Происходило это всё на фоне антисемистких течений. Рудольф Врба, словацкий парень, в 15-летнем возрасте был отчислен из гимназии. Когда узнал, что евреев депортируют из страны он хотел сбежать, но был схвачен и помещен в концлагерь Новаки, оттуда он попытался сбежать, однако его снова схватили и направили уже в лагерь смерти Освенцим. Происходило это всё летом 1942 года.
Освенцим – концлагерь и лагерь смерти фашисткой Германии, куда по разным данным были «депортированы» от 1,3 до 1,6 млн человек, уничтожены около 1 млн человек.
Жизнь в лагере смерти
Под выжженным на руке номером 44070, именно столько человек уже было доставлено в Освенцим, Рудольф проработал почти 2 года. Он понимал, что из лагеря никто не выходил живым, но тем не менее, с Альфредом Ветцлером, таким же узником, они мечтали освободиться и продумывали план побега.
- Работал Рудольф сначала к группе «Канада», где перебирались вещи вновь прибывших осужденных, чистили вагоны прибывших заключенных от крови и испражнений, а позже и в самом крематории. Здесь постоянно стоял невыносимый запах трупов и гари, и сами СС-овцы не заходили туда.
Там, сидя за печами, 19-летний Рудольф и 26-летний Альфред и придумали, как сбежать. Ведь им говорили, что везут на новое место жительства, и тем людям, которые едут сюда до сих пор говорят тоже самое, а за этими решетками и колючей проволокой никто не знает, куда на самом деле они попадают, надо сказать внешнему миру, думали мужчины.
В 1944 году на территорию лагеря завезли большое количество деревянных щитов, которые предназначались для строительства новых бараков, ведь заключенных всё прибывало и прибывало по 10 поездов в день в 40-50 вагонах-скотовозках, в которых до отказа были набиты люди. Люди не понимали, куда они попали, им говорили, что везут на новое место жительства, поэтому у всех были свои мешки личных вещей, сбережения и одежда.
Их быстро делили на две группы – мужчины и женщины, затем из каждой группы ещё отбирали по несколько десятков человек, для работы, остальных направляли сразу же «принять душ», так говорили фашисты вновь прибывшим, которых на самом деле запирали в темное помещение и убивали газом.
Сбежать было практически нереально, каждое утро и вечер делали перекличку, и если обнаруживали, что кого-то нет, тут же поднимали сыщиков с десятками собак и обязательно находили беглеца за несколько часов. Им приходил мучительный конец. Но Рудольф и Альфред понимали, что и здесь они обречены на смерть.
Единственным вариантом побега могло стать спрятаться в деревянные щиты и оттуда попытаться выбраться и сбежать. Рудольф уже видел, как щиты были сложены и заметил, что в одной из кучи щитов была образована камера для 1-2 человек.
Побег из лагеря
Парням повезло, ведь их перевели с крематория на перекладку щитов. Так, в апреле 1944 года, Рудольф и Альфред решаются на побег. В один из рабочих дней они залезают в эту камеру между щитами, ничего не подозревающие остальные рабочие заваливают их щитами сверху.
На щиты, поверх себя парни кладут табак, вымоченный в бензине, так они надеялись сбить острый нюх собак, которые непременно их будут искать. Наступает вечер, включается вой сирень – это ищут беглецов.
Так проходит трое суток, беглецов ещё не находят, но всё ещё ищут. К концу третьего вечера к куче щитов подходят охранники лагеря, Рудольф и Альфред слышат их разговор:
«А что, если эти двое спрятались в этой куче?»
«Да тут собаками проходили уже несколько раз»
«Надо проверить»
Так, охранники снимают слой за слоем деревянные щиты и, когда остается буквально один слой, снова слышится звук сирены. «Их нашли!» - крикнули охранники и побежали в лагерь. На самом деле это была сирена отмены поиска.
Теперь предстояло выбраться из этой камеры между щитами и бежать вдоль реки, но парни были настолько обессилены за трое суток, а их конечности отекли, что оставшийся тонкий слой над собой они сдвигали несколько часов, и когда появилась узенькое пространство, парни втиснулись туда. Если бы не искавшие их охранники, которые сняли верхние слои, попытки выбраться из этой деревянной «тюрьмы» были бы тщетны.
Парни осторожно стали продвигаться вдоль реки, которая протекала недалеко от лагеря. Хотелось есть и спать, силы были на исходе, но в ближайших деревнях останавливаться было нельзя, там давно уже не было местных жителей, все дома заселены фашистами, которые сразу же сдавали сбежавших обратно конвоирам.
- Лишь спустя 2 недели беглецы смогли остановиться уже в словацкой деревне Скалайт. Фермер, который их приютил связался с доктором, чтобы он подлечил парней. Доктору то они и рассказали в подробностях, что на самом деле происходит с людьми, которых депортируют на «новое место жительства». Это был первый масштабный и подробный отчет об аде в концлагере Освенцим, который направили в Братиславу.
Однако еврейская община Братиславы пыталась в тот момент договориться с нацисткой Германией и обменять 450 тысяч депортированных жителей на обеспечение немецкой армии. Поэтому не стала публиковать отчёт беглецов, дабы не обидеть и не спугнуть немцев. Германия же их обманула и сотни тысяч человек были направлены и погибли в Освенцим.
Рудольф и Альферд не смогли тогда спасти соотечественников, но их отчет о лагере впервые откроет глаза другим странам, а впоследствии они будут выступать свидетелями на антифашистских процессах.
После войны, Рудольф становится профессором фармакологии, а Альфред-известным писателем.