реставрации, справа - после реставрации

Эта мордочка написана на 100 лет позже авторской и поверх неё, каким-то неизвестным мастером. Это был безымянный художник, который починял Алтарь, и ему просто не понравилось авторское исполнение. Он понял, что может написать лучше - и, ничтоже сумняшеся, исправил ягненка. Он вообще исправил всё, что захотел и до чего рука дотянулась. Сколько процентов истинной живописи братьев Ван Эйк осталось после его художеств - это его не интересовало.

И последнее, что я прочитала, и что послужило толчком к написанию этой статьи:

-10

Нет, вы только посмотрите! Реставраторы свою вину не признали, а начали оправдываться и утверждать, что всё сделали правильно, и что Агнец был неправильный. А правильный был под неправильным! И они смыли только неправильного...

Знаете, друзья, когда я читаю весь этот бред, я прихожу в бешенство. Самое ужасное, что подобного чтива здесь, на дзене, очень много, а в интернете ещё больше. И, к сожалению, в этом есть косвенная вина и нас, реставраторов. Вина в том, что мы мало рассказываем и показываем, и совсем не популяризируем нашу деятельность.

Реставраторы за работой. Удаление записей с авторского красочного слоя Гентского алтаря. Раскрытие живописи братьев Ван Эйк
Реставраторы за работой. Удаление записей с авторского красочного слоя Гентского алтаря. Раскрытие живописи братьев Ван Эйк

Мы десятилетиями сидим за микроскопом над одной картиной или иконой, а о нашей работе общественности "вещают" вот такие "балалаечники".

И по нашей вине зрители, посетители музеев и картинных галерей удивляются, обнаружив, что до реставрации картина была темная и тусклая, "старинная", а после реставрации стала очень яркая, "как новая". И они возмущаются, зачем так ярко перекрасили картину!!! Она была такая темненькая, желтенькая, сразу видно, что старая, а стала похожа на новую, и что реставраторы сделали из картины "новодел". А мы ничего не объясняем, и такое мнение продолжает бытовать.

На самом деле всё совсем не так.

Гентский алтарь реставрировался с 2012 года, в реставрации принимали участие десятки специалистов, были проведены сотни исследований. В 2018 году было объявлено о большом и важном открытии. После расчистки оказалось, что центральную фигуру центральной панели - Агнца из сцены "Поклонения Агнцу" мы привыкли видеть совсем не таким, каким его задумал автор. Первоначальный лик Агнца был человекоподобным. Поскольку алтарь связан с темой Апокалипсиса и искупления, у него, являющегося символом Христа, были человекоподобные черты лица и крупные глаза - расположенные впереди, как у человека, и смотрящие на зрителя. В результате поздних поновлений он превратился в реалистичного барашка и его мордочка больше не отличалась от мордочки обычного животного.

Теперь изображение на алтаре снова стало более значимым, глубоким. Об этом невероятном открытии я вам расскажу в следующей статье и покажу больше фотографий.

Друзья, если вы мне позволите, я в будущем ещё раз "препарирую" статейку этого автора. Я очень хочу показать вам, и, возможно, будущим новым подписчикам, что бывает, если о реставрации берется писать человек, не имеющий к ней никакого отношения и не знающий в принципе ничего о реставрационных процессах и исследованиях. В одном из следующих материалов я буквально по абзацам разберу его писанину.

За вас я совершенно спокойна, вы не поведётесь на такое чтиво и не примете на веру подобный бред. Но для остальных людей, кто, возможно, заглянет на канал или найдет статью через поиск, такой разбор будет несомненно полезным.

До скорой встречи!

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки