Очень часто уже в старших классах школы ребята пробуют себя в роли исследователя, разрабатывая свои научные проекты. Однако одно дело - выполнить и достойно представить проект в устной форме, и совсем другое-написать на его основе свою научную статью, ориентируясь на все нормы создания подобных текстов.
Прежде всего следует понять, чем отличается научная статья от, например, реферата. Реферат представляет собой обобщение и изложение уже проведенных исследований в какой-либо области, а научная статья должна содержать элементы собственного исследования. Например, можно провести соцопрос и проанализировать его результаты. Также научная статья отличается и от публицистической статьи в СМИ. Целевая аудитория научной статьи – специалисты в определенной области, соответственно научная статья должна быть информативной и понятной именно для них, что включает в себя и определенную структуру, и следование нормам научного стиля речи.
Структурно научная статья состоит из метаданных, введения, основной части, заключения и библиографического списка.
Метаданные статьи – это краткая информация о работе, своеобразная «визитная карточка». Они включают в себя фамилию, имя и отчество автора, его аффилиацию (т.е. организацию, представителем которой он является, к примеру, номер школы, и ее местоположение,), ключевые слова (перечень основных слов, по которым статью можно будет найти в электронной библиотеке) и аннотацию. Об аннотации следует сказать отдельно. Она представляет собой краткую характеристику статьи, ее темы, актуальности, методов и результатов. Знакомясь с аннотацией статьи, читатель принимает решение, следует ли ему читать всю данную статью, соответствует ли она его научным интересам. Поэтому аннотация должна быть максимально информативной и точно соответствовать содержанию статьи. Стандартный объем аннотации – 100-150 слов. Отметим также, что часто метаданные дублируются на иностранном (преимущественно английском) языке.
Введение статьи представляет собой некий «методический паспорт» работы. Во-первых, в нем обозначается цель и задачи работы. Цель – основное, на что направлена статья. Как правило, целью является анализ какой-либо ситуации, либо разработка решения проблемы. Задачи – это те шаги, которые выполняются для достижения цели. Соответственно, цель у работы одна, а задач – несколько. Далее в статье раскрывается ее актуальность – то, для чего пишется статья, почему она важна. Например, актуальность может лежать в области применения проекта. Также во введении перечисляются методы, которые были использованы при проведении исследования или работе над проектом и приводится краткий обзор источников. Следует помнить, что любое исследование не является полностью автономным, оно всегда имеет некую научную базу.
В основной части статьи последовательно излагаются результаты исследования в соответствии с такими нормами научного стиля как: логичность изложения, отсутствие эмоциональности, обезличенность, «научное «мы»» (не «я проанализировал», а «нами был проведен анализ»), использование конструкций в страдательном залоге. В основной части статьи могут присутствовать графические элементы (диаграммы, схемы и т.д.), каждому подобному элементу присваивается номер и название, на него приводится ссылка в тексте статьи («Диаграмма 1 демонстрирует, что….»).
В заключительной части статьи в краткой и обобщенной форме излагаются основные результаты: то новое, что было сделано в статье.
В библиографическом списке, как правило, в алфавитном порядке указываются конкретные работы и их авторы (нельзя в качестве источника просто привести ссылку на сайт, необходимо указать название статьи и ее автора на этом сайте).
Теперь вы готовы написать свою первую статью!
#Россия1 #КласснаяТема #ТопБЛОГ #РоссияСтранаВозможностей