Найти в Дзене
RissaRius

Теория для ЕГЭ по русскому (теория к каждому заданию)

В прошлой статье я писала о том как мне удалось сдать экзамен на 73 балла за 2 недели. Безусловно, у меня была неплохая база со школы, однако я к русскому не притрагивалась на тот момент 3 года...
Надеюсь собранная мною теория вам поможет.
1 Задание: ВВОДНЫЕ СЛОВА
*Чувства говорящего ( к сожалению, к счастью, по несчастью, странное дело)
*Источник сообщения (по-моему, по словам друга, по мысли автора)
*Степень доверенности (по всей вероятности, помимо, несомненно, очевидно, пожалуй)
*Связь мыслей (итак, например, главное, во первых, одним словом, так сказать) ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ
*Пример: например, так, в частности
*Подведение итога: итак, таким образом
*Дополнение: кроме того, помимо того
*Следствие: следовательно, таким образом
*Уточнение: иными словами, иначе говоря
*Противопоставление: напротив, наоборот, впрочем
*Порядок следования мыслей: во первых... с одной стороны..
*Последняя мысль в ряду: наконец, в конце концов
*Уверенность адресанта в истинности сообщения: конечно, несо

В прошлой статье я писала о том как мне удалось сдать экзамен на 73 балла за 2 недели. Безусловно, у меня была неплохая база со школы, однако я к русскому не притрагивалась на тот момент 3 года...
Надеюсь собранная мною теория вам поможет.


1 Задание:

ВВОДНЫЕ СЛОВА
*Чувства говорящего ( к сожалению, к счастью, по несчастью, странное дело)
*Источник сообщения (по-моему, по словам друга, по мысли автора)
*Степень доверенности (по всей вероятности, помимо, несомненно, очевидно, пожалуй)
*Связь мыслей (итак, например, главное, во первых, одним словом, так сказать)

ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ
*Пример: например, так, в частности
*Подведение итога: итак, таким образом
*Дополнение: кроме того, помимо того
*Следствие: следовательно, таким образом
*Уточнение: иными словами, иначе говоря
*Противопоставление: напротив, наоборот, впрочем
*Порядок следования мыслей: во первых... с одной стороны..
*Последняя мысль в ряду: наконец, в конце концов
*Уверенность адресанта в истинности сообщения: конечно, несомненно, очевидно
*Неуверенность адресанта в истинности сообщения: наверное, возможно.

НАРЕЧИЯ
*Наречия времени: дальше, затем, потом, тогда, наконец
*Наречие места: там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда
*Наречие причины: потому, поэтому, оттого
*Наречие меры и степени: несколько, настолько, так, совсем, почти, примерно, приблизительно
*Наречие образа и способа действия - так
*Наречие цели: зачем

*Местоименное наречие: затем, там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда, потому, поэтому, оттого, насколько, настолько, так

МЕСТОИМЕНИЯ
*Личные- я ты он она оно они мы вы
*Притяжательные- мой твой наш ваш их свой
*Указательные - это этот такой всякий
*Определительное - весь всякий сам самый все каждый иной любой другой
*Относительные - кто что какой каков который чей сколько
*Неопределенные - некий какой-то ничто нечто
Относительные местоимения и союзные слова - это одно и тоже

СОЮЗЫ и СОЮЗНЫЕ СЛОВА
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
*Соединительные: и да (=и) также тоже
*Разделительные: или либо
*Противительные: а, но, да(=но), однако, же
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
*Изъяснительные: что чтобы
*Обстоятельные: времени- когда, места- где куда откуда
*Образа действия, меры степени: столько, насколько, так, до такой степени, до того, такой
*Причины: так как, потому что
*Условия: если, если бы
*Уступки: несмотря на то что, хотя
*Цели: чтобы
*Следствия: так,что

ПРЕДЛОГИ
ПРОИЗВОДНЫЕ:
*Пространственные - вокруг, перед, между, вслед за, около
*Временные: в течение, накануне, в ходе, в продолжении, на протяжении
*Причинные: В силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине, в\вне зависимости
*Объективные: на\засчет, относительно
*Уступки: несмотря на
*Орудийные: путем
*Сопроводительные: согласно

ЧАСТИЦЫ:
*Формообразующие: пусть,пускай,давайте, да, давай, бы,бывало
*Отрицательные: не, вовсе не, далеко не, отнюдь, никак
*Вопросительные: ли, неужели, разве
*Указательные: вот,вон
*Усилительные: именно, как раз, прям, точь-в-точь, только,лишь, исключительно, почти что, единственно, даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все , едва ли, вряд ли
*Ограничительное - выделительное: лишь, только


2-3 ЗАДАНИЕ - Работа с текстом, тут лишь просто читать и понимать

4 ЗАДАНИЕ - ударения на яндексе есть хороший тренажер который поможет отточить навык

https://yandex.ru/games/app/222692#app-id=222692&catalog-session-uid=catalog-94776163-9376-5331-85ca-7c938bbf7115-1715891557405-4619&rtx-reqid=14359520090458894872&pos=%7B%22listType%22%3A%22played%22%2C%22tabCategory%22%3A%22common%22%7D&redir-data=%7B%22http_ref%22%3A%22https%253A%252F%252Fyandex.ru%252Fgames%252F%22%2C%22rn%22%3A706475452%7D

-2

5 ЗАДАНИЕ - Паронимы, тут тоже в целом на понимание. Можно найти список паронимов в интернете, но они мне не помогали. Я ориентировалась на суть. Плюс оттачивала это задание на РЕШУ ЕГЭ

6 ЗАДАНИЕ - самой уже это не нравится, но к сожалению или для кого-то к счастью, тут тоже читать и понимать. Задание с лишним словом легкое. А вот заменить какое-то слово на правильно, тут уже по сложнее.

В ЗАДАНИЯХ 2-6, нужна практика, практика и еще раз практика...

7 ЗАДАНИЕ

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
*Комбинированные - два, пять
*Собирательные - двое, пятеро
*Порядковые - двадцать пять, две пятых
ПО СОСТАВУ:
*Простые - два,пять
*Сложные - двести, пятьсот
*Составные - двадцать пять, две пятых

*Им, Вин падеж - сто девяносто сорок
*Остальные падежи ста девяносто сорока
*Собирательные числительные употребляются с существительными м.р. - трое студентов, двое юношей но ТРИ сестры
*Полтора, полторы, полутора
муж\ср. р - полтора, ж.р - полторы

*Им, вин падеж - полтораста
*Остальные падежи - полутораста

*Сущ (м\р)
на а\я:

адреса, доктора, директора, колокола, мастера, недра, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, тополя, якоря

на ы\и:

векторы, вызовы, десны, договоры, инженеры, конструкторы, ЛЕКТОРЫ, жильцы, прессы, полны, снайперы, ректоры, тренеры, фронты, шоферы.

*Родительный падеж (мн.ч)
1) Парные предметы - погон, ботинок, валенков, сапог, чулок, кроссовок.
НО: носков, гольфов
2) Название воинских групп: партизан, солдат, гусар
3) Фрукты\Овощи - яблок, вишен, черешен, слив
НО: абрикосов, апельсинов, помидоров, мандаринов, томатов, баклажанов

*Другие слова с нулевыми окончаниями:

вафель, петель, туфель, цапель, кастрюль, блюдец, полотенец, брызг, макарон, сплетен, кочерег, черег, свадеб, кушаний, печений, побережий, подземельный, ожирений, оладий, сидений, сомнений, сандалий, усилий, яслей, кисель, плеч, деревень, кухонь

*Слова с окончание - ов\ев:

рельсов, консервов, верховьев, кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, устье, хлопьев

*Прилаг\нареч - умный - умнее (более умный) - умнейший (самый умный)

*Ослаблен в образовании форм гл: н.в
1 лицо: попробуем, ездим, машу, испечем, предупрежу, жильем, разожгем
2 лицо: бережешь, стережешь, мойте
3 лицо: хотят, Стрижет, разожжет, печет, сыпет, сыплет, щиплет, щипает, глохнут
П.в - замерз, окреп, промок, сох

*Повелительное наклонение
Ехать - поезжай, поезжайте (не ехай, езжай, едь)
Заезжай, заезжайте ( не заедь)
Выезжай, выезжайте (не выедь)
Ездить - езди, ездите (не ездий)

*нет слова подскользнуться, есть поскользнуться
*нет слов придти, прийду\ есть прийти и приду

8 ЗАДАНИЕ (Для многих сложное задание, напишу его максимально сжато. Если потребуется распишу это задание в другой статье)
* Нарушения построения с несогласованными приложениями
НАПРиМЕР - он думает о озере "Байкал" НЕ - он думает о озере "Байкале"
*Неправильное расположение опред слова - там будет очень сильно резать слух...
*Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
НАПРИМЕР: Те, кто был в ялте, не могли .... (правильно - не мог) - видите тут тоже слух режет
*Неправильное употребление составного сочинительного союза

Неправильно:
В народном творчестве о Байкале не только звучит ....... , но и ......

Правильно:
В народном творчестве о Байкале звучит не только ..... , но и ....

* Нарушение построения сл. предложения
НАПРИМЕР: Я не понял, что доступно (ЧТО здесь лишнее)

9 ЗАДАНИЕ

ВИДЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ:
1)Проверяемые
2)Чередующиеся ( гора гар)
3)Непроверяемые (березовый)

ГРУППА 1 СМОТРИ НА суффикс а е\и

бер-бира
дер-дира
Блест\ск-блиста
жег -жига
мер-мира
пер-пира
стел-стила
гер-гира
чет-чита

о\а
кос-каса

ГРУППА 2 СМОТРИ НА УДАРЕНИЕ, БЕЗ УДАРЕНИЯ ПИШИ О
гор-гар
твор-твар
клон-клан
БЕЗ УДАРЕНИЯ ПИШИ А
зор-зар
искл - утварь,изгарь,выгарки

ГРУППА 3
лож-лаг
раст-рос-ращ
скоч-скач
Искл - полог, отрасль, росток, скачок, скачу, получить ожог, но ожег руку
гл ожег всегда е

ГРУППА 4 СМОТРИ НА СМЫСЛ
мок-мак (полностью мокнуть, но обмакнуть)
ровн-равн (ровно - гладко, уравнять)
плов-плав-плыв: если человек то плов, пловец
искл: равнина, уровень, ровестник

ГРУППА 5 КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
а(я) - им а
а(я) - ин а
Н: понимать-понять, обнять обнимать

10 ЗАДАНИЕ
*Приставки з\с
*Написание и\ы после приставки
взыскать,сыграть,безымянный

Правило не касается русских приставок сверх, дез,дис, супер, транс, пост, контр и приставки на гл звук
Исключение: взыскать, взирать

Приставка ПРИ имеет значение:
1)Приближение, близость, присоединение
2)Неполное действие
3)Действие доведенное до конца
Приехать, приоткрыть, пристрелить

Приставка ПРЕ имеет значение:
1) Очень
2) Значение, близкое к приставки ПЕРЕ
премилый преодолеть

Написание разделительного ь и ъ
ъ
пишется после приставок заканчивающиеся на согл звук и корней двух, трех, четырех перед буквами Е Ё Ю Я

ь
пишется в корне слова (пьеса)

ничего
ничего не пишется после приставок и корней двух, трех, четырех перед буквами А О У Э

-3

---------------------------------------------------------------------------------------------

Первая часть статьи подошла к концу. Смотрите другие статьи на задания 11 - 26
Надеюсь вам поможет данный материал к подготовке к ЕГЭ по русскому.