История (пересказ): JoJo's Bizarre Adventure - серия выпусков манги, автором и иллюстратором которой является Хирохико Араки. С 1987 по 2004 год серия публиковалась в журнале Weekly ShonenJump, а затем выпуск глав был перенесён в ежемесячный сэйнэн-журнал Ultra Jump.
По словам Араки, идея создания манги JoJo началась с вопроса: «Кто является сильнейшим человеком в мире?». При этом он также хотел затронуть в сюжете темы справедливости и бессмертия. Так мангака решил посвятить сюжет сражению между бессмертными созданиями и героями-мачо. Помимо этого, за два года до началaработы над Phantom Blood (1 часть), Араки посетил Италию, где в музеях изучал произведения искусства, в которых, по его словам, он увидел изображение красоты человеческого тела и захотел передать то же самое чувство в своей манге.
Каждая отдельная часть серии обладает своими преимуществами и недостатками: первые две части манги были признаны самыми слабыми во франшизе; в поздних же работах критики отметили отход Араки от концепции «сражения добра и зла» в сторону изучения психологии, внутренних конфликтов персонажей и этических проблем. На данный момент манга состоит из 9 частей, последняя выходит по сей день. Седьмая часть — Steel Ball Run, представляет собой перезапуск франшизы и вселенной JoJo. В ней представлены события и персонажи, не связанные со старой вселенной. Араки данный переход объяснил тем, что всегда писал для юной аудитории, но в какой-то момент стал «чувствовать себя слишком тесно» и решил в результате нацелиться на более широкий круг взрослых читателей. Так, в своём произведении, автор решил сделать акцент на тонком психологическом описании персонажей, выражении их чувств и рассказать историю больших масштабов, чем в ранних работах.
Джо Джо имеет очень интересную модель повествования: каждую часть у нас появляется новый главный герой, но так или иначе он связан с предыдущим семейными узами. Все главные герои являются потомками семейства Джостаров. Эта система позволяет разнообразить сеттинг тем, что действие каждой части происходит в разное время, естественно, с отличительными его чертами. По мимо этого, автор манги решил ещё более разнообразить своё произведение, дав каждой части свой отдельный жанр:
• Phantom Blood — тёмное фэнтези;
• Battle Tendency — супергеройский body movie;
• Stardust Crusaders — road movie;
• Diamond is Unbreakable — повседневная жизнь с вовлечением в перевернутый детектив;
• Golden Wind — криминальная драма с религиозным подтекстом;
• Stone Ocean — божественная и семейная трагедия;
• Steel Ball Run — классический вестерн;
• JoJolion — научная фантастика вперемешку с криминальным триллером и подростковой lovestory.
Согласитесь, разнообразие зашкаливает уже на самом первом этапе нашей работы, поэтому, чтобы в полной мере понять суть этой огромной работы от Хирохико Араки, мы с вами поговорим о каждой из частей отдельно, расскажем про связь с модой и, так сказать, погрузимся в Джо Джо с головой.
Вся эта статья создана для того, чтобы доказать людям, которые не верят в то, что аниме и манга это искусство, что они заблуждаются. Мы хотим разрушить стереотипы, которые утверждают, что всё это мультики и картиночки для детей, рассказать о глубине мысли и показать невероятные концепции. Поэтому приятного прочтения.
Мода - мода является очень важным аспектом в этом аниме. Хирохико Араки большой поклонник модных домов и многие уникальные позы персонажей были взяты из презентаций одежд или обложек журналов. В аниме мода отражает характер персонажа. Каждый элемент одежды подчёркивает уникальность героев и их душ. Для мангаки был очень важен стиль аниме. Все персонажи в Джоджо выглядят как модели различных дорогих и модных брендов, что опять отсылает нас к идеализации героев. Мода также не только является атрибутами одежды, но и также всеми продуктами, созданными поп-культурой. Араки её очень любит и в аниме есть безумное количество отсылок на фильмы, сериалы, книги и песни. Названия стендов уже отсылают нас к названиям различных музыкальных групп и исполнителей, а также их песен. Некоторые персонажи тоже являются отсылками ко всеми любимым образам в кино. Джотаро Куджо, к примеру – это отсылка к Клинту Иствуду и его ролям в различных вестернах. Джорно Джованна – это отсылка к Вито Корлеоне из фильма «Крёстный отец». Араки не полностью копирует персонажей из известных произведений поп-культуры, а лишь отсылает нас к ним как дань уважения. Даже для создания Джоджо он взял за основу аниме «Кулак полярной звезды». Эти произведения действительно чем-то похожи по духу, но они координально разные. Мода настолько сильно стала частью этого аниме, что стали появляться различные коллаборации между Джоджо и брендами. С Араки сотрудничали Gucci, Vans, Mersedes Benz. Даже в Лувре был показ картин с персонажами аниме и их фирменными красивыми позами. Араки не только вдохновлялся модой, но также и смог повлиять на неё. Это касается не только брендов одежды, автомобилей и картинной галереи, но и мемов, которые образовались среди фанатов Джоджо. В самом аниме куча моментов и реплик персонажей, которые стали уже классическими мемами. Про самого мангаку фанаты тоже сделали мем «Араки забыл». Появился он благодаря любви Араки добавлять что-то новое и по итогу забывать об этом. Само сообщество Джоджо очень разнообразное. Манга и аниме выходят очень давно, и за это время фанаты успевают вырастать вместе со своим любимым произведением. Выход 7 и 8 части также повлиял на пополнение фанатов взрослыми людьми. Некоторые из них делают косплеи на персонажей из Джоджо. Костюмы героев Джоджо всегда красочны, индивидуальны и ярко выражены, из за чего ты не спутаешь одного персонажа с другим. На такую красочность влияет и стиль рисовки аниме. Араки в каждой новой части искал стили, подходящие для самой части, и в которых ему самому захотелось бы рисовать. Рисовка 1 и 2 части одинаковые, но вот уже в 3 части линии черт лица, рук, ног, туловища стали более выраженные и мускулистые. В 4 части уже не было акцента на красоту человеческого тела и анимация стала куда более проще, но акценты сменились на внешний вид персонажей. В 5 части произошла смесь 3 и 4 части. Остро выраженные черты персонажей, мускулистость, яркие и модные наряды. Такая же анимация была сделана в 6 части и, скорее всего, Араки будет в дальнейшем анимировать в этом же стиле. Сравнивая рисовку 1 и 6 части, можно заметить рост мангаки как художника , который вечно искал свой собственный уникальный стиль. Прогресс виден невооруженным взглядом, и не без помощи новых современных технологий. Говоря о величии Араки как мангака, он идеально умеет не только передавать красоту человеческого тела, но и красоту сеттинга, в котором разворачивается сюжет. То, какие он выбирает цвета, как намеренно упрощает или усложняет анимацию, как погружает в атмосферу то обычного пригородного городка, то городов Италии с мафией и прочими бандитами. Палитра цветов также важный момент в рисовке Араки. На примере 4 части, где действие происходит в городе Морио и разыскивается серийный маньяк, фигурирует постоянно жёлтое небо, что означает тревогу и опасность, которая постоянно находится где-то рядом. Араки очень любит играться с цветами в разных сценах и всегда фигурируют самые различные сочетания цветов, приятные глазу. Завершая цикл про моду, это безусловно очень важный пункт для всего понимания Джоджо и Араки в целом.
Человек, выросший в поп-культуре и уважающий её представителей, сделал шедевр, в котором малейшая деталь отсылает к какому либо продукту этой культуры. Он очень сильно повлиял и на продвижение поп-культуры, и по сути сам стал неотъемлемой частью её.
Phantom Blood (1-я часть) – сюжет повествует нам о жизни Джонатана Джостара, истинного джентельмена , в жизни которого появился сводный брат Дио Брандо, приехавший к нему в поместье семьи Джостаров после смерти своего отца, которого он ненавидел всю жизнь из-за плохого отношения к себе. Это ужасное детство поселило в Дио ненависть ко всем людям и безумную жажду власти. После нахождения в поместье некой каменной маски, превращающая людей в вампиров, он станет вампиром и создаст себе армию таких же монстров, чем будет угрожать жизням всех людей. А главный герой Джонатан, тем временем, чтобы противостоять ему, освоит специальную дыхательную технику – хамон, являющейся энергией света, созданной специально для противостояния вампирам.
Сегодня фанаты сходятся во мнении, что Phantom Blood — наиболее слабая часть ДжоДжо. Сюжет довольно прост и сводится к борьбе Джонатана с Дио и другими злодеями. Однако, в плане атмосферы и сеттинга эта часть выделяется. Действие происходит в поздневикторианской Англии XIX века. Эпоха развития технологий, но электричество ещё не повсеместно, главный транспорт — кареты и паровозы. Преобладает готический стиль в архитектуре и моде. Эта готика, в сочетании с мрачным сеттингом борьбы живых и мертвых, главным образом ночью, создаёт атмосферу тёмного фэнтези.
В художественном плане, Phantom Blood развивает идеи предыдущей работы Араки «Великолепная Ирэн», сохраняя фирменную гиперболизацию персонажей. Но есть и нововведения. Все персонажи являются качками. По словам Араки, на создание таких образов его вдохновили фильмы со Сталлоне и Шварценеггером, а также аниме «Кулак Полярной звезды». Рисовка хоть и очень интересная, но есть большие недочёты. Например, Араки рисовал непропорционально очень маленькие головы своим персонажам, что производило впечатление, будто голову ребёнка перенесли на тело крупного мужчины.
Сюжет очень сильно переполнен пафосом, и за красивым сетингом скрывается пустота повествования. Но не смотря на это, в PhantomBlood Араки затрагивает важную тему — проблемы семейных отношений. Дио и Джонатан по-разному страдают из-за этого. Дио — талантливый парень, но из-за жестокости отца в нём погибли эмпатия и способность любить. Приход в семью Джостаров мог дать ему шанс, если бы они поняли его проблемы и окружили заботой. Джонатана воспитывали в духе чести и справедливости, но кроме этого, ему не привили других качеств. Он не смог подавить ненависть Дио, видимо, потому, что сам её тайно испытывал. Так Араки показывает, как взаимоотношения в семье формируют характеры героев, что важно для сюжета.
Battle Tendency (2-я часть) – эта часть значительно отличается от первой: сменилась манера повествования, главный герой внук Джонатана Джостара по имени Джозеф Джостар, обладающий удивительным разносторонним характером. Он в какой-то мере грубый, острый на язык, вспыльчивый, для него нет каких-то определённых рамок, особенно это видно в моменте, когда он в неожиданном сражении с вампиром достал автомат и выпустил целую обойму, хоть это и бесполезно в борьбе с вампирами, этот момент обладал невероятным пафосом. Очень подходит для харизматичного Джозефа! Вернёмся к сюжету. Главный герой вынужден противостоять вампирам, которые были на протяжении тысячелетий запечатаны в каменных колоннах и выбрались оттуда по неосторожности немецких учёных. Джозеф со своим напарником Цезарем, его наставницей Лизой Лизой должны их остановить и не позволить им заполучить древний артефакт, который позволяет стать вампиру совершенным существом.
Сюжет идёт равномерно, нет филлеров, что даёт возможность насладиться сюжетом от начала и до конца. Герои побеждают врагов от слабейшего к сильнейшему. Араки учёл критику фанатов, и бои в Джо Джо стали походить на интеллектуальные поединки: герои используют свою хитрость и сноровку, потому что простой грубой силой злодеев не победить.
Что касательно художественных достижений Араки, то всё стало куда лучше, но не без проблем: головы стали соразмерны телам и детализация увеличилась, но проблемы по типу несуразной шеи у персонажей остаются. Араки нащупывает и развивает свой стиль, в котором он писал все предыдущие части, и в 3-ей он полноценно сформируется.
Самое большое изменение, которое произошло со второй частью — это крайняя эмоциональность героев. Их метает от полного спокойствия до слёз, которые невозможно сдержать, и вместе с этими эмоциональными переходами меняются и сами персонажи. Например, Цезарь и Джозеф, которые не могли сработаться и по итогу стали хорошими друзьями и верными товарищами, ради друг друга готовы на всё. Когда они сражаются со злодеями, их мнения и принципы меняются, в отличии от статичных характеров 1-ой части. Каждый герой этой саги оставляет что-то после себя. Вамм и AC/DC (так зовут двух вампиров из колонн) учат героя принципам верности, преданности и честности, на которых основывается воинская честь. Спидвагон (друг Джонаната из 1-ой части) создает фонд для поддержки будущих героев. Только Карс не оставляет ничего полезного. Таким образом, важно помнить, что каждая личность строится из частичек других личностей. Самое важное — это суметь принимать самые лучшие частички, чтобы в конечном итоге стать лучшей версией себя и тех кто тебя окружает.
Stardust Crusaders (3-ая часть) – это история, которая свела некоторых людей в одну команду и теперь они должны отправится в большое путешествие по Египту и другим странам, где успеют стать лучшими друзьями. 3-ая часть Джоджо стала прорывом в жанре сёнен. В других произведениях остальных авторов, у главных героев есть определённая сила, обладающая маленькой разрушительностью, и им приходиться эту силу просто оттачивать и увеличивать. В Stardust Crusaders мы получаем очередной пакет разнообразия, который так присущ Джо Джо. Появился новый стиль боя, новая способность, которая может быть абсолютно любой, и называется она стенды. Стенд – это некий дух, обладающий какой-то способностью. Почти всегда стенд привязан к своему пользователю (человеку, который обладает стендом), который в свою очередь может им управлять, так как стенд – это духовная сила его пользователя. Из-за разновидности способностей у стендов, мы можем наблюдать очень интересные бои между пользователями, и никогда не знаешь как именно и кто победит. Например: как стенд, который имеет способности фехтовальщика победит стенд, который может нападать только из отражений в зеркальных поверхностях? Или как стенд, обладающий грубой силой может победить стенд, являющийся кораблём. Всё это даёт ДжоДжо незабываемость и разнообразие, из-за которого все его так полюбили.
Теперь перейдём к сюжету. Всё начинается с того, что Джозеф (тот самый Джозеф из второй части, только на 50 лет старше) приезжает в Японию, к своей дочери по имени Холи. Та в свою очередь просит его помочь с её сыном - Джотаро Куджо, так как он попал в тюрьму. Но постаревший Джозеф не просто так приехал в Японию. Он начал подозревать, что с его внуком недавно произошли некоторые изменения, так же как и с ним, и это действительно оказалось так. У Джозефа и у Джотаро появились стенды. Джотаро выпустили после визита его деда, и через некоторое время Холи серьёзно заболевает. Чуть позже выясняется, что это из-за появления её стенда, только в этом случае она не может им совладать, и он медленно убивает её. Джозеф начинает объяснять своему внуку, из-за чего у их семьи способности вдруг начали проявляться. Всё это происходит, потому что Дио выжил. Он не просто выжил, но и забрал себе тело Джонатана, и когда у Дио появился стенд, то и у семейства Джостаров он появился тоже. Из-за болезни матери и появления двухсотлетнего вампира, герои вынуждены отправится в путешествие из Японии в Египет, чтобы уничтожить Дио.
Главный герой – Джотаро Куджо, стал одним из самых узнаваемых героев манги и аниме во всём мире, и не удивительно. Это красивый, крутой, брутальный и мускулистый 17-тилетний школьник. Он держит всю школу в страхе, его обожают все девчонки, он груб и холоден, никто никогда не знает, что у него на уме и как он будет действовать в следующую секунду. Ему плевать на авторитеты, он делает только то, что он считает нужным, а когда ты смотришь на него, создаётся впечатление ужасного отморозка и быдла, которому чуждо всё и вся. Но это лишь оболочка, за которой скрывается обычный, одинокий юноша, ищущий себя и свое место в жизни. Антагонистом этой части выступает тот самый Дио. На этот раз он хочет поквитаться с семейством Джостаров и уничтожить их. Но эта цель у него не спроста. За эти 200-ти лет, пока он лежал на дне океана, у него было время подумать над своей судьбой, и он понял, что спокойствие и стремление к умиротворению и есть его главная цель в жизни (забегая вперёд, у него есть план, как достичь некого рая, в его представлении). Но его мания величия и гордость не позволяет просто забыть о своих заклятых врагах Джостарах, поэтому они должны стать неким камнем преткновения, после которого он сможет принять всю судьбу такой, какая она есть, и достичь внутреннего спокойствия. Со стороны может казаться, что он не такой уж и плохой, но для достижения своих целей он готов идти по головам, никого не жалея. О философии Дио мы поговорим чуть позже, но уже на данном этапе нужно понимать, что она очень сильно повлияет на сюжет в дальнейшем. Его философия раскроется в 6 части.
Жанр этой части (road movie) очень полезен для раскрытия персонажей и их сближения, а это очень важно в Stardust Crusaders, особенно для персонажей Джотаро и Какёина (приспешник Дио, впоследствии ставший частью команды главного героя), ведь это те персонажи, которые испытывали чувство одиночества, и в этом путешествии все участники сближаются и становятся друзьями. Это важно для Джотаро. Даже в других частях мы можем наблюдать, c какой ностальгией и любовью он сморит на фотографию, сделанную по дороге в Египет со своими товарищами. Именно в этой части Джотаро больше всего улыбался и радовался. Учитывая его асоциальность, для него это большой шаг. Смотреть за его изменениями очень интересно. Поднятие темы мужского товарищества в этой части является очень важным аспектом, который нельзя упускать. Также это жанр позволяет вернуть «злодеев недели». Попадая в разные места герои сталкиваются с новыми противниками и с каждым разом становятся всё ближе к главному противнику.
В третьей части наблюдается активное обращение к мистике и сверхъестественному. Введение призраков-стендов расширило возможности боевой системы и вселенной в целом. Много внимания уделяется суевериям, религиозным учениям, гаданиям на картах Таро. Появляются отсылки к египетским богам, визуализируются души умерших. Так Араки закладывает фундамент для дальнейшего исследования мистической философии в последующих частях. Это позволяет поднимать важные вопросы о потустороннем мире, на которые читателю предстоит найти собственные ответы.
Художественные составляющие в данной части также претерпели изменения. Руки героев стали выглядеть менее мускулистыми, чем раньше, а плечи приобрели форму «колёс». На самом деле, мускулатура никуда не делась, просто теперь персонажи изображаются в менее облегающей одежде, скрывающей очертания тела. Из-за этого руки кажутся худыми, но герои без рукавов по-прежнему демонстрируют развитую мускулатуру. При этом, «шкафообразность» мужских персонажей сохраняется. Таким образом, изменения в стиле рисунка связаны, в первую очередь, с одеждой героев, а не с их телосложением. Это придало им более естественный вид. В целом, стиль 3-ей части очень запоминающийся и отчасти неповторимый. Многие фанаты требовали и до сих пор требуют от мангаки возвращения стилистики 3-ей части, но Араки не зацикливается и идёт дальше, давая своей манге ещё больше красок и разнообразия.
Diamond is Unbreakable (4-ая часть) - события четвёртой части происходят в небольшом городке под названием Морио. Туда приезжает повзрослевший Джотаро Куджо, который стал работать морским биологом. В город он приехал по трём причинам. Во-первых, навестить внебрачного 16 летнего сына Джозефа Джостара, по имени Джоске Хигашиката, который становится главным героем этой части. Во-вторых, найти артефакт - волшебную стрелу, способную дарить стэндылюдям. В-третьих, расследовать тайные убийства женщин с отрубленными руками и найти серийного маньяка, держащий весь город в страхе. Джоскевместе с Джотаро познакомятся с различными людьми, обладающими стэндами, которые будут помогать находить стрелу и убийцу.
Персонажи из предыдущих частей, а именно Джотаро и Джозеф, сильно поменялись морально и физически. Джотаро стал зрелым и мудрым человеком, из-за чего становится для Джоскеглавным наставником. Джозеф же теперь старый и больной деменцией старик, но остался таким же весёлым и добрым. Также эту компанию пополняют Коичи и Окуясу, которые активно принимают участие в поимке маньяка и нахождении стрелы.
Поговорим поподробнее о главных персонажах. Начнём с Джотаро, поскольку этот персонаж представляет особую важность на протяжении всей манги и аниме. По нему видно, что он наконец-то нашёл себя. В его репликах и диалогах видны черты взрослого человека, осмыслившего себя. Он прекрасно выполняет роль наставника и лидера, в отличии от того же Джозефа. Приключения из третьей части оставили огромный след в его жизни и повлияли на него особым образом. Некоторые фанаты манги считают, что у Джотаро развилось посттравматическое стрессовое расстройство после событий «Stardust Crusaders». Это хорошо заметно, когда показывают с какой болью и грустью он смотрит на фотографию всех «стардастов». За время третьей части, Джотаро успел вырасти морально, что заметно уже в четвёртой части.
Про Джозефа Джостара говорить особо нечего, потому что он не появляется активно в сюжете, а если и появляется, то выполняет комедийную роль. Однако, мы за это его и любим. Но его внебрачный сын куда интереснее.
Джоске Хигашиката в свои 16 лет чем то очень похож на молодую версию Джотаро, только без особой грубости и бунтарства. Спокойный, красивый, добрый парень, но только тогда, когда не шутят над его причёской. Его причёска это словно мина, которую если заденешь, то взорвётся Джоске, и тому, кто её задел, уж точно не поздоровится. Джоске также одарен стэндом под названием «Crazy Diamond». Основная способность стэнда - это восстановление. Он способен восстанавливать организмы или объекты в их предыдущее состояние посредством касания. По силе, «CrazyDiamond» не чуть не уступает «Star Platinum», ослабленного 10 годами неиспользования. Внешний вид Джоске его трагедия. В лютый мороз, Томоко, мать Джоске, везла его в больницу, потому что у маленького сына был сильнейший жар и чувствовал себя очень плохо. Их машина застряла в снегу и они никак не могли выехать. Тут им помог ученик старшей школы, который вытащил машину из снега и стал кумиром мальчика на всю жизнь. Джоске носит ту же причёску, ту же форму, как у него, и поэтому очень злостно реагирует, когда кто-то плохо отзывается о его причёске. В целом, главный герой этой части прекрасен и главное без лишнего пафоса.
Хиросе Коичи - это парень лет 15, который только поступил в старшую школу. Первый, с кем познакомился Джотаро по приезду в Морио стал именно он. По началу, это обычный мальчик подросток, который свободное время любит проводить за комиксами. Но на протяжении всего сюжета мы будем видеть его трансформацию из пугливого парня в смелого и находчивого человека. Стэнд Коичи будет также трансформироваться вместе с ним, что показывает его духовный рост и становление личности. В итоге, этот парень разгадает тайну убийцы и узнает, кто это был на самом деле. Оказывается, что имя маньяка - Кира Йошикаге.
Кира Йошикаге невероятно запоминающийся и харизматичный злодей. С детства у юного Киры была страсть к женским рукам. Из-за этого фетиша страдают женщины Морио с красивыми и нежными кистями.
Его ассоциальный характер не даёт возможности завести какие либо романтические отношения. Он ведёт двойную жизнь: обычный рабочий человек и маньяк психопат. Кира очень неоднозначный персонаж и, пожалуй, это самый понятный злодей из всех частей. Его цель - спокойно жить. Под это фразой скрывается многое, в том числе, чтобы о преступлениях, совершенных им, никто не узнал. Ровно 15 лет Кира держал в страхе весь городок и личность его не могли опознать. Почему же? Причин тут несколько. Во-первых, особенности его стэнда «Killer Queen», позволяющие взрывать что угодно, не оставляя следов за собой. Во-вторых, абсолютная неприметность Киры. Он самый обычный человек и в этом его опасность. Если пересмотреть ранние сцены до появления Киры наяву, то его можно увидеть в толпе или просто идущим по улице. Это создаёт эффект тревоги рядом находящейся опасности. Данный эффект появляется из за вечного жёлтого неба в Морио, символизирующего угрозу, которая вечно находится поблизости. Кира свято верил, что его никогда не поймают и он до самой смерти будет совершать эти преступления. Однако, судьба распоряжается иначе. Ему не было суждено вечно убивать и быть безнаказанным. Эволюционировавшая версия его стэнда под новым названием «Killer Queen: Bites the dust», имеет способность откатывать время на час назад. Тот, кто узнает личность Киры, обязательно взорвется, и возникнет временная петля, в которую попадёт человек, зараженный этим стэндом. Любому человеку, убитому «Bites the dust» в предыдущей петле, суждено умереть в это же время, в которое он был убит. Остановить это можно убийством Киры или заставить его убрать бомбу. Однако, даже такая способность, манипулирующая временем и судьбой, не смогла предостеречь Киру от своей настоящей участи. Он погиб под скорой помощью, которая успешно переехала его.
После его гибели, город наконец обрёл покой, которого он лишился на 15 лет. Можно также сделать вывод, что Кира является максимально эгоистичной личностью, поскольку хотел спокойной и тихой жизни лично для себя, отобрав покой у всего Морио. Однако, всё встаёт на свои места, и в конце мы прощаемся с Джотаро и Джозефом, которые уплывают из этого маленького городка. Теперь остаётся Джоске вместе с новыми друзьями, которые теперь встанут на защиту своего любимого Морио.
Четвёртая часть оставляет тёплые чувства и эмоции. Она очень милая и красивая. В ней есть всё, за что можно любить Джоджо. Неспроста это одна из самых популярных частей аниме. Тема судьбы, невероятно странный главный злодей, главный герой преодолевающий различные трудности у себя на пути вместе со своими друзьями и стэнды. Это стало уже основой Джоджо, и здесь этого достаточно.
Из прекрасного маленького городка Морио, мы отправляемся в Италию.
Golden Wind (5-ая часть) - на этот раз история начинается в солнечной Италии 2002 года. Главный герой — Джорно Джованна, 15-летний юноша, мечтающий свергнуть мафиозного босса и занять его место, чтобы положить конец распространению наркотиков среди детей в Италии. Вместе со своими соратниками — Бруно Буччеллати и его командой — Джорно пытается раскрыть личность главаря всей итальянской мафии и захватить власть.
Команду Джорно и Буччеллати представляют такие персонажи как Гвидо Миста, Наранча Гирга, Леон Абаккио и Паннакотта Фуго.
Мечта Джорно стать боссом итальянской мафии возникла ещё в детстве. Его унижали и били на улице и дома, пока он не помог укрыться одному влиятельному гангстеру. Тот сделал так, чтобы отец больше не избивал мальчика, а дети не смеялись над ним. Один раз Джорно увидел, как этот гангстер убил человека, а потом объяснил сыну убитого, что тот продавал запрещённые вещества, в том числе и детям. Это вдохновило Джорноизбавить Италию от запрещённых веществ, став боссом мафии.
Поговорим о его друзьях, помогающие осуществить заветную мечту.
Гвидо Миста — суеверный стрелок и наивный авантюрист, который верит, что удача всегда с ним, пока он не встретится с цифрой 4. Персонаж, которому постоянно нужен врач. Прекрасно владеет своим оружием.
Наранча Гирга — эксцентричный парень с обострёнными требованиями к понятию дружбы. Не потерпит оскорблений в свой адрес, но может вступиться за своих друзей. Сам по себе он умом не блещет, но в бою показывает очень нестандартные решения, которые помогают выиграть.
Леон Абаккио — бывший полицейский, пришедший к этой профессии из желании сделать свой город безопаснее, по итогу стал объектом ненависти граждан из-за их сформировавшегося мнения о полиции. Он стал брать взятки, а на одном из вызовов потерял напарника, после чего вскрылись его дополнительные доходы. Леон до сих пор сожалеет об этом инциденте и не может спокойно прийти в себя.
Паннакотта Фуго — самый неоднозначный персонаж группы, обладающий самым опасным стэндом. Он имеет явные проблемы с контролем гнева, от чего его стэнд не может контролироваться даже им самим. Фуго легко выводится из себя, но также труслив и не готов был идти на больше риски, из за чего покинул банду Буччеллати.
Поговорим о самом главном - замысле Араки. Как оказалось, Джорно является сыном уже известного нам Дио Брандо. Дио с итальянского означает «бог», а Джорно, соотвественно, сын божий. Дополняет это всё главный злодей, отчаянно скрывавший свою главную личность. Бывший босс итальянской мафии - Дьяволо. В финале получается, что сын божий сражается с дьяволом. Но можно интерпретировать и по другому. Представим, что члены банды Буччеллати - апостолы, а сам Бруно Буччеллати - интерпретация Иисуса. Джорно же ангел божий, пришедший на помощь мученику.
Раз уж был упомянут главный злодей этой части, то стоит поговорить и про него. Дьяволо всю жизнь пытался быть в анонимности, и ему это удавалось с помощью стэнда. В этом плане, он похож на Киру Йошикаге из прошлой части. Вот только Кира хотел мирной и спокойной жизни, в его понимании, а Дьяволо же хотел быть боссом мафии, продавать запрещённые вещества и портить жизни людей. Их с Кирой объединяет одна главная вещь - отрицание собственной судьбы. Они оба верили, что всегда будут оставаться в выигрыше, несмотря ни на что. Способность стэнда Дьяволо под названием «KingCrimson» - вырезать время на 15 секунд. Дополнительная способность стэнда «Epitaph» способна предугадать действие в будущем. Из-за этого Дьяволо, подобно Кире, стал считать себя непобедимым, думая, что всегда будет в выигрышной позиции. Он напрямую говорил, что судьбу можно всегда изменить. Однако, как и в случае с Дио и Кирой, Дьяволо также пал. Его вера в изменение судьбы обернулась против него.
Стэнд Джорно «Gold Experience» способен давать жизни объектам, которых коснется. Снова отсылает нас к замыслу Араки. В финальном бою с Дьяволо, Джорно совершенствуется. Если помните, то в четвёртой части была волшебная стрела. Так вот, та самая стрела появляется и в пятой части.
Оказывается, при повторном слиянии стрелы со стэндом, стэнд получает ещё большую силу, меняет свой прежний облик и становится намного совершеннее. Однако, есть одно условие - пользователь стэнда должен быть достоин стрелы. Дьяволо всю пятую часть охотился за этим артефактом, но в итоге оказался недостоин. У Джорно слияние со стрелой произошло удачно, и появился на свет новый стэнд «Gold Experience: Requiem». Данное обновление стэнда называется «реквием». На данный момент, Джорно обладает самым сильном стэндом из всех представленных в манге и аниме. Он смог отправить Дьяволо в бесконечный цикл смертей, тем самым став новым боссом мафии и избавив Италию от всего отравляющего человеческий организм.
Пятая часть по праву является одной из классических частей Джоджо. Тут случай, как и с четвёртой частью - в ней есть всё, за что мы любим эту мангу и аниме. Здесь также добавилось много драматичных моментов, которые отсутствовали в предыдущей части, над которыми так и хочется зарыдать. А сеттинг этой части просто чудесен. Библейские замыслы здесь были также уместны и было неожиданно, что такое вообще вкладывалось в ,казалось бы, «детское аниме».
Мы движемся дальше, и из славной, невероятно красивой Италии перебираемся в Америку 2011 года.
Stone Ocean (6-ая часть) – эта часть повествует нам о дочери Джотаро Куджо по имени Джолин Куджо. Она почти никогда не видела своего отца, так как тот ушёл от неё из-за того, что хотел уничтожить культ Дио и найти его приспешников. Действие происходит в 2011 году, во Флориде. Джолин обладает бунтарским, быдловатым характером, и в этом плане похожа на своего отца, но отличается от него чрезмерной эмоциональностью и жаждой внимания. Она максималист, и не удивительно, ведь ей всего 19 лет. Но вдруг с ней приключилась беда: она ехала со своим парнем в машине, и он случайно сбил человека насмерть. В суде ей несправедливо назначили срок 15 лет из-за взяток, которые её парень дал, чтобы перекинуть вину на неё. Впоследствии выясняется, что всё это подстроено приспешником Дио по имени Энрико Пуччи. Он является священником и хочет при помощи Джолин выманить её отца и узнать у него, как осуществить «райский план» Дио. Для понимания нужно знать, что после смерти Дио, Джотаро нашёл и прочёл его дневник. В этом дневнике он узнал, что Дио планировал после уничтожения рода Джостаров. Достичь рая. Рай в его понимании – это когда все люди знают, что с ними произойдёт в течении жизни, знают свою судьбу. В этом «рае» Дио видел умиротворение и спокойствие, к которому он так сильно стремился после поражения Джонатану. В дневнике был описан чёткий план по достижению этого рая, поэтому Джотаро после прочтения уничтожил записи, чтобы они не попали в плохие руки. Но воспоминания о прочитанном остались в памяти Джотаро, а Энрико Пуччи обладает стендом со способностями вытаскивать из живых существ компакт диски с их памятью и стендами. Так что отец Джолин попадает в ловушку и находится на грани смерти. Теперь его дочери придётся сбежать из тюрьмы, ради спасения своего отца и для того, чтобы остановить Пуччи.
В этой части мистики стало горазда меньше. Вместо неё пришла наука. В манге мы можем заметить различные идеи учёных 16 – 20 веков, например «Теория о цикличности вселенной» или «Парадокс Зенона». В художественном плане, манга не потерпела почти никаких изменений.
В одном из интервью тех лет, Хирохико Араки выдал одно важное откровение, которое стало основополагающим для использования определённых приёмов в данной части. За последние 10 лет работы над «JoJo’s Bizarre Adventure», редакторы Shueisha() сжимали его рамки, из-за чего он не мог применять различные сюжетные ходы. Теперь Араки хочет писать взрослые сюжеты, а не сёнэны, с установкой в эпизод на неделю. Мангака сумел надавить на боссов, но те попросили его грамотно закрыть текущую главу. Таким образом мы получили одну из самых грустных и душераздирающих концовок серии.
ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ!
Энрико Пуччи погиб, но успел убить главных героев и дважды перезагрузить вселенную. На этом и заканчивается сюжет огромной истории о семействе Джостаров, который длился на протяжении всех 6-ти частей.
СПОЙЛЕРЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ!
В филосовском плане, эта часть выделяется больше всего, поскольку открывает главный замысел всех шести частей. Именно поэтому стоит сразу перейти к анализу всего произведения в целом.
АНАЛИЗ JoJo’s Bizarre Adventure.
Что такое судьба? Многие авторы других манг и аниме, зачастую, используют этот термин, чтобы просто оправдать сверхъестественные вещи, которые происходят у них в произведениях. Некая отмазка, чтобы фанаты не спрашивали: «А почему так?», «А почему сяк?». Но в Джо Джо совершенно не так. Судьба здесь является не только таинственной, необъятной силой, но и одним из основных сюжетных двигателей. С ней связано всё. Ещё в Stardust Crusaders мы узнаём, что обладатели стендов притягиваются друг к другу, из-за чего мы наблюдаем постоянные стычки стендюзеров. В четвёртой части, мы видим как отец Киры давал стреле самой притягиваться к людям, даруя им стенды. В пятой части стрела притянулась к Джорно, а не Дьяволо. Слово притяжение очень важно, ведь именно оно ложиться в основное понимание устройства судьбы и в целом вселенной Джо Джо. В Stone ocean, мы узнаём из диалога Пуччи и Дио, что из себя представляет судьба. Судьба – есть гравитация, некое притяжение между человеческими душами, и каждая встреча между людьми происходит не случайно, а посредством гравитации между ними. И если так подумать, то даже метеорит, из которого сделаны стрелы тоже прилетел на Землю под воздействием гравитации. Теперь зная такую информацию, мы переходим к философии Дио. Изначально он хотел просто получить власть над людьми из-за своего тяжёлого детства, но после победы Джонатана, Дио был вынужден лежать на протяжении 100 лет в гробу. За время проведённое в нём, он успел подумать обо многом и сформировал мысль о рае. Рай в представлении Дио — это когда все люди знают и признают свою судьбу, вне зависимости от её исхода. Дио называл состояние принятия неким «спокойствием ума». Это очень похоже на Киру, который хотел просто спокойной жизни. Его судьба складывалась даже слишком удачно, ведь он умудрялся оставаться незамеченным на протяжении 15 лет. Потом гравитация притянула к нему стрелу во второй раз, даруя почти идеальный стенд, благодаря которому он мог оставаться незамеченным и сохранить тайну своей личности. Не смотря на это, судьба распорядилась иначе. Он умер от колёс скорой помощи, и после чего души жертв утаскивают его в «ад», но как мы знаем из ван-шота «Все вопросы к мертвецам», Кира после своей смерти очень сильно изменился: стал призраком, потерял память и стал выполнять заказы по уничтожению злых духов. Удача Киры пропала, и не удивительно. Он всеми силами пытался избежать последствий своей судьбы, а не принимал её как Дио, за что и получил такое наказание. Взять ещё к примеру Дьяволо. Его мотивы основаны на стремлении одержать верх над своей судьбой. Его способности буквально позволяют ему избегать того, что должно случится, избегать своей судьбы. И не удивительно, что Джорно было предначертано победить Дьяволо, ведь его отношение к судьбе противоречит её сути. Поэтому Дьяволо получает одно из самых жестоких наказаний за всю историю Джо Джо. Дио и Дьяволо это противоположные примеры того, как можно относиться к судьбе. Переводя их имена с итальянского, мы можем понять насколько они противопоставлены друг другу: Дио – Бог, Дьяволо– Дьявол. Но тогда у нас возникает вопрос: «Почему Дио умирает?» Ответ прост. Потому что обе эти идеологии противопоставлены главным героям Джо Джо. Да, у них нет какого-то определённого отношения к судьбе, определённого мнения. Главные герои просто поступают так, как считают правильным и не задумываются о том, как это повлияет на их судьбу и на всю судьбу в целом, тогда как идеи злодеев фаталистичны. И у Дио, и у Джорно, и у других персонажей пятой части были проблемы, события, на которые они не могли повлиять. Антагонисты погружались в размышления о судьбе. Кто-то принимает её, кто-то изменяет, кто-то избегает во имя собственной выгоды и благополучия, но они не понимают, что для счастья и спокойствия им просто нужно следовать пути справедливости. Именно поэтому, Пуччи и проигрывает Эмпорио, потому что судьба подчиняется лишь тому, кто следует пути справедливости. Этот верный путь проходит яркой красной нитью по всем частям Джо Джо, даже в ещё невышедшей полностью 9 части. Следование этому пути и является главнейшим уроком в Джо Джо. Судьба тем временем является одной из самых интересных систем и механик в Джо Джо, да и во всех аниме. Фанаты часто обесценивают замысел Араки, буквально не замечая его. Поэтому после всего вышесказанного, мы хотели бы спросить. Верите ли вы в гравитацию?...
Спасибо всем, кто прочитал данную статью до конца. Мы очень надеемся, что вам понравилось и было интересно читать. Надеемся, что мы либо изменили ваше представление об аниме и манге, либо наоборот укрепили уже имеющееся у вас мнение. Если вы с чем-то не согласны или хотите поспорить с нашим анализом, можете написать комментарий, мы обязательно прочтём его и ответим вам. Спасибо большое за внимание!