Пляжи Приморского края есть на любой вкус. Песчаные и валунные, многолюдные и пустынные, оборудованные и дикие. А есть настолько дикие, что их отдали "в пользование" четвероногим обитателям уссурийской тайги.
На севере Тернейского района такие пляжи не редкость. Там вообще проживает мало людей, но обитает много зверей. А вот южнее, звериные пляжи можно встретить разве что на побережьях заповедников и заказников.
Одно из таких мест - бухта Евстафия. Открыта и описана она на день св. Евстафия, 28 июля 1860 года, гидрографической экспедицией подполковника В.М. Бабкина на шхуне "Восток". Бухта и пляж расположены на территории Васильковского заказника Ольгинского района.
Дорога туда очень тяжёлая даже для джипов - размыта тайфунами, завалена деревьями после сильнейшего снегопада декабря 2022. Но самое главное, что её преграждает шлагбаум и кордон заказника. Проезд и стоянка любого механизированного транспорта запрещена. Попасть в бухту можно либо пешком, либо по морю на вёслах.
Поход в бух. Евстафия можно сравнить с посещением сафари-парка, только "парк" без дорожек и ограждений, и простирается на десятки километров вокруг. Уже на подходе к Васильковскому заказнику ты попадаешь в царство дикой природы. Припозднившись, я заглушил машину в густом лесу, уже в глубокой тьме. Решил обойтись без приготовления ужина - допил сок в тетрапакете, доел беляш, разложил в салоне сиденье, постелил одеяло и начал засыпать. Бледный лунный свет не мог пробить густую листву, и машину окружила ночная темень. И тут началось!
Обычный человек крайне редко слышит звуки, издаваемые дикими животными в их естественной среде обитания. То, что я услыхал, походило на сморкание Лешего или Бабы Яги. Непонятный "кхрррр" раздавался с одной стороны, а резкий и насмешливый свист окружал со всех сторон. Убедив себя, что это никакие не черти, а всего-лишь изюбры, постарался сладко заснуть. При этом отвернувшись от окна, чтобы эти черти его не разбили рогами.
Утром взял перекус и отправился на побережье, сначала в район бух. Ландышевая. Вышел на берег севернее этой бухты.
Берег здесь каменистый, обрывистый и скалистый. На каменистые пляжи выходят маленькие распадки с небольшими ручейками.
Погода, несмотря на май, была тёплой и очень солнечной. Действительно, за последние несколько лет климат изменился. Лето стало приходить чуть-чуть пораньше. Море было спокойно как стекло. На выступающих из воды скалах нежилась пятнистая ларга.
Эти ластоногие - обычные обитатели побережья Приморского края. Они не любят пляжи, предпочитая им вот такие скалистые берега.
Потихоньку, часто останавливаясь, я брёл по направлению к бухте Евстафия. Прохладный ветер вдоль берега не давал припекать кожу яркому солнцу. Под ногами шуршали округлые камешки, пахло солью и водорослями. Слабенькие волны тихо плескались в скалах, а на отмелях за рифами море совсем успокоилось.
Приближался южный входной мыс в бухту, м. Нахвального. От слова "нахваливать", а не "наваливать". Или "нахальничать". Собственно, сам мыс невысок, без маяка, и не представлял бы никакого интереса, если бы не полосатые скалы. Конечно, есть в Приморье и "пополосатее", но и так выглядит неплохо!
Обойдя вброд по мелководью сам мыс, я ступил на берега бух. Евстафия. Здесь они пока были каменисты. И первое, что бросилось в глаза, ровные гряды камней на берегу, напоминающие крепостные валы чжурчжэней.
Здесь, правда, для крепостного вала они были слишком малы. Я вспомнил, как отдыхающие на пляжах любят ставить плоские камни один на другой. Может быть, 800 лет назад люди сложили здесь из камней некий навигационный знак? Что-то вроде обозначения входа в бухту? В любом случае, испытываешь странные ощущения от прикосновения к истории. 8 веков кажутся незначительным отрезком. Кажется, пройди дальше по берегу, и там будут сидеть те самые мужики, притащившие и уложившие здесь эти камни.
И тут послышался шорох. Выше и позади меня, буквально в 10 метрах, с уступа скалы поднялся горал, спокойненько пошёл почти по отвесной скале и через пару секунд скрылся за поворотом. Я так и остался стоять, сжимая в руке фотоаппарат. Как жаль! Можно было сделать шикарный снимок редкого животного.
Расстроенный, я пошёл дальше. И завернув за следующий мысок, увидел купающегося в море медведя! Не прошло и пяти минут. Я выхватил фотик, теперь уже с явным намерением сделать отличный кадр. Навёл резкость, и тут... Память переполнена!!! Чертыхаясь, спрятался обратно за скалу, удаляя старые фотки. Но ветерок дул в сторону медведя. Почуяв неладное, он выбрался из воды, трусцой перебежал пляж, и скрылся в зарослях. Я разочарованно прошёл мимо мокрого следа на камнях, от стекающей с шерсти воды. Медведь сидел где-то в кустах.
Дальше сопки отступили и потянулся песчаный пляж, протяжённостью 2 километра. Он весь был истоптан следами копытных. Попадались и другие следы, похожие на лисьи или барсучьи - не знаю. Но, в-основном, сюда любят выходить изюбры и пятнистые олени. Здесь прохладней, обдувает ветерок и нет мошки как в зарослях.
В северной части пляжа есть живописные гранитные скалы. Здесь же - небольшой туристический табор с кострищем и чурками вместо табуреток. Скалы напоминают те, которые часто встречаются в окрестностях Находки - в бух. Спокойная и на Триозёрье.
Просто - идёшь себе по пляжу, и вдруг из песка вырастают такие вот "сооружения". Смотрится как сад камней, созданный природой. Впрочем, сады камней и подразумевают копирование природы. А здесь она в своём естественном великолепии.
Песок нагрелся на солнце, море манило искупаться, но когда заходишь по колено, желание купаться пропадает. Всё-таки, ещё не лето. Хотя вид уже совсем почти летний. Лишь у самой воды листва на деревьях ещё не приняла интенсивно зелёный цвет.
Вот так и сидел бы на тёплых скалах, глядя на бухту, которая не изменилась со дня плавания шхуны "Восток", и которую видели такой же, те люди, которые натаскали камни на противоположном конце пляжа.
Освободив место на диске для новых фото, отправился к машине. Идти предстояло через лес. Теперь я был наготове. Но толку! Звери обнаруживали меня раньше. То и дело вокруг меня раздавался треск сучьев от убегающих оленей и изюбров. На фото получалась лишь листва. И всё-таки, одного олешка я подловил. Ему зачем-то вздумалось перебежать дорожку, по которой я шёл. В этот момент я его и щёлкнул. Снайперский "выстрел"!
Животное получилось размытым из-за скорости. Надо было фотать в спорт-режиме)))
Поход на "сафари-пляж" мне очень понравился. Но вряд ли я пойду туда вновь. Ещё так много мест, где не был, но хотел бы побывать! Да и рекомендовать Евстафия тоже можно не всем. Дело не только в бездорожье и природоохранном статусе. Не многим приятно загорать на пляже и прислушиваться к треску веток в зарослях позади себя. Евстафия так и останется пляжем диких животных.
Из следов я оставил там только углубления от ног в песке пляжа. А на память "умыкнул" оттуда заставку на рабочий стол.
Всем такого же ясного неба, теплоты песка, чистоты воды, буйства зелени, умиротворения и спокойствия!