Начиная с прошлого десятилетия, франшиза "Планета обезьян" перестала быть дешёвой фантасмагоричной фантазией Франклина Шаффнера. Культовую серию фильмов переоборудовали и подогнали под более современный формат: Руперт Уайатт и Мэтт Ривз провернули не только высокотехнологичный прорыв в области VFX-эффектов сферы развлекательного кино, но и революцию в сфере блокбастеров с говорящими животными во главе истории. Образ воинственного и в то же время миролюбивого лидера обезьян Цезаря крепко закрепился в кинематографической поп-культуре, а уже в 2017-м году так называемая первая трилогия обновлённой франшизы подошла к своему логическому и окончательному завершению, с жирной точкой на конце. Обезьяны обрели покой и начали строить отдельную цивилизацию, а оставшиеся люди так и не смогли побороть последствия вируса, перестав сопротивляться движению приматов. Смерть Цезаря олицетворила собой воцарение мира во вселенной "Планеты обезьян": впрочем, это было лишь временное окончание
К разработке полноценной четвёртой части серии подключили уже совершенно других авторов, во главе с режиссёром Уэсом Боллом - постановщиком "Бегущего в лабиринте". Квадриквел должен был стать началом полноценно новой истории, так называемой второй трилогии из трёх, введя зрителя в краткий курс дела после окончания "Войны". История "Нового царства" стартует спустя несколько столетий после гибели Цезаря и окончательной победы обезьян: все мегаполисы, крупные города и поселения покрылись толстым слоем мха, оставшиеся в живых люди деградировали в своём развитии и сбились в мелкие лесные группки, а балом правят обезьяньи племена, во главе которых стоит тиранический эгоцентрист Проксимус, возомнивший себя наследником идей Цезаря и создавший собственное тоталитарное царство приматов. "Планета обезьян" окончательно превратилась из приземлённой и реалистичной научной фантастики в грубую и местами жёсткую антиутопию. Всё в лучшем стиле Уэса Болла
С фильмами прошлой трилогии же "Новое царство" связано очень косвенно: в картине несколько раз на словах проговаривается наследие Цезаря, упоминаются события ушедших лет, а вся сценарная фабула построена на поиске давно утерянных человеческих технологий, однако с точки зрения сюжета и нарратива четвёртая часть берёт собственный концепт. Концепт, по большей степени идущий по уже протоптанным другими антиутопиями тропкам. Уэс Болл превращает квадриквел в новую антиутопию, делая ставку не на многогранную и философскую историю (какой она была в прошлой трилогии), а на визуал и объёмные декорации разрушенного мира. На эффекты и захват движений явно не пожалели средств: картина выглядит эффектно, броско и захватывающе. Впрочем, Болл уже доказал своему зрителю, что способен погружать аудиторию в красивые выдуманные миры, даже за неимением особо большого бюджета
Однако визуал - это одно, история же - совсем другое. Как режиссёр, Болл попросту не справляется с возложенными на свои хрупкие плечи обязательствами: "Новое царство" отличается от первой трилогии не только по сеттингу или месту действия, но и линии повествования. Сценарий четвёртой части сшит из нескольких набросков, повторяющих или копирующих многие другие антиутопии и фантасмагоричные истории, рассказанные в развлекательном кинематографе чуть более раньше. Тут вам и тема с потерей родных и обретением желаемого возмездия, и переосмысление собственного предназначения, и внезапное попадание в плен, и нотки провисающей серой морали. "Новое царство" даже не старается удивить зрителя: но в то же время попросту боится показаться посредственной копиркой более успешных предшественников
Однако прошлую "Планету обезьян" мы с вами любим не только за её проблематичную историю, но и за колоритных персонажей. В новой части на место Энди Сёркиса и его Цезаря приходит молодая обезьяна Ной, в исполнении Оуэна Тига. На раскрытие психологизма протагониста Болл отводит, немногим-немалым, все два с половиной часа хронометража фильма, однако проваливает эту затею с точки зрения сюжетной значимости. Ной так и остаётся блеклым, серым и попросту неинтересным персонажем, на линии которого, к слову, построен главный сценарный конфликт: обезьяны против людей, как заложники против захватчиков. Зато более интересным представляется антагонист картины, властитель-тиран обезьян Проксимус: безумный и будто бы прожжённый голос Кевина Дюрана, вкупе с его энергичным безумием и маниакальными приступами гнева, превращают злодея фильма в опасную и неконтролируемую угрозу: пожалуй, ещё более опасную, чем тот же Коба из "Революции"
"Новое царство", как первая часть из запланированной новой трилогии, взвалила на себя слишком тяжкое и, можно сказать, непосильное бремя: раскрыть и старому, и новому зрителю многоуровневую экспозицию мира, события в котором происходят спустя три столетия после окончания предыдущего фильма. Но и с точки зрения рассказа лента справляется не слишком хорошо: там, где не надо, место отводится экшен-сценам (к слову, самого экшена в картине было очень мало), а там, где требуются безумные погони и драки между антропоморфными приматами, Уэс Болл включает режим сторителлинга, вываливая на аудиторию гору подробностей о прошлом и будущем человечества. "Новое царство" работает с точки зрения развлекательного кино, не связанного с узами предыдущей трилогии. В ином же случае четвёртая часть начинает медленно разваливаться
А желание голливудских продюсеров нажиться на новой франшизе привело к тому, что "Новое царство" можно назвать обособленным и самостоятельным фильмом лишь с иронической долей натяжки. Квадриквел - это увесистый пролог к намного более масштабным и громоздким событиям, на которые авторы 20th Century Fox точно не пожалеют огромных средств. По сути, вся новая картина - это растянутая на два с половиной часа экспозиция, представляющая новых героев и новые законы антиутопического мира. Четвёртая картина заканчивается не на маленькой и едва заметной точке (как это было в "Восстании"), а на длинном и жирном троеточии, не заметит которое разве что ленивый. К сожалению, авторы забыли, что даже при планировании трилогии отдельные части должны быть наполнены чем-то индивидуальным, помимо отказывающихся заканчиваться завязок к следующим проектам во франшизе
Впрочем, несмотря на все серьёзные недостатки "Нового царства", возвращение во вселенную "Планеты обезьян" выдалось в меру колоритным и симпатичным. Начало новой трилогии Уэса Болла проигрывает фильмам Уайатта и Ривза по всем параметрам качества: и уж тем более - с точки зрения сюжета. Однако картина может сработать, как одноразовое развлекательное кино, внедряющее и старого, и нового зрителя в экскурс новой антиутопической вселенной, связанной с первой трилогией лишь косвенными отсылками и намёками. В иные моменты "Новое царство" до перебора тривиальное и гротескное кино, в другие - скучное, затянутое и протоптанное, но в то же время - красивое, визуально эстетическое и симпатичное. В конце концов, франшизу про противостояние антропоморфных приматов и разгневавшихся людей очень сложно испортить сторонними факторами: а вот прилично ослабить - запросто
Плюсы:
- Эстетический визуал
- Объёмные декорации пост-апокалипсиса
- Замечательная атмосфера антиутопии
- Колоритный антагонист
- Сияющая Фрейя Аллен
- Неплохие экшен-сцены, оправдывающие цифры своего бюджета
Минусы:
- Слабая режиссура
- Блеклая история, повторяющая тропы предшественников
- Безликий главный герой
- Картина не работает в качестве индивидуального фильма
6/10
- Ты знаком с концепцией эволюции? В своё время люди были способны на многие великие свершения. Они могли летать, как летают орлы. Они могли разговаривать через океаны. Но теперь пришло наше время, для моего королевства. Мы будем учиться. Обезьяны научатся. Я научусь. И я одержу победу.