Найти тему
Провинциальные хроники

Школа "пачками" теряет учителей

Родители винят учителей, что они плохо учат, а учителя не выдерживают натиска современной школы: наглой и всепоглощающей цифровизации, дебильных ЦДЗ, отчётной профанации, чрезмерной нагрузки не только уроками, но и общением с родителями в сети, а кроме того — необходимостью участвовать в конкурсах, олимпиадах, аттестациях, вебинарах и прочих задумках чиновников от образования.

Уходят учителя. Уходят порой в никуда. Почему? Сначала отвечу за себя, проработавшую в школе 38 лет учителем английского. Ушла, когда уже было пора — мне исполнилось 60 лет. Ушла ещё в 2020 году, не испытав на себе всех "прелестей" бездумной цифровизации, безумной учебной нагрузки, вала отчётности, необоснованных претензий родителей, хамства обучающихся. Всего этого "счастья" мне не довелось испытать.

Но, перебирая в памяти последние дни или, лучше сказать, годы своей работы, понимаю, что работать с каждой учебной четвертью становилось все сложнее и что самое главное — бессмысленнее. Зачем давать задания, когда есть на них ответы в Интернете? И ими пользуются все — и двоечники, и отличники.

Родители довольны, потому что они вдруг стали "понимать" в английском благодаря ГДЗ и подсказывать детям младших и средних классов, как выполнить задания, попутно поясняя им, что они хорошо учились в школе и помнят, что такое "Present Perfect Continious", например, и другие сложности. И все детки стали приходить с идеальными домашними заданиями, а мамы с нетерпением ждать от учителя отличных оценок.

И это только одна беда. Второй для меня, как и для всех теперь, были смартфоны. Борьба с ними выматывала, отнимала силы. Перед каждым уроком собери, а у кого-то в кармане остаётся запасной, и таких предприимчивых учеников в каждом классе не один.

И ещё. Урок учителя утратил свою ценность и значимость, а с этим ушёл и смысл моей работы. Как это? А так: с урока бесцеремонно забирались дети на мероприятия, репетиции, собрания волонтёров и прочую воспитательную активность. Такого не было раньше. Урок превыше всего был в школе. Был. И не стал!

И, разумеется, моя зарплата. За 26 часов со всеми заслугами: "Отличник просвещения", высшая категория, 38 лет стажа где-то около 16 тысяч.

Эти мелочи сподвигли меня на уход из школы.

А что же толкает теперь увольняться молодых учителей из школы? Читаем в профессиональном сообществе:

"За этот год пришла к мысли, что больше не хочу работать в школе. Просто категорически. Отработала 6 лет и больше не могу даже представить, что пойду ещё хотя бы на один год в школу. Не знаю как в других школах, но у нас ученики хамоватые, родители их воспитанием мало занимаются, контингент оставляет желать лучшего, мотивация к обучению низкая. Веду в 6-х классах. Половина детей каждого класса на уроках занимается ничегонеделанием. Мне становится страшно. Ведь важно видеть отдачу от детей. А тут она идет от единиц".

И ладно бы, если бы она была одинока в своём желании уйти. Ведь "ничегонеделание" детей в конце учебного года — это не причина для ухода. Видимо, виноваты не только дети, есть и другие поводы для увольнения. Что же ей отвечают коллеги?

"Уходите, даже не задумывайтесь. Те, кто ушли, счастливы, все себя нашли. В современной школе работать стало невыносимо, надо бежать, если хочешь сохранить свое здоровье. Молодым надо уходить сразу, чтобы не засосало это болото. Правильно делают те, кто уходит. Стаж мой 30 лет, началка. Жалею, что выбрала эту профессию, ума в молодости не было. Хотя первые лет 15 работу свою очень любила, но теперь пришло полное разочарование. В деревне уйти некуда просто, а в городе давно бы ушла".

Как я и написала - школа изменилась и очень сильно. Вот что пишет одна из коллег:

"Так случилось, что работала в школе в 90-х, затем в начале 2000х и пришла в 2021. Хватило на 2.5 года. Это небо и земля...опустили Учителя ниже плинтуса. Никакой здравомыслящий и уважающий себя человек не будет работать в школе".

Человек ощутил разницу. А она очень заметна. Невыносимые условия в современной школе. Не уходят те, кому некуда уйти или те, кто сумел надеть на себя непробиваемый панцирь из крепких нервов.

И вот читаю перекличку решивших уволиться учителей. А их не один и не два, а целая плеяда:

"Написала заявление на отпуск с последующим увольнением. Куда? Понятия не имею, но твёрдо знаю, что в школу на данном этапе жизни - не вернусь".

И ей вторят коротко и категорично:

"Аналогично!"
-2

И, наверное, с десяток. На одной только страничке. Господа чиновники от просвещения и образования, вы читаете учительские чаты? Вам не страшно видеть подобные откровения:

"Интересно, КТО будет учить детей в школах, когда уйдут те, кто работал давно и долго. Уйдёт, конечно, по понятным причинам и их много.
Но возникает вопрос про страну, города и в целом, общество, которое глупеет, тупеет, становится агрессивно-наглым, не желающим познавать и все такое.
Разумеется, не все такие, но с ужасающей быстротой прибавляется число откровенно равнодушных, чёрствых, не умеющих связать двух слов школьников. А они превратятся в таких же взрослых, не дай бог, которые придут в школы..... Круг замкнётся и станет порочным.
Родители будущих школьников! Не убивайте в них пытливость, любопытство и жажду познания! Не давайте детям вместо общения эти долб....ые гаджеты! Читайте много и часто и это не архи какие усилия!
Дети же тупеют, а вам с ними потом жить! А кому-то их и учить, работать и тоже жить....
Надежда не умирает, есть интересные дети, есть еще почти идейные педагоги, но ничто не вечно.....
У вас и у многих это от усталости и это понятно.
Может в конце отпуска все встанет на свои места....

И оптимизма по поводу будущего образования не наблюдается:

"Не встанет (на свои мест). Всё слишком давно и безнадежно запущено. Адская машина цифровизации образования все ближе. Живые умные учителя в будущем будут у элиты в дорогих частных школах, а остальных будет учить ИИ. Цифровые платформы почти готовы. Идейные учителя... а ради чего? Это пережиток прошлого. При капитализме давно живем. Лучше себя поберечь. Родителям не до своих детей, а учителям всех чужих детей спасать? Своих бы не потерять".

Учителям в современной школе созданы такие условия, при которых учить качественно просто невозможно. Если ты работаешь за двоих, то где же у тебя будут силы на проверку тетрадей, сочинений, изложений?

"Учителей не хватает, работающим учителям приходится брать на себя дополнительную нагрузку. Вот у нас 2 учителя математики в этом году ушли в декретный отпуск, это, замечательно, конечно, но сил моих нет вести столько часов плюс электронный журнал. А больше некому. Тоже собираюсь уволиться, стаж 25 лет, пять лет до получения пенсии, но я устала".

Разве у тебя останутся силы на творческие задания и живую интересную беседу с классом, когда от тебя требуют отчёт сегодня и срочно, который нужно было сдать ещё вчера, а может быть, уже завтра?

Разве может учитель проверить заранее эти дебильные цифровые задания, которые сплошь и рядом с ошибками, и при выполнении которых правильные ответы ученика засчитываются как неправильные?

А разве в состоянии дети выполнить все цифровые задания по всем предметам? И это понимают учителя, потому что дома они сами вместо своих детей делают эти ЦДЗ и не скрывают этого? Это, скажите, нормально для школы?

А разве учителя не измотаны отсутствием нормальных учебников и необходимостью изощряться и выкручиваться, чтобы идти в унисон единым программам, а ещё умудриться написать с детьми ВПР на нужные школе оценки, чтобы не расстроить руководство и не снизить рейтинг школы?! А за ОГЭ и ЕГЭ тоже спросят с учителей — как учили и научили ли.

-3

Нет, эту школьную "кашу" с её приправами оценит только тот, кто попробует ею питаться хотя бы год-два. Оценит и поймёт учителя только тот, кто пройдёт по шумным школьным коридорам, проведёт восемь уроков и в течение семи перемен будет искать нужный кабинет, класс, будет попутно решать возникшие у детей проблемы, сдавать отчёты, заполнять журнал и т. д и т. п.

А потом он отнесёт домой тетради нескольких классов и проверит их часика за два-три с большим удовольствием, (помня, что он работает по призванию, и никто его не заставлял идти в учителя), и это занятие будет вместо общения с собственными детьми или с мужем.

А после этого, далеко за полночь, он может отдохнуть лёжа с учебником или методическим пособием, а может быть, готовясь к открытому уроку или собирая в папку грамоты и справки для грядущей аттестации. Часа четыре ему хватит на сон, потому что он стремится стать идеальным учителем — таким, о котором мечтают родители.

-4

Мне повезло. Родители не напрягали — были вполне нормальные и адекватные. Но времена изменились, если даже учителя-мужчины увольняются из-за родителей:

"Проработал в школе 7 лет. Ухожу в отпуск с последующим увольнением. Отдельным родителям посоветовал пройти переподготовку и прийти в школу работать учителем, т.к. они лучше знают, как учить".

Думаю, что не виноваты ни мы, учителя, ни они, родители. Школьное образование разваливается, оно резко меняет свою сущность, превращая учителей в персонал, обслуживающий прихоти чиновников-цифровизаторов.

Учителям не дают возможности учить, их постоянно дёргают, загоняют в какие-то чиновничьи акции, события, активности и действия, весьма далёкие от традиционного преподавания предмета.

В погоне за Западом Минпрос потерял лучшую когда-то систему образования. В результате — учителя виноваты во всех огрехах нашего образования, и родители, естественно, недовольны. Куда деваться учителям? Они увольняются.
Цитаты некоторые брала в
этом сообществе.

Вот такие мои мысли, уважаемые читатели! То есть ещё раз убеждаемся, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Спасаем себя сами! Современное образование, видимо, уже не поможет. Всем большое спасибо! И до новых встреч!