Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Домовой»: дерзкий, жуткий и красивый российский хоррор

Этот ужастик смело нарушает правила, и получается очень хорошо. «Домовой» умеет удивлять, рискует и выигрывает. Заметно, что авторы много чего смотрели из западного «возвышенного хоррора» и приняли это в работу, не опускаясь до прямых заимствований. В итоге – красивый и действительно пугающий фолк-хоррор. Осиротев, Варя (Василиса Немцова) и Арсений (Олегу Чугунову пока удается играть подростка) приезжают из деревни в элитный коттедж приемных родителей, богатых архитекторов. Папа Олег (Виталий Кищенко) выглядит обычно, его жена Инга (Наталия Вдовина) странная: так хотела взять Варю, что готова была разлучить ее с братом. В итоге взяли обоих, но хотят спровадить Арсения подальше... Что не так с этой парочкой, узнаем потом. Дети взяли с собой шкатулку с углями. Покинув старый дом, нужно перенести угли в новый, говорила бабушка. Дети так и сделали, закинув уголь в камин коттеджа. К чему ведут такие ритуалы, ясно из названия да из старорусского пролога, где после растопки печи возникает си

Этот ужастик смело нарушает правила, и получается очень хорошо. «Домовой» умеет удивлять, рискует и выигрывает. Заметно, что авторы много чего смотрели из западного «возвышенного хоррора» и приняли это в работу, не опускаясь до прямых заимствований. В итоге – красивый и действительно пугающий фолк-хоррор.

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Осиротев, Варя (Василиса Немцова) и Арсений (Олегу Чугунову пока удается играть подростка) приезжают из деревни в элитный коттедж приемных родителей, богатых архитекторов.

Папа Олег (Виталий Кищенко) выглядит обычно, его жена Инга (Наталия Вдовина) странная: так хотела взять Варю, что готова была разлучить ее с братом. В итоге взяли обоих, но хотят спровадить Арсения подальше... Что не так с этой парочкой, узнаем потом.

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Дети взяли с собой шкатулку с углями. Покинув старый дом, нужно перенести угли в новый, говорила бабушка. Дети так и сделали, закинув уголь в камин коттеджа. К чему ведут такие ритуалы, ясно из названия да из старорусского пролога, где после растопки печи возникает силуэт бородатого дядьки.

Что говорят титры? Это еще один хоррор с участием Олега Чугунова («Яга. Кошмар тёмного леса», «Вдова»). Режиссер Андрей Загидуллин снимал сериал «Квест», триллер «Сенсор», хоррор в коротком метре («Морок»). Как сценарист дебютировал сопродюсер Иван Елисеев, ранее продюсировавший приятно интеллигентный питерский хоррор «Синдром» (2021).

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Фильм художественно смелый. Например, умеет пугать не только в старой избе, но и в лаконичных евроремонтных интерьерах (хороши сцены с дверцами шкафа и битвой в манере теневого театра на идеально ровной стене). Так и с монстром. Его дают во всей красе на 36-й минуте, и это удачное выскакивание.

И позже он не стесняется, порой появляясь, не пряча лица, но оставаясь при этом довольно жутким типом. И, кстати, неспроста похожим на Григория Распутина (не на историческую фигуру, а на сформировавшийся с годами его образ властного язычника).

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Явление еще одного необычного персонажа также происходит в лоб, насмехаясь над формулой «недосказанность пугает», противопоставляя ей ошарашивающую бесцеремонность потустороннего. Так, кстати, порой делают в современном elevated horror. И тут понятно, что Иван Елисеев много чего хорошего смотрел, его фильм набрался полезных качеств от «умных ужастиков», от «Заклятия», «It Follows» и прочих культовых работ, при этом не занимаясь очевидными копированием и компиляцией.

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Отдельное спасибо за звук. Уже в первой трети есть пара удачных полтергейст-ходов с громыханием. И это не случайность, авторы многократно докажут, что умеют пугать громким звуком.

К середине фильма они так стремятся сделать на этом карьеру, что становится по-настоящему страшно: в любую секунду может шарахнуть, бабахнуть, хлопнуть, стрельнуть... Отдохнуть при спокойной беседе тоже не дадут, так как способны нагнетать саспенс чуть слышной музыкой, и бормотаниями, заставляющими нервно прислушиваться.

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».
– Нужно заговорить ружье! Возьмитесь за него! Как на небе месяц светел, снеги мертвы... – колдует героиня Розы Хайрулиной.

Честно говоря, появления этой актрисы слегка наскучили (хотя знаю людей, которые рады каждой ее роли). Но в этом кино она радует, этот ее имидж избыточно сосредоточенной, скажем так, женщины пенсионного возраста оказывается в тему, помогает создать портрет фанатичной культистки. Да и все актеры радуют. Особенно, конечно, дуэт Кищенко и Вдовиной, выдающий вариации на тему «муж и жена – одна сатана».

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

Самое сложное в этой истории – сталкивание лбами мистических концепций: дети и усыновители имеют самостоятельные отношения с потусторонним. Факт соприкосновения двух независимых паранормальных ячеек общества является творческой натяжкой. Однако авторы делают вид, будто их это совершенно не смущает, и в итоге их уверенность передается зрителю.

Не всё ровно в сближении языческой и христианской атрибутик, без сцены с иконой, например, можно было обойтись. Но в целом понятно, что знания о славянской мифологии слишком скудны, чтобы бороться за чистоту стиля, христианская мифология влияла на русские представления о собственном язычестве, те же черти и злой Чернобог что-то получили от Сатаны.

Кадр из к/ф «Домовой».
Кадр из к/ф «Домовой».

«Домовой», получился, пожалуй, самым полноценным российским фолк-ужастиком, после сериала «Территория» и якутских фильмов, конечно.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!