5,2K подписчиков

Прогулки по Китовому Ребру. Восток Приморья.

277 прочитали

Начало

Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта. Снова вокруг машины, во тьме леса, начал раздаваться недовольный свист. Но на этот раз изюбры вели себя поприличнее, чем в бухте Евстафия, где они "митинговали" против незваного гостя.

Отсюда к морю я решил спуститься по старой дороге пешком, так как меня терзали смутные сомнения в том, что я смогу заехать на перевал обратно по тем размытым крутякам, по которым, на кураже, спустился вчера вечером.

Дорога к берегу моря.
Дорога к берегу моря.

Спускаться пришлось долго. Но идти пешком по старой дороге, пусть и непроходимой для автотранспорта, было всё-таки легче, чем напрямую по крутым лесистым склонам.

Ну конечно же, здесь заготавливали древесину. Статус памятника природы регионального значения - это как понимать? А крутые склоны, а водоохранная зона? Если сильно хочется, то можно?

Один из брошенных штабелей.
Один из брошенных штабелей.

Да ещё и спиленный лес побросали. Вывезти не смогли, или вывоз по цене дров экономически не выгоден? Недовольно бурча под нос, двинул дальше.

И хотя наверху с утра снова сияло солнце, внизу, над морем, продолжала висеть низкая облачность. Но возле берега, в облачном покрывале возникла "полынья", и дорога спускалась прямо в неё.

Спуск к морю. Оно ещё глубоко под облаками.
Спуск к морю. Оно ещё глубоко под облаками.

Интересный эффект возникает при спуске с сопок к морю. Ты его видишь ещё с хребта. Но по мере спуска, оно должно становиться ближе. Чего не происходит. Виток за витком, серпантин за серпантином, дорога спускается вниз, но кусок моря словно отодвигается от тебя. Это происходит оттого, что морская поверхность без деталей и ориентиров. Очень сложно прикинуть на глаз размер и расстояние.

Наконец, уже почти у берега, спустился в быстрый ручей. Здесь дорога закончилась площадкой, на которой складировали древесину. К самому берегу дорога не спускалась.

Один из здешних ручьёв.
Один из здешних ручьёв.

Что меня удивило в ручье - свежая зелень. Здесь уже вовсю цвела купальница, пробивалась чемерица, крапива и черемша.

Черемша.
Черемша.

Почему это так удивительно? Потому что весной и в первую половину лета здесь наблюдается температурная инверсия. Первыми зеленеют вершины, потом листва распускается вниз по склонам, а устья распадков на самом берегу ещё в начале июня стоят голые и коричневые от прошлогодней листвы. Холодное Приморское течение даёт о себе знать.

В других распадках было голо, кое-где даже белели нерастаявшие наледи. А здесь весна вовсю. Не знаю, чем это объяснить. Возможно, геотермальные выходы имеются не только возле Амгу? Пусть вода в ручье и холодна, но сама почва в его пойме не промёрзла за зиму и поэтому вегетация растений здесь началась раньше? Так бывает в городах над теплотрассами, которые угадываются под землёй по зелёной травке над ними.

Цветущий рододендрон на морских обрывах.
Цветущий рододендрон на морских обрывах.

Вообще, природа на Китовом Ребре и в Прибрежном хребте особенная. Всё таки, высокий хребет, выступающий в море, сильно влияет на микроклимат. Осадков здесь больше. Летом хорошо заметно, что тучи любят цепляться за эти сопки, устраивая здесь тучные "вечеринки" и "утренники". Повышенная влажность даёт возможность растениям покрывать все поверхности, что только можно. Так называемая "каменная кожа", лишайник, здесь произрастает на скалах приличными такими "лопухами". Да и вообще мир мхов и лишайников здесь разнообразен.

Скалы покрыты шубой из лишайников.
Скалы покрыты шубой из лишайников.

Древостой тоже отличается разнообразием. Причём, одних только берёз несколько видов. Не знаю, как они называются по научному, у местных в ходу названия каменная, чёрная, железная и т.д.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-8

У этой береста отваливается хрупкими коричневыми лохмотьями.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-9

А у этой береста превратилась в маленькие чешуйки, из которых состоят крупные "комки" на стволе. Есть берёзы, у которых древесные волокна волнистые, словно кучерявые. Колун от такой чурки пружинит и отскакивает как от куска резины. А ещё, говорят, на здешних скалах растут эдельвейсы. В общем, ботаникам будет интересно побродить по здешним местам.

Ну а что же само море? Берег здесь совершенно дикий и не приспособленный не только для стоянок, а даже для высадки с моря.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-10

Типичное устье ручья, оканчивающееся крохотной скалистой бухточкой. Ни причалить, ни поставить палатку. Да даже погулять вдоль берега - и то никак. Мне пришлось перелезать через сопки, карабкаться из распадка в распадок, чтобы посетить соседние ручьи. По берегу пройти невозможно из-за скал, обрывающихся в глубокую воду.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-11

Вот такой он - крайний восток Дальнегорского городского округа, побережье между мысами Сивучий и Грозный. Суровый и неприветливый. Да ещё и время года одно из самых мрачных - апрель.

Мыс Сивучий.
Мыс Сивучий.

Кстати, м. Сивучий на картах не подписан. Его я узнал от родственника, жившего в Каменке, и часто мотавшегося на своей моторке из Каменки в Духово мимо этих берегов. Возможно, официально он называется как-то по другому, но скорее всего - вообще никак.

Неприметная бухточка перед Сивучим.
Неприметная бухточка перед Сивучим.

А вот эта неприметная бухточка таит в себе кое-что интересное. Из этого места, где сделано фото, и не скажешь, что там, внутри, имеется пляж.

Единственный доступный пляж.
Единственный доступный пляж.

Здесь расположено единственное место на многокилометровом участке побережья между Сивучьим и Грозным, куда можно относительно легко причалить на лодке. Пляж, конечно, валунный, но за камнем, расположенным посередине пляжа, намыло участок из некрупной гальки.

Дробные Скалы
Дробные Скалы

Пляж с севера окаймляют три скалы. Та, что посередине, похожа на математический знак дроби (правда, наклонённый не в ту сторону). Так как я бываю на восточном побережье не так уж редко, то для себя придумал несколько названий характерных мест побережья. Это у меня Скалы Дроби, или Дробные. Кстати, нечто математическое всё-таки присутствует в здешней "ауре". Вот, например, за скалами есть дайка, тёмные породы которой образуют чёткую единицу.

Смотрите на Первом)))
Смотрите на Первом)))

Вообще, если вдумчиво и неспешно путешествовать по здешним местам, можно обнаружить интересные локации. А уж сколько тут мест для прыжков со скал в глубокую воду!

В скалистых лабиринтах.
В скалистых лабиринтах.

Пора подниматься к машине. Взбираюсь через "камчатские" березняки.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-18

Затем пересекаю горные ручьи с кристально чистой водой.

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-19

А вот эти розово-сиреневые и фиолетовые пейзажи встречаются не только в Приморье:

Начало Стемнело, и лес вместе с моей машиной потонул в непроглядном молоке тумана, поднявшегося сюда с моря, на склоны Прибрежного хребта.-20

И вот я у машины. Еду наверх на первой пониженной, подпрыгивая на валунах, почти лёжа в кресле, как пилот, взмывающий в небо. Пыль и камни летят из под колёс, машина буксует на месте. Осторожно сдаю назад, между курумом и обрывом, вниз. Снова пытаюсь заехать. С разгона никак, из-за валунов и промоин. Всё, приехали? Путь домой закрыт...

Достаю кирку и лопату, выковыриваю торчащие валуны, засыпаю промоины. Сбрасываю давление в шинах. Затем хожу по этому участку, выбирая траекторию. "Так, тут через эту кочку, потом резко вправо, потом колёсами наезжаю на бровку и от этого корня резко влево и снова вправо до того валуна..." Нужно запомнить досконально. Потом, когда взревёт мотор и капот заслонит небо, вспоминать что за чем будет некогда. Со стороны, наверное, выглядело забавно: чувак ходит, вытянув впереди себя руки, крутя невидимый руль, и что-то бормочет.

Но стратегия принесла успех. Хорошенько сосредоточившись, я всё-таки смог взять сложнейший подъём.

Вид с, позволения сказать, дороги.
Вид с, позволения сказать, дороги.

Пейзаж с обочины "дороги", на фото вверху, интересен тем, как отличается восприятие местности, когда смотришь его наяву от того, как выглядит на экране. На первый взгляд - сопки под хмурым серым небом, вид вверх. На самом деле - вид вниз, под ноги. А "небо" - это море. Отсюда до него более 500 м по вертикали.

Залив Рында, м. Егорова.
Залив Рында, м. Егорова.

Вот и закончилось моё апрельское путешествие по Китовому Ребру. Скоро лето, а с ним и новые места, с которыми не терпится познакомиться.