Данная статья представляет из себя очередное пережёвывание темы советских ас и наверное не несёт никакого смысла.
Но раз уж я люблю эту тему пообсуждать , то можно .
В СССР из всех производителей акустических систем ,самыми плодовитыми и заметными были три бренда .
Вега , Радиотехника , Электроника.
Вега самая бюджетная и неряшливо собранная техника . С щелями в корпусе ,с ошибками сборки в фильтре , перепутанными плюсом и минусом и тд.
Техника которую по идее надо доводить до ума самому. Это дело не хитрое ,за то вы экономите.
Вега представлена в основном не крупными ас ,многие из которых звучат так себе.
Но есть и исключения.
Радиотехника бренд более солидный и за качеством там следили получше. Да и звучание большинства моделей получше чем у Веги. Тут уже появляются крупногабаритные модели 35ас S90
Электроника - премиальный дорогой бренд , с самыми технологичными и качественно собранными моделями колонок , многие из которых не имеют аналогов у Радиотехники и стремятся в хайфайные высоты.
При этом если Вега это Бердск , Радиотехника - Рига.
То насколько я знаю Электроника не имела привязки к конкретному заводу . Это просто такое общее название.
Было много и других советских брендов ас , но их модельный ряд был существенно меньше ,чем у трёх ведущих марок. А то и представлял всего одну модель.
Эстония , Амфитон , Союз , Корвет ,Кливер , Романтика , Маяк ,Лорта , Сонет ,Ода ,Орбита ,Комета, Кантата.
Так вот попробую сделать субьективный обзор моделей трёх главных брендов.
Класс субкомпакт :
Вега здесь представлена акустикой 15ас-208 (408) Колонки не такие уж маленькие , но очень компактные в глубину. Оснащены пассивным излучателем. Нч динамик вполне взрослый 25гдн-3-4.
Так как это веговская сборка , то корпус весь в щелях и расклеивается буквально в руках. Нужно его склеивать и герметизировать ,чтобы пассивка хоть как то работала.
Радиотехника 6ас-2 , ас в необычном формате для книжной полки ,к тому же коаксиальные. По динамикам идентичны с s30 ,хотя в ранних версиях стояли 6гд6. Колонки довольно визгливые без баса.
Электроника 25ас-216 , хоть и "премиального" бренда но на фоне конкурентов выглядит бедным родственником.
Необычно лишь то что тут используется нч динамик с двойным магнитом, который больше никуда не ставился.
Колонки похожи на ас Сонет и Ода , корпус пластиковый.
В этой тройке я бы предпочёл Вегу , из за 25гдн-3-4 . Звучат эти ас достаточно полноценно ,но лишь на небольшой громкости ,иначе начнёт фыркать пассивный излучатель.
Пассивный излучатель в данном случае вещь бесполезная ,но технологичная ,странно что его поставили в Вегу а не в Электронику.
Радиотехника 6ас-2 звучит попроще , и баса в ней нет совсем. Но за счёт коаксиальности есть некоторые необычные эффекты обьёмности звука.
6ас-2 на самом деле древние колонки ,которые скорее всего были сняты с производства в тот момент ,когда Вега 408 появилась в начале 80х.
А Электроника 216 и вовсе позднесоветская халтура , по типу колонок Сонет. Ведущая родословную от автомобильных колонок. Но я её не слушал , могу только гадать. Слишком она редкая.
Класс полочные (настольные) колонки
Вега здесь представлена колонками 15ас-109 (25ас-101)
Они очень неплохо звучат по советским меркам , лучше чем большинство крупных 25ас и 35ас.
Да эта Вега звучит лучше чем любые S-90 кроме 8 омных ,с 8омными она где то на равных .
И это нормально что большие советские ящики проигрывали двухполосным советским настольным колонкам в чистоте и обьёмности звука . Во всём виноват 15гд-11а.
Но как и во всех Вегах в этой модели скорее всего есть ошибки сборки фильтра которые нужно исправлять самостоятельно ,которые могут очень сильно портить звук.
Радиотехника представлена в этом классе семейством S-30 , S-30A ,S-30B и 10ас-9.
10ас-9 самые ранние из 70х годов и звучат лучше чем s30 и s30a . Хотя казалось бы динамики почти одни и те же.
Но S-30B обьёктивно в этом списке самые продвинутые в плане звука.
Техническая особенность всех подобных колонок , а так же 6ас-2 и Кливер 10ас,50ас. В том что 25гдн-1-4 требует пропайки или замены подводящих проводков от клеммы к диффузору.
Они от времени переламываются ,что приводит к треску на басах ,а потом и вовсе потере контакта и тишине.
Так же у 10ас-9 и s-30 разрушается поролоновая труба фазоинвертора ,которую необходимо сделать заново из подручных средств.
Электроника 15ас-214 , 15ас-218
Лишь под конец 80х у Электроники появились собственные полочные ас .
И не простые ,а скопированные с Техникс SB-F3 .
Стоили они явно дороже Веги и S30b и довольно редкие экзотические , поэтому конкурентами они были не прямыми.
Тем не менее 214 и 218 это сделанные с нуля колонки и динамики.
Звучат они как иномарки ,но японская родословная делает звук 214 слишком визгливым и звонким . В 218 этот момент немного подправили убавив верх ,добавив баса.
Из этой тройки я бы выбрал Вегу , она звучит грязновато но душевно и стоит не дорого.
Вообще это такой тест на аудиофила ,если вам исправная Вега 15ас-109 нравится больше чем s90 и всякие Амфитоны , значит вы что то понимаете в звуке) А не только в басах. И вам нужно двигать в сторону дорогих иностранных ас.
Например JBL Studio 130 не так уж сильно лучше Веги , а Варфедале Даймонд 8.1 и вовсе почти наравне. То же самое скорее всего будет и с Монитор Аудио Бронз.
Любые старые активные пк колонки будут сильно позади в плане сцены и детализации.
S-30B тоже неплохо , и даже душевные ,но в их звуке есть налёт синтетики , роботообразности , и они больше подходят под электронную музыку.
Обычная S-30 - грязный звук ,но с развитым фазоинверторным басом , неплохо играет рок металл. ухает и бУхает.
S-30A сухая писклявая бензопила , но за счёт закрытого ящика тот же самый рок металл получается быстрым и залихватским.
10ас-9 симпатичный винтажный звук , но не сильно выдающийся.
Электроника нечто отдельное. Здесь басовик существенно крупнее , толкает больше воздуха , создаёт басовое давление.
металлические вч более детальны чем на Веге .но в целом звук у 214 неприятный из за перекоса в высокие частоты и в значительной степени из за дико резких по звуку конденсаторов к73-17 ,от которых болит голова.
Заменить их на неполярные электролиты и половина гадости в звуке 214 уходит.
В чём то она лучше Веги современней но звук всё равно на любителя .
В модели 218 они исправили многое ,убавив вч ,добавив баса и это уже можно слушать долго ,звучит вполне уверенно ,переигрывая Вегу в детальности.
Но такой душевности в 218 всё равно нет.
Класс крупные двухполоски
В этом жанре Радиотехника не представлена
У Веги была сначала 10МАС , затем 35ас-105-1
У Электроники 25ас-128 .
Так же у Электроники была 35ас-130 , тоже двухполоски на 20см басовике , но они куда как круче по звучанию и позиционированию . Это элита.
Из этого списка 10мас ,вообще колонками трудно назвать.
А Вега 105 и Электроника 128 вполне близкие по звуку и возможностям ас. Обе одинаково несовершенные. Но Вега 105 мне нравится больше.
Электроника 128 козыряет пассивным излучателем ,но вещь это на самом деле бестолковая и даже портящая звук.
Ближе к концу выпуска модель переименовали в 75ас-128 , заменили пассивку на обычную трубу фи. И это правильное решение.
Настольные трёхполоски
Здесь Вега и Электроника представлены очень схожими но все же разными моделями . А у Радиотехники в этом классе не было ничего.
Вега 25ас-309 и 25ас-302 . Ранняя 302 звучит чуть лучше , 309 немного упростили.
Электроника 25ас-126 326
При внешнем сходстве у Электроники чуть другие сч динамики и сильно толще стенки корпуса ,другая схема.
Электроника звучит лучше .
Класс компактных "напольных" колонок.
Вега представлена кучей моделей ,разных по дизайну но схожих технически ,все они звучат очень паршиво.
50ас-106 ,50ас-103 ,104 , 25ас-109-2
Радиотехника представлена моделью S50B
У Электроники сначала были колонки Б1-01 , а затем кубические 25ас-132
Из этих трёхполосок S50b на мой взгляд наиболее слухабельна и даже обладает какой то индивидуальностью звучания. стилем.
Вега этой серии это просто тихий ужас , дрова.
А редкая 25ас-132 - попытка поэксперементировать с такими будоражащими мысли меломанов таинственные вещи ,как
1 фазолинейность путём отодвигания кубиков назад ,
2 мультиампинг , когда вместо разделительного фильтра можно использовать родной усилитель Электроника у104с ,специально созданный под эти ас.
Способный усиливать отдельно вч,отдельно сч, нч с заданным срезом частот. Таким образом можно не использовать пассивный разделительный фильтр ,который в теории портит звук и обьёмность.
А мультиампинг по слухам даёт волшебный чарующий звук.
Всё бы хорошо ,но ас построены на обычных советских кирзовых динамиках . 6гдв , 15гд-11 , 35гдн
Но можно 132 слушать и через пассивные фильтра .
В общем у меня они были ,звучат получше Веги ,но я выбираю S50B .
В дальнейших категориях Вега не присутствует , всё таки это бюджетный бренд ,крупные колонки им не разрешили иметь в линейке. Хотя они были близки к тому ,чтобы получить в производство 50ас-021
Компактные напольные колонки на 25см динамиках
Радиотехника S70
Электроника 25ас-027 , 25ас-033
S70 я не слушал , это активные колонки со встроенным усилителем , и системой Эмос созданной чтобы запихать 10 дюймовый 75гдн в более тесный чем у S90 корпус и чтобы он там при этом не гудел.
Эмос с возрастом перестаёт работать и чёткость баса в теории должна пропасть.
033 и 027 во многом схожи , козыряют изодинамическими вч , с своеобразным но чистым звуком.
Лучше ли они чем с70 не знаю ,но сами по себе они обычные советские трёхполоски с неприятным 15гд-11а
Полноразмерные ас на 25см басовиках.
Радиотехника лидер жанра , всё началось с 35ас-1 ( хотя на самом деле с Виктории) ,продолжилось серией S-90 212 , 012 , а затем 8 омной серией S-90B , S-90D , S90F , S-150 и тд.
По моему опыту 8 омные звучат сильно лучше ,спокойней и детальней 4 омных ,но чуть слабее в плане баса.
Электроника в этом классе представлена моделью 35ас-015 , которая представляет собой тот же набор динамиков что 4омная S-90 ,но на более сложном разделительном фильтре и с пластиковой побрякушкой под названием пассивный излучатель.
У Электроники 015 много поклонников ,готовых покупать её вдвое дороже обычных с90.
Её любят за более чистый звук и чёткий низкий бас.
Лично я никакого низкого баса там не слышал , как и в 25ас-128 .
Мне кажется фазоинверторные с90 басят и мощнее и веселее и чище.
Пассивный излучатель без корзины и центр шайбы ,просто кусок пластика на подвесе вносит в бас огромное количество призвуков ,цоканья ,ворчания, фырчания и грязи.
И вот это я хорошо слышу.
Более того нелепая пассивка уходит в перегруз на полпути до момента перегруза нч. Она просто ограничивает полезную громкость ас , оказываясь слабым звеном которое сдаётся на полпути.
Уж лучше честный закрытый ящик .чем такой гибрид фи и зя.
По сч вч звук у 015 и правда чище , за счёт сложного фильтра. Но вместе с отсеиванием искажений советских динамиков отсеивается и музыкальность.
Это норма ,чем выше порядки фильтров тем более задушенный ,роботообразный получается звук.
с90 без тюнинга сч мне не нравятся , но они хотя бы весело басят.
А 015 просто скучная.
А вот S90B - это правильная работа над ошибками , по сути это второе поколение с90 ,вполне удачное по звуку.
Хотя многих она не устраивает ,говорят глухая и тд.
B ,D ,F , S-150 одинаковые ,отличаются дизайном.
Ну и высокий класс . так сказать хайэнд был отдан бренду Электроника
Моделям 100ас-060 , 75ас-065 , 50ас-061 , 150ас-001 , S-152 ФП , всё это советские копии и переосмысление Otto P1 , Fisher STE 1200 , ESS AMT .
В высокий советский класс можно отнести и 35ас-130 ,которая хоть и не предел мечтаний по звуку ,но конкурентов у неё из двухполосок других советских брендов и такого размера - нет.
Радиотехника тоже пыталась сделать что то этакое ещё в 82 году , получились колонки Орбита 100ас-101 отдалённо напоминающие KEF 105 .
Но серийными они не стали , было сделано всего несколько штук.
Так же у Радиотехники были такие редкие необычные модели как 50ас-5
И студийно мониторные активные АКМ и АКБ , но по звуку они от s-90 едва ли отличались