Waterloo (Бельгия).
Начиная статью о своеобразной бельгийской прогрессивной джаз-рок-группе Pazop планировалось написать только об них, но в дальнейшем учитывая, что большая часть состава участвовала перед этим в Waterloo, а также немного в двух других Wallace Collection и Arkham, было решено написать и о другой бельгийской прогрессивной команде Waterloo. А своеобразность Pazop в том, что в их коллективе не было ни одного гитариста, если не считать бас-гитариста. Но начнем поначалу с группы Waterloo, которая была сформирована 17 октября 1969 года в Брюсселе, Бельгия. Но познакомились клавишник-органист Marc Malyster с барабанщиком Jacky Mauer немного раньше на знаменитом ежегодном бельгийском джаз-поп-фестивале Bilzen Festival (1965-1981), который проходил в городе Билзен с 21 по 24 августа 1969 года.
Именно там же у них возникает желание организовать органно-ориентированную группу, причем поначалу в формате трио, в которое почти сразу примкнул басист Jean-Paul Janssens (родился в 1945 году, участвовал также в Adam’s Recital). Но после нескольких концертных выступлений, Marc Malyster было принято решение разнообразить свой музыкальный материал, для чего коллектив расширил состав за счет своих друзей, с которыми он уже сотрудничал раньше, гитариста Gus Roan, а также лидер-вокалиста и флейтиста Dirk Bogaert. С первыми репетициями музыканты сразу нашли общий язык, так как их музыкальные взгляды оказались схожими, причем репертуар был построен на смеси прогрессивного рока, классики и джазовых элементах с шикарной флейтой и вокальными партиями Dirk Bogaert.
Лидер-вокалист и флейтист Dirk Bogaert (Dirk Georges Bogaert, родился 26 августа 1948 года) с ранних лет был певцом в школьном хоре, причем в двенадцать лет выступал солистом в Брюссельской Мунт-опере, а в четырнадцать лет в 1962 году на фоне любимых групп The Animals и The Beatles он увлекся рок-музыкой самостоятельно научившись играть на гитаре. К тому времени он уже был студентом художественной школы и в следующем 1963 году организовал свою первую рок-группу The Wrong, которая играла каверы его любимых исполнителей The Animals и The Beatles, а сам Dirk Bogaert играл на бас-гитаре и конечно исполнял вокальные партии. Ну а через три года в 1966 году он вместе с гитаристом Gus Roan и клавишником Marc Malyster решили создать блюзовую рок-группу The Act, которая приняв в свой состав барабанщика эволюционировала в следующем году, в прогрессивную рок-группу Today’s Version, исполняя при этом каверы с более сложной музыкой Arthur Brown и The Nice. Постепенно Dirk Bogaert освоил игру на флейте, поэтому он в своих выступления кроме вокальных партий, и игры на басе начал применять и импровизации на этом инструменте. А группа постепенно кроме прогрессивного рока начала применять джазовый материал, причем постоянно сочиняя свой оригинальный материал. В дальнейшем кроме участия в Waterloo, этот талантливый вокалист и музыкант принимал участием в Mathusalem, Pazop, Avena Sativa, Abraxis, Cos.
Бельгийский гитарист Gus Roan родился в Генте, Бельгия 22 января 1948 года. С ранних лет еще учась в школе самостоятельно в начале 1960-х годов обучался игре на гитаре. Кроме участия в Waterloo он также за свой творческий путь работал в таких группах как New Inspiration, The Veterans, Rolyster, Roan-Malyster And Friends, The Mixz, L.S.D., The Entertainer, Nie Neute. Кроме этого он также является автором многих песен, продюсером, также отцом известного бельгийского гитариста, клавишника и басиста John Roan.
Еще один музыкант самоучка, барабанщик Jacky Mauer родился 14 мая 1946 года. За свою длительную творческую карьеру он принимал участие в многих коллективах, причем под разными псевдонимами, а также стал продюсером, основателем студии Shiva. Начинал он, еще учась в школе, в 1962 году в возрасте шестнадцать лет, как барабанщик в рок-группе Les Partisans (вместе с будущим гитаристом, вокалистом и композиторам Big Frisma интересной бельгийской группы Jenghiz Khan), причем были довольно популярны и даже взяли первую премию на парижском музыкальном конкурсе Golf Drouot Band. Позже, когда исполнилось восемнадцать лет в течении двух лет играл в The Chakachas, которая в своем репертуаре больше ориентировалась на сальсу. После чего в 1966 году перешел в гаражную психоделическую группу Adam’s Recital, с которой в следующем году выпустил сингл “There’s No Place For Lonely People”/ “New York City”. Коллектив много выступал с концертами в Бельгии и Голландии, а также в этом же году отправился в концертный тур по всей Англии, в том числе выступив в Лондоне в знаменитом Marquee Club, ну а в 1968 году вошел в состав Waterloo. Кроме этого Jacky Mauer принимал участие в совершенно разных коллективах, таких как Pazop, Avena Sativa, Abraxis, Code 61, Brainstorm, BX-8017, Noise Boys, Secret Code, Spock Jr., Fax Yourself, Speed Limit, Hydrowave, Herr Satz, Goa Voyager, Cybersex.
Клавишник-органист Marc Malyster родился в 1947 году. Тоже, как и другие музыканты Waterloo он с детских лет увлекался музыкой, причем он получил классическое образование в консерватории, поэтому в дальнейшем на него сильное влияние оказали The Nice, и их клавишник Keith Emerson. Кроме этого в дальнейшем он стал известным продюсером и аранжировщиком. Но участие в Waterloo это, как и у басиста Jean-Paul Janssens был первый серьезный опыт участия в музыкальном шоу-бизнесе, но в дальнейшем он успел поработать в нескольких группах, таких как New Inspiration, The Veterans, Rolyster, Roan-Malyster and Friends, Little Jimmy and The Sharks, Monte Moro, Petre Totale, The Vipers.
В итоге сложился довольно интересный квинтет Waterloo, который сразу выбрал путь прогрессивного рока с вокальными партиями на английском языке, причем лидер-вокалист и флейтист Dirk Bogaert, а также гитарист Gus Roan полностью занимались написанием музыкального материала и песен, а уже дальнейшую доработку и аранжировку осуществляли всем составом на репетициях. Удивительно, но ребята оказались невероятно талантливыми и трудолюбивыми, к тому же то, что они уже в основном играли вместе, ребята быстро наработали свой музыкальный материал и уже чуть больше чем через полмесяца после своего формирования 6 ноября 1969 года в их репертуаре было шесть своих оригинальных песен, которые они исполнили известному в Бельгии продюсеру, менеджеру, организатору презентаций Jean Martin (уже известному по работе с психоделической поп-рок-группой Wallace Collection). Почти сразу был подписан Jean Martin контракт на продюсирование и менеджмент с группой, так как ему понравился материал, предоставленный Waterloo, но одним из его условий было добавление в репертуар несколько коммерчески ориентированных поп-песен. Что группа незамедлительно сделала, а 12 ноября 1969 года были записаны четыре трека и вскоре на бельгийском лейбле Vogue выпущен дебютный EP под названием “Meet Again”/ “Problem”/ “Guy in Wrong Neighbourhood”/ “Why May I Not Know”, а также сингл “Meet Again”/ “Guy in Wrong Neighbourhood”, которые стали очень популярны среди продаваемых пластинок, а также они очень часто транслировались на национальном бельгийском радио. После таких успехов Waterloo с помощью Jean Martin выступила с 17 по 20 декабря 1969 года на известном брюссельском рок-концерте “Ancienne Belgique” вместе другими известными исполнителями. Но группа стремилась записать свой дебютный полноценный студийный альбом, поэтому опять же с помощью Jean Martin, оказались в лондонской восьмидорожечной студии в Сохо, где с 26 декабря 1969 года и по 1 января 1970 года записали свой музыкальный материал. А уже в феврале 1970 года на лейбле Vogue вышел альбом “First Battle”.
Треклист
01. Meet Again - 3:02
02. Why May I Not Know - 3:06
03. Tumblin’ Jack - 2:34
04. Black Born Children - 3:42
05. Life - 2:45
06. Problems - 2:58
07. Why Don’t You Follow Me? - 3:30
08. Guy In The Neighbourhood - 2:54
09. Lonesome Road - 2:48
10. Diary Of An Old Man - 10:58
Бонус-треки
11. Plastic Mind - 4:25
12. Smile - 3:50
13. I Can’t Live With Nobody But You - 3:41
14. The Youngest Day - 7:33
15. Bobo’s Dream - 4:58
16. Bad Time - 3:19
Состав группы
треки с 1 по 12:
Dirk Bogaert - lead vocals, flute
Gus Roan - guitar
Marc Malyster - organ
Jean-Paul Janssens - bass
Jacky Mauer - drums
треки с 13 по 16:
Dirk Bogaert - lead vocals, flute
Gus Roan - guitar
Frank Wuyts - organ
John Van Rymenant - saxophone
Jean-Paul Musette - bass
Jacky Mauer - drums
Этот дебютник долго в последствии не переиздавался, и лишь только начиная с 1999 года он начал усиленно переиздаваться на виниле и CD, в разные годы и на разных лейблах в Франции, Австрии, Испании, России, Германии. В целом релиз был популярен и высоко оценивался критиками и бельгийской прессой, несмотря на то, что выпущено было всего несколько тысяч копий, которые продавались только в Бельгии. В настоящее время оригинальные пластинки являются невероятно востребованными и их стоимость на некоторых аукционах составляет иногда более 2 000 долларов. Оригинальный альбом, высочайшего уровня, содержит десять тщательно скомпонованных и исполненных песен с мелодичным звучанием и лирическими вставками, великолепными партиями флейты в духе Jethro Tull, невероятно согласованному тандему электрогитары и органа Хаммонда, шикарной ритм-секции, а также прекрасному гармоничному вокалу Dirk Bogaert. Таким образов в своем звучании Waterloo невероятным образом смешали несколько стилей, таких как прогрессивный рок, хард-рок, классику и небольшие психоделические и джазовые элементы. Поэтому если у вас пристрастия к таким коллективам как ранний King Crimson, The Nice c Keith Emerson, Blodwyn Pig, ну и конечно Jethro Tull с великолепной флейтой Ian Anderson, то и это произведение Waterloo должно вам понравиться. После выхода “First Battle” последовало турне группы по территории всей Европы, состоящее из сорока концертов, в том числе в поддержку группы Family. Тем самым Waterloo повышала свою популярность, но в июле 1970 года басист Jean-Paul Janssens по личным причинам объявил о своем уходе, поэтому группой после прослушиваний был принят другой Jean-Paul Musette. А вскоре из состава решил уйти клавишник-органист Marc Malyster и на его место был принят в августе этого года не менее интересный органист Frank Wuyts, который к тому времени работал в Wallace Collection. Кроме этого ребята познакомились с владельцем брюссельского книжного магазина John Van Rymenant, который к тому же хорошо играл на саксофоне. А после прослушивания этого музыканта, он был принят в состав Waterloo. Новые участники были увлечены джазом, поэтому в звучании группы появился разнообразный джазовый калорит. С обновленным составом группа продолжила выступать с концертными программами и участвовать в фестивалях, выпустила три сингла и два EP, которые в дальнейшем вошли в некоторые переиздания. Но в начале 1972 года коллектив решил объявить о своем расформировании, но трое из ее участников решили создать другую команду Pazop.
Pazop (Бельгия).
Прогрессивная джаз-рок-группа Pazop была образована в Брюсселе, Бельгия, в 1972 году на базе распавшихся групп Waterloo, Wallace Collection и Arkham. Так из распавшейся Waterloo в состав влились: лидер-вокалист и флейтист Dirk Bogaert, барабанщик и перкуссионист Jacky Mauer, а также органист Frank Wuyts, который к тому же одновременно работал в Wallace Collection. Кроме этого в квинтет пришел из джаз-рок-группы Arkham басист Patrick Cogneaux, а также из Wallace Collection пришел польско-бельгийский скрипач Kuba Szczepanski.
Бельгийский басист и впоследствии звукорежиссер Patrick Cogneaux родился 6 августа 1948 года. Он с детства обладал музыкальным талантом и огромным желанием научиться играть на гитаре, и уже в двенадцать лет он приобрел свою первую гитару, которую быстро освоил. Со временем после прослушивания таких групп как The Animals, The Shadows, The Beatles он со своим старшим братом Philippe и другими учениками школы в 1962 году создали коллектив Pacific’s. Позже с другими коллективами он выступал на танцевальных вечеринках. Но со временем его увлечения стали меняться, он стал увлекаться психоделией, прогрессивом и блюзом таких групп как Pink Floyd, The Cream, The Doors. Поэтому в апреле 1968 года он сначала основал психоделическую группу The Knives and Axes, затем после ее распада в 1970 году ритм-энд-блюзовую группу The Carnaby’s, а уже в октябре этого года примкнул к уже известной группе Arkham с которой проработал год. В дальнейшем кроме Pazop он учавствовал в Avena Sativa, Wamblee.
Клавишник и вокалист Frank Wuyts родился 8 июня 1951 года в Брюсселе, Бельгия. С ранних лет он сам учился играть на фортепиано, а уже в шестнадцать лет играл в бальных оркестрах. После чего он был приглашен в Wallace Collection и одновременно в Waterloo, причем какое-то время он играл в обоих группах, но в конечном итоге выбрал Waterloo в которой проработал два года. А после участия в Pazop сотрудничал с Aksak Maboul и Musique Flexible.
Ну и пятый участник Pazop польско-бельгийский скрипач Kuba Szczepanski родился и вырос в Польше в семье художников, и уже с семи лет начал учиться игре на скрипке. Начиная с 1959 года играл в различных польских народных оркестрах, а также впоследствии окончил консерваторию, после чего в 1962 году перебрался в Бельгию для дальнейшей учебы. Обосновавшись в Брюсселе он в 1968 году вошел в состав филармонического оркестра брюссельской оперы, а уже в январе 1970 года он решается на кардинальную смену музыкального направления, присоединившись сначала в Wallace Collection, а в 1972 году в группу Pazop. В дальнейшем он также принимал участие в Aksak Maboul, Musique Flexible, Flexible, Avena Sativa.
Глядя на состав этого замечательного прогрессивного коллектива сразу бросается отсутствие гитариста, но это совсем не ощущается при прослушивании их достаточно интересных композиций, ведь слушатель практически с первых нот ощущает огромный творческий потенциал каждого участника, их профессионализм и искрометная фантазия. Обладая совершенно разнообразными музыкальными интересами, ребятам удалось все свои творческие мысли обобщить и создать довольно сложные и переплетенные музыкальные темы, атональные гармонии и несмотря на отсутствие гитары создать такой шикарный мелодичный музыкальный материал, в котором сочетались искусные комбинации скрипки, клавишных, флейты и шикарной ритм-секции. Что особо удивляет, то это то, что такой интересный коллектив за время своего двухлетнего существования накопив большой объем сочиненного, отрепетированного и даже записанного материала смогли выпустить только один сингл “Captain Black”/ “Morning” в 1972 году на французском лейбле Barclay. В результате Pazop в 1974 году распались так и не выпустив полноценного студийного альбома. И только в 1996 году французский лейбл Musea Records выпустил грандиозный альбом “Psychillis of a Lunatic Genius”.
Треклист
01. Le La Loo Loo Le La - 2:21
02. Harlequin Of Love - 2:48
03. Crying For Disaster’s Hand - 4:06
04. What Is The Further Purpose - 3:10
05. Swaying Fire - 3:29
06. Mirela - 2:07
07. Freedom Dance - 3:23
08. Lovelight - 4:00
09. Bami, Lychee, Si - 5:20
10. Harlequin Of Love [Second Version] - 3:07
11. Can It Be Sin - 6:50
12. And The Hermit Will Be The Master - 5:14
13. M.M.M. - 5:47
14. In The Army (Devil Likes Smoke) - 1:30
15. Airport Formalities And Taking Off / Stewardess And Breakfast - 6:11
16. It’s The End - 0:44
Состав группы
Dirk Bogaert - lead vocals, flute
Frank Wuyts - keyboards, vocals
Kuba J.J. Szczepanski - violin
Patrick Cogneaux - bass
Jacky Mauer - drums, percussions
Позже лонгплей переиздавался как на виниле, так и в CD формате в России и Франции. Релиз содержит шестнадцать композиций, причем первые восемь были записаны во французской студии Herouville Studio в июле 1972 года, а вторая половина на следующий год в бельгийской студии Start Studios. Несмотря на это создается ощущение, что материал был записан полностью в одном месте к тому же достаточно качественно несмотря на то, что это архивные записи, которые наверняка хорошо сохранились. В целом это на удивление интересный сентиментальный, мягкий и достаточно мелодичный прото-прогрессивный хард-рок с ритм-н-блюзовыми вкраплениями, а также с шикарными джазовыми элементами. Но несмотря на всю эту сложность и разнообразие музыкальных жанров все это легко совмещается, сохраняя мелодизм, динамику и эмоциональность практически в каждой композиции. Музыканты невероятно хорошо понимают друг друга, к тому же как уже говорилось ранее, они достаточно профессионально исполняют свои партии, причем удивляет невероятное и неординарное решение по использованию скрипки и флейты, мягкая и аккуратная ритм-секция, глубокие органные пассажи и интересные вокальные партии. Ну а в марте 2016 года другой французский лейбл Replica выпустил второй одноименный альбом “Pazop”.
Треклист
01. Bami, Lychee, Si - 5:26
02. Harlequin of Love (second version) - 3:08
03. Can It Be Sin - 6:54
04. And the Hermit Will Be the Master - 5:18
05. M.M.M. - 5:50
06. In the Army (Devil Likes Smoke) - 1:37
07. Airport Formalities and Taking Off / Stewardess and Breakfast - 6:18
08. It's the End - 0:44
Total Time 35:15
Состав группы
Dirk Bogaert - lead vocals, flute
Frank Wuyts - keyboards, vocals
Kuba Szczepanski - violin
Patrick Cogneaux - bass
Jacky Mauer – drums
Этот альбом был записан в бельгийской студии Start Studios в 1973 году и содержит материал уже выпущенных композиций с альбома “Psychillis of a Lunatic Genius” выпущенного в 1996 году сведенного Alain Pierre и ремастированное Julien Louvet и выпущенное впервые в 2016 году на виниле.