Найти тему
KinoGeek

Итоги Каннского кинофестиваля-2024: все победители и самые интересные фильмы премии

Оглавление

77-й Каннский кинофестиваль подошёл к своему завершению: жюри, во главе с Гретой Гервиг ("Леди Бёрд", "Маленькие женщины", "Барби"), выбрали максимально неочевидных победителей и смогли утереть нос буквально каждому прожорливому кинокритику, ставившего на победу того или иного проекта. Впрочем, многие журналисты (в том числе и российские) называют программу основного конкурса нового фестиваля одной из самых слабых за последние несколько лет: так ли это, мы с вами узнаем только через несколько месяцев, когда проекты с Канн потихоньку начнут выходить в мировой прокат (что-то завезут даже в Россию, но об этом уже ниже). В этой статье кратко рассмотрим не только каждого объявленного победителя, но и остальных представителей конкурса, которых жюри обделили "Пальмой". Приятного прочтения!

Золотая пальмовая ветвь: "Анора" (реж. Шон Бэйкер)

О чём это: молодой и безалаберный сын русского олигарха (Марк Эйдельштейн, которому после победы фильма пророчат большую мировую карьеру) ведёт разгульную жизнь в Бруклине. Там же он встречает молодую секс-работницу (Майки Мэдисон), с которой проводит ночь, а позже, в состоянии жуткого алкогольного опьянения, делает предложение руки и сердца. Так мальчик Ваня и эскортница Анора едут венчаться в Лас-Вегас, чему очень не рады родители парня: они посылают разобраться в ситуации гопника Игоря (Юра Борисов), вместе с его армянскими прохвостами

-2

Чем впечатлил жюри: по словам посмотревших, Шон Бэйкер вновь превзошёл самого себя, представив аудитории лёгкую и в то же время красочную комедию, повествующую о сути любви и противостоянии поколений. Некоторые отметили замечательную рождественскую атмосферу, другие - потрясающие актёрские работы, в частности русских актёров: Эйдельштейна, Борисова, Алексея Серебрякова и Дарьи Екамасовой

-3

Дата выхода: старт проката фильма намечен на октябрь этого года. Тогда же "Анора" появится и в отечественных кинотеатрах: дистрибуцией займутся прокатчики из "Атмосферы кино"

-4

Гран-при жюри: "Всё, что мы представляем как свет" (реж. Паял Кападиа)

О чём это: поэзия обыденной жизни подруг-медсестёр, работающих в мумбайском госпитале. Их жизни стискивают несчастная любовь, обретение самоопределения, упрёки со стороны родни и узы прекрасной дружбы, помогающей девушкам найти самих себя в этой тяжёлой жизни

-5

Чем впечатлил жюри: это первый индийский фильм на Каннах за последние тридцать лет. "Всё, что мы представляем как свет" - минималистичный и очень бюджетный проект, раскрывающий современные, подноготные проблемы "маленьких" людей в пределах гигантского мегаполиса. Первые посмотревшие драму журналисты вдохновились милой историей, отличными актёрскими работами и потрясающим стилем съёмки. К слову, для режиссёра Паяла Кападиа эта картина - полнометражный дебют

-6

Дата выхода: в мировой прокат дебют Паялы Кападиа выйдет лишь в начале следующего года. А в российских кинотеатрах премьера состоится 30-го января 2025-го года: привезут ленту прокатчики из "Экспоненты"

-7

Приз жюри: "Эмилия Перес" (реж. Мишель Одиар)

О чём это: лидер гигантского нарко-картеля (Карла София Гаскон), ничего не рассказав своей жене (Селина Гомес), сбегает от бывших подельников, властей и наёмников противоборствующей организации. В попытках скрыться он решается на радикальную операцию по смене пола, в чём преступнику помогает странный адвокат (Зои Салдана). Теперь его зовут не Хуан дель Монте, а Эмилия Перес, и видоизменённый наркоторговец решает начать новую жизнь

-8

Чем впечатлил жюри: динамичным темпом повествования, потрясающими музыкальными номерами и феноменальными актёрскими работами. Некоторые критики и журналисты отмечали сильную прямолинейность и излишнюю простоту истории, будто бы не пытающуюся удивить своего зрителя, но большинство сошлось на единогласном мнении: "Эмилия Перес" - заводной и красочный мюзикл, пестрящий диким колоритом в пределах мексиканского сеттинга

-9

Дата выхода: фильм появится сразу на просторах стримингового сервиса Netflix 13-го ноября

-10

Специальный приз жюри: "Семя священного инжира" (реж. Мохаммад Расулоф)

О чём это: тегеранский судья, столица страны которого погрязла в многочисленных протестах, теряет свой пистолет и начинает ловить паранойю на этом фоне. Главный герой винит в пропаже всех, вплоть до собственной родни в лице жены и двух дочерей, параллельно тому, как посреди Ирана разворачивается масштабная схватка между властями и гражданами

-11

Чем впечатлил жюри: перед премьерой "Семени" появлялись новости о задержании режиссёра Мохаммада Расулофа: иранские власти приговорили его к восьми годам тюремного заключения, а также призывали убрать фильм из программы Канн. В дальнейшем Расулоф смог выехать на территорию Европы и позже лично представил свою работу на фестивале: вкупе с такой тяжёлой историей производства, журналисты остались под впечатлением от напряжённого повествования "Семени" и его отличной полит. агитки, разговаривающей со всем миром на тему угнетения женщин в исламистских странах

-12

Дата выхода: в мировой прокат картина должна выйти летом-осенью этого года. В Россию, скорее всего, фильм к прокату так и не допустят: причины максимально ясны и очевидны

Мохаммад Расулоф
Мохаммад Расулоф

Лучший режиссёр: Мигель Гомиш ("Большое путешествие")

О чём это: обычный британский служащий страшится будущего бракосочетания и решает сбежать из страны прямо в день своей свадьбы. Главный герой устраивает себе турне по Азии, в то время, как его невеста отправляется за суженным в меланхоличную погоню

-14

Чем впечатлил жюри: не в последнюю очередь режиссёрской работой Мигеля Гомиша. "Большое путешествие" (он же - "Гранд-тур") пестрит отличным, выделяющимся от остальных каннских фильмов, стилем, совмещающим чёрно-белую и цветную палитры. По словам журналистов, Гомиш мастерски переключал две линии друг между другом, чем создавал динамичный темп повествования

-15

Дата выхода: пока что не уточнена

-16

Лучшая актриса: Карла София Гаскон, Селина Гомес, Зои Салдана, Адриана Паз ("Эмилия Перес")

О чём это: лидер гигантского нарко-картеля (Карла София Гаскон), ничего не рассказав своей жене (Селина Гомес), сбегает от бывших подельников, властей и наёмников противоборствующей организации. В попытках скрыться он решается на радикальную операцию по смене пола, в чём преступнику помогает странный адвокат (Зои Салдана). Теперь его зовут не Хуан дель Монте, а Эмилия Перес, и видоизменённый наркоторговец решает начать новую жизнь

-17

Чем впечатлил жюри: впервые за современную историю Каннского кинофестиваля, одному и тому же фильму вручили больше одной награды (видимо, на этом сказалось участие Греты Гервиг, возглавившей Канны в этом году). А ещё жюри не стали выбирать для "Пальмы" одну лишь Карлу Софию Гаскон, решив отметить сразу весь женский актёрский состав фильма

-18

Дата выхода: фильм появится сразу на просторах стримингового сервиса Netflix 13-го ноября

-19

Лучший актёр: Джесси Племонс ("Виды доброты")

О чём это: почти трёхчасовой кино-альманах, рассказывающий три обособленные друг от друга истории, в идентичной гротескной и сюрреалистичной атмосфере. Первая история повествует о сумасбродном боссе компании (Уиллем Дефо), который заставляет своих подчинённых выполнять определённые задания на протяжении всей их жизни. Вторая рассказывает об отчаявшемся муже (Джесси Племонс), пропавшая жена которого (Эмма Стоун) неожиданно возвращается домой в несколько ином состоянии. А третья разворачивает на своих просторах балладу о женщине, ищущей лидера для особо радикального религиозного культа

-20

Чем впечатлил жюри: спустя всего полгода после сокрушительной премьеры "Бедных-несчастных" и их триумфа на "Оскаре", Йоргос Лантимос представил миру свою новую работу, более приближённую по атмосфере и стилистике к его первым фильмам и короткометражкам. Особой похвалы удостоился Джесси Племонс, исполнивший в ленте, как и остальные члены актёрского состава (кроме Хантер Шафер, засветившейся лишь в третьей новелле), сразу три роли. В остальном отметили потрясающий стиль фильма, его блестящую режиссуру и отличные первые две истории. Поругали сюжет последней и небольшую затянутость

-21

Дата выхода: в мировой прокат картина выйдет уже 21-го июня. В российском "Виды доброты" не появятся

-22

Лучший сценарий: "Субстанция" (Корали Фаржа)

О чём это: отчаявшаяся актриса (Деми Мур), успех которой остался далеко позади в счастливой и беззаботной молодости, решается на радикальный эксперимент, чтобы вернуть себе щепотку бывшей славы. Приняв загадочный препарат (субстанцию, или же вещество), из спины героини рождается её более юная и красивая копия (Маргарет Куолли), заменяющая роль актрисы каждые две недели. Но однажды применение вещества приводит персонажей к жестоким последствиям

-23

Чем впечатлил жюри: не являясь фестивальным фильмом, в полноценном представлении этого слова, "Субстанция" Корали Фаржа оказалась откровенным и динамичным феминистским боди-хоррором, наполненным противными кровавыми спецэффектами, отличной технической составляющей и напряжённой атмосферой, витающей в воздухе чуть ли не с первых же минут. Некоторые критики подметили небольшую затянутость проекта, а для российских же фильм стал фаворитом в гонке за главную награду

-24

Дата выхода: в российском прокате "Субстанция" появится 19-го сентября. Привезут её прокатчики из "Вольги"

-25

Золотая Камера (лучший дебют): "Арманд" (реж. Хальвдан Ульман Тёндель)

О чём это: в пределах норвежской "глубинки" происходит драка между двумя шестилетними мальчиками. Тогда же в школу вызывают их родителей, для выяснения причин обстоятельства: что приводит к ещё более сокрушительному инциденту

-26

Чем впечатлил жюри: внук Ингмара Бергмана и Лив Ульман, Хальвдан Ульман Тёндель, совместил привычную скандинавскому кино атмосферу и локальный сеттинг, превратив "Арманд" в откровенное авторское высказывание насчёт человеческих взаимоотношений. После взятия "Золотой Камеры" за выдающийся дебют Тёнделю пророчат большое кинематографическое будущее

-27

Дата выхода: осень этого года. В Россию фильм привезут прокатчики из "A-One"

-28

Остальные участники программы:

"Мегалополис" (реж. Фрэнсис Форд Коппола)

О чём это: амбициозный архитектор Катилина (Адам Драйвер) планирует превратить разрушенный в результате страшной катастрофы Нью-Йорк в подобие фантасмагоричной утопии, но палки в колёса вставляет коррумпированный мэр города Цицерон (Джанкарло Эспозито)

-29

Чем впечатлил жюри: после просмотра "Мегалополиса" журналисты разделились на две категории: одни остались от картины в полном восторге, другие же моментом её возненавидели. Но единогласное мнение всех посмотревших таково, что проект мечты Копполы - это масштабный творческий акт вольнодумия, который либо привлечёт зрителя, либо отторгнет его. Другого не дано. Вот тут более подробно о длительном производстве картины и её конечном концепте

-30

Дата выхода: 26-го сентября. Дистрибуцией фильма в Америке займутся продюсеры из Lionsgate. В официальном российском прокате картина не появится

-31

"Птица" (реж. Андреа Арнольд)

О чём это: двенадцатилетняя девочка Бэйли живёт вместе с отцом (Барри Кеоган) в британских трущобах, когда неожиданно знакомится с молодым парнем, называющем себя "Птицей". То ли воображение Бэйли, то ли реально существующий человек помогает девочке найти самоопределение и раскрывает ей глаза на добро в нашем мире

-32

Чем впечатлил жюри: неплохой режиссурой Арнольд (российские критики даже делали ставку на взятие приза постановщицей), актёрской работой Кеогана и хорошей морализаторской составляющей. Некоторые поругали длинные самоповторы и хаотичное повествование, но в общем и целом "Птица" оставила журналистов под положительными впечатлениями

-33

Дата выхода: в России картина выйдет 28-го ноября. Привезут же "Птицу" прокатчики из "Про:взгляд"

-34

"Ученик" (реж. Али Аббаси)

О чём это: о молодости Дональда Трампа в 1970-х и способе его поднятия из грязи в князи. Версия прототипа тридцатилетнего политика (Себастиан Стэн) знакомится со своей первой женой, проламывает конкурентскую брешь и взбирается по политической вершине. Фильм рассматривает длительный путь Трампа вплоть до его становления президентом США в 2016-м году

-35

Чем впечатлил жюри: хорошей актёрской игрой Себастиана Стэна и лёгким темпом повествования, что одновременно сыграло "Ученику" не в пользу. Многие критики отметили его неоригинальность и шаблонный сюжет, подобный которому присутствует в сотне других политических байопиков. К слову, уже сейчас с картиной разгорелся нешуточный скандал: адвокаты Трампа требуют запретить фильм, выдвинув судебные обвинения в сторону авторов "Ученика", в частности - режиссёра Али Аббаси

-36

Дата выхода: старт мирового проката фильма намечен на осень этого года. В России "Ученик" официально выйдет в конце октября: дистрибуцией займутся ребята из "Атмосферы кино"

-37

"О, Канада" (реж. Пол Шрейдер)

О чём это: умирающий режиссёр-документалист (Ричард Гир), сбежавший в Канаду от призыва на вьетнамскую войну в 1970-х, даёт последнее интервью, где, с женой под боком, исповедуется на весь мир о демонах и многочисленных грехах своего прошлого. Фильм поделён на две части, одна из которых происходит в настоящем, другая же - в прошлом, с молодой версией персонажа (Джейкоб Элорди)

-38

Чем впечатлил жюри: к сожалению, "О, Канада" стала одним из немногочисленных провалов прошедших Канн. Новая режиссёрская работа Шрейдера слишком коротка и сумбурна, чтобы представить аудитории хоть сколько-нибудь подробное описание жизни документалиста-эгоцентриста. Однако многие критики отметили похвальные актёрские работы Гира и Элорди

-39

Дата выхода: январь следующего года. Фильм выйдет в официальный российский прокат: дистрибуцией займутся ребята из "Global Film"

-40

"Парфенопа" (реж. Паоло Соррентино)

О чём это: переиначивание античной легенды о сирене Парфенопе, соблазнительные чары которой не отразились на Одиссее. Действия новой версии разворачиваются уже в современности, а молодая девушка, имя которой дали в честь антагониста из античной истории, разбирается с многочисленными жизненными проблемами на территории Неаполя

-41

Чем впечатлил жюри: по итогам просмотра "Парфенопа" разделила журналистов на два лагеря. Одни, как давние фанаты творчества Соррентино, остались от ленты в восторге, отметив её красочный визуал, завораживающие неапольские планы и медитативное повествование. А другие сочли ленту невероятно скучной и безыдейной. Некоторые даже назвали "Парфенопу" худшим фильмом в карьере итальянского режиссёра

-42

Дата выхода: картина выйдет аккурат под Рождество этого года. В России старт официального проката намечен на 26-е декабря: дистрибуцией вновь займутся дельцы из "Атмосферы кино"

-43

"Лимонов, баллада об Эдичке" (реж. Кирилл Серебренников)

О чём это: экранизация романа "Лимонов" Эмманюэля Каррера рассказывает о бурной и хаотичной молодости уже великого в широких кругах русского публициста, писателя и политического активиста (здесь его играет Бен Уишоу). "Баллада об Эдичке" рассматривает лишь небольшой отрезок жизни молодого Лимонова: с момента его переезда из СССР в Нью-Йорк

-44

Чем впечатлил жюри: "Баллада об Эдичке" произвела сильные впечатления на зарубежных критиков и достаточно сдержанные - на отечественных. Многие журналисты из России отметили, что новый фильм Серебренникова - очередной способ экранного самоудовлетворения режиссёра, который вновь снял фильм про самого себя. Некоторые поругали необъёмный вырезок из жизни Эдуарда, который оказался не в состоянии полноценно раскрыть аудитории портрет писателя

-45

Дата выхода: пока что не уточнена. В российском прокате картина не появится

-46

"Саван" (реж. Дэвид Кроненберг)

О чём это: уже немолодой бизнесмен по имени Карш (Венсан Кассель) теряет горячо любимую жену и кладёт революционное технологичное устройство по разговорам с душами умерших к ней в погребальный саван. Уже дальше протагонист переиначивает свой взгляд на мир спустя несколько шокирующих потрясений, вызванных столь прорывным изобретением

-47

Чем впечатлил жюри: новая работа Кроненберга стала одной из самых незамеченных и попросту слабых в новой программе Канн. Большинство журналистов сошлось на том, что постановщик боди-хорроров побоялся уходить в оригинальность и не кинул кивок своему классическому стилю, ударившись в слабую драматургию и скучное, практически безыдейное, повествование, понятное лишь ему самому

-48

Дата выхода: апрель следующего года. В Россию фильм официально привезут прокатчики из "Наше кино"

-49

"Разбитые сердца" (реж. Жиль Леллуш)

О чём это: длительная история любви на окраинах французских трущоб. Подростки из разных общественных сословий влюбляются друг в друга, но происшествие, в результате которого парня из семьи рабочего забирают в тюрьму на двенадцать лет, разлучает их чувства. Пока спустя длительное время уже повзрослевшие герои вновь не встречают друг друга на улицах города

-50

Чем впечатлил жюри: многие журналисты сошлись на том мнении, что "Разбитые сердца" - триумфально красивый и визуально эстетический мюзикл с хорошими актёрскими работами и одной единственной проблемой - затянутым повествованием. "Сердца" идут практически три часа: что для не обременённого лишними морализаторскими нравоучениями кино - слишком большой хронометраж

-51

Дата выхода: февраль следующего года. В российские кинотеатры картину официально привезут "Capella Film"

-52

"Поколение романтиков" (реж. Цзя Чжанкэ)

О чём это: история длительных любовных взаимоотношений на территории севера Китая. Двадцать лет меланхоличных поисков друг друга, и вот персонажи вновь встречаются: но их чувства проверяются временем и сменой двух эпох. Совмещение прошлого и будущего переплетено с сентиментальной романтической линией, действия которой начинают свой отсчёт с 2001-го года

-53

Чем впечатлил жюри: по словам первых посмотревших, "Поколение романтиков" мало чем отличается от предыдущих режиссёрских работ Цзя Чжанкэ, что не отменяет его многочисленных достоинств. Тёплая линия любви и красивый визуал смогли привлечь к себе большое количество журналистов: для некоторых "Поколение" даже стало фаворитом в гонке за главную награду фестиваля

Дата выхода: декабрь этого года. В России фильм получит официальный прокат: привезут его ребята из "Arthouse"

-54

"Мотель Дестино" (реж. Карим Айнуз)

О чём это: молодой человек с таинственным прошлым бежит от многочисленных демонов, спрятавшись в дёшевом мотеле "Дестино". Уже там он встречается с красивой девушкой, страдающей в несчастном браке с владельцем мотеля. Персонажи ударяются в бурю из романтических чувств, кипящих откровенностями и развратом

-55

Чем впечатлил жюри: некоторые критики отметили, что "Мотель Дестино" - один из самых красивых фильмов, представленных в конкурсной программе фестиваля, с самым запоминающимся техно-саундтреком. В остальном первые зрители не отметили у картины каких-либо преимуществ: для многих "Мотель" показался слишком грязным и пошлым фильмом, не двигающим основной сюжет вплоть до самой развязки

-56

Дата выхода: пока что не уточнена

-57

"Девушка с иглой" (реж. Магнус фон Хорн)

О чём это: действия развиваются после Первой Мировой войны и показывают последствия разрушений и разложения общества на территории датской "глубинки". Впридачу, истории "Девушки с иглой" основана на реальных событиях, произошедших в конце 1910-х годов: тогда представительница среднего рабочего класса Дагмар Овербю лишила жизни от девяти до двадцати пяти детей

-58

Чем впечатлил жюри: "Девушка с иглой" представилась самым мрачным и тяжёлым фильмом новой программы Канн. Многие посмотревшие отметили схожесть атмосферы проекта с фильмами Алексея Балабанова, в частности - "Грузом 200", другие же отметили потрясающую актёрскую работу Трине Дюркхольм, исполнившей роль Дагмар. Картина вызвала у многих критиков тяжёлое психологическое состояние, не в последнюю очередь - благодаря камерной съёмке и изысканной режиссуре Магнуса фон Хорна

-59

Дата выхода: пока что не уточнена

-60

"Дикий алмаз" (реж. Агата Ридингер)

О чём это: молодая и стеснительная девятнадцатилетняя девушка решает побороть свои комплексы и принять участие в реалити-шоу "Чудо-остров", пройдя кастинг на отбор ведущих лиц. Но в конечном счёте программа проверяет на прочность психику и мировоззрение героини

-61

Чем впечатлил жюри: для Агаты Ридингер "Дикий алмаз" стал полноценным режиссёрским дебютом. Скорее всего, жюри увидели в постановщице будущий потенциал, по итогу чего решили поставить её первую работу в один лист с более мощными конкурентами. Первые посмотревшие картину отметили красивый визуал и неплохие режиссёрские решения, но при этом подтвердили, что Ридингер, как режиссёру, ещё есть куда расти

Дата выхода: ноябрь этого года. Для официального проката в России фильм купили ребята из "Universal Distrubution"

-62

"Марчелло Мио" (реж. Кристоф Оноре)

О чём это: о дочери Марчелло Мастроянни и Катрин Денев, решающий взять на свои плечи амплуа почившего отца. Юная девушка подгоняет внешний вид под стать Мастроянни и становится его точной копией: вплоть до малейших повадок и лицевой мимики, что находит проблему в отношениях с окружением. Не только своим, но и родителей

-63

Чем впечатлил жюри: многие критики отметили неуклюжесть и увесистость "Марчелло Мио", но в то же время не стали отрицать некоторых положительных качеств ленты. Картина изящна, меланхолична и красива: не претендует на звание чего-то более серьёзного или нравоучительного, но в то же время молниеносно забывается при выходе из кинозала

-64

Дата выхода: сентябрь этого года. В российский прокат фильм привезут ребята из "Русского Репортажа"

-65

"Самый ценный товар" (реж. Мишель Хазанавичус)

О чём это: о событиях во времена Холокоста, когда фашисты массово сгоняли европейских евреев в концентрационные лагеря. В тот роковой момент из окна поезда отчаявшийся отец выбрасывает одного из своих детей, чтобы тот избежал смертельной участи, после чего младенца подбирает бедная польская семья и берёт его на воспитание

-66

Чем впечатлил жюри: своей реалистичной меланхолией. Это первый анимационный проект Канн за долгое время, участвующий в основном конкурсе кинофестиваля. Нотки антивоенного жанра ещё больше противопоставляются мирной жизни поляков вместе с выброшенным еврейским ребёнком, который, вместе с новообретённой семьёй, осознаёт все военные и послевоенные ужасы

-67

Дата выхода: ноябрь этого года. В официальный российский прокат мультфильм привезут дельцы из "Экспоненты"

-68