Семья и взаимоотношения персонажей в романе Льва Толстого “Война и мир” занимают центральное место в канве повествования. Толстой развертывает перед читателем картину русского общества начала XIX века, где семья является основной ячейкой, определяющей социальную структуру. Автор показывает разные модели семьи через призму исторических событий и личных драм. В каждой семье — Ростовых, Болконских, Курагиных — своя уникальная атмосфера, свои радости и трагедии.
В семье Ростовых всегда царит любовь и тепло. Граф Илья Андреевич Ростов и графиня Наталия Ростова окружают заботой своих четверых детей - Веры, Николая, Наташи и Пети. Они живут их интересами, переживаниями, радостями и горестями. Отношения между родителями и детьми основаны на полном доверии друг к другу. Эта семья символизирует беспечность аристократии того времени – они не задумываются о завтрашнем дне, живут радостями текущего момента.
Противоположностью является семья Болконских: старый князь Болконский строгий и деспотичный родитель, и его дети - Андрей и Мария. Девушка жертвует личным счастьем ради выполнения «дочерних обязанностей». В этой семье мы видим жесткий порядок, требование выполнения долга перед отцом и наследственных традиций. Отец деспотичен, но все его поступки направлены на благо детей.
Не менее интересной для анализа является семья Курагиных: графиня Алёнa играет на скрипке общественного одобрения, а её брат Анатоль выступает как символ безудержной чувственности и импульсивности.
Чтобы лучше разбираться в персонажах "Войны и мира", их взаимоотношениях, я обращалась к фильму Сергея Бондарчука 1967 года. А о самом интересном при съемках этого фильма я узнала из этого видео:
Но всё-таки, давайте продолжим изучать персонажей и их отношения между собой.
Пьер Безухов — ключевой персонаж романа “Война и мир”. Это неокрепшая душа, богатый наследник, пытающийся найти смысл жизни. Через его переживания и внутренние преобразования отражается философская основа произведения. В романе это символ человеческого стремления к познанию, доброты и истины в хаосе эпохальных событий.
Одна из основных любовных линий - любовный треугольник, который разворачивается между тремя ключевыми персонажами: Пьером Безуховым, Андреем Болконским и Наташей Ростовой. Наташа — олицетворение юности и страсти, вихрь эмоций и живости. Андрей — глубокий, замкнутый, утомленный войной аристократ, находящийся в поиске смысла жизни. Пьер — неуклюжий наследник огромного состояния, жаждущий найти свое предназначение. Их отношения начинаются с обручения Наташи и Андрея, которое прерывается из-за его решения отложить свадьбу на год из-за обещания, данного отцу. В это время Наташа сталкивается с очаровательным донжуаном Анатолем Курагиным и поддается его ухаживаниям. Это приводит к разрыву с Андреем. После этого конфликта сердце Наташи заполняет Пьер Безухов, который всегда испытывал к ней теплые чувства. Отношения между ними развиваются постепенно: через дружбу, поддержку в трудные моменты жизни до возникновения глубокого чувства любви. Их союз стал символом победы любви над обстоятельствами.
Чтобы лучше окунуться в атмосферу танца Наташи и Андрея на балу, предлагаю прослушать данную композицию:
Ещё одна любовная линия возникает между Марией Болконской и Николаем Ростовым. Их отношения начинаются с дружеских, при этом Николай обручён с Соней, своей двоюродной сестрой. Однако после тяжелых испытаний, потерь в семье и финансовых затруднений он начинает видеть в Марии не только богобоязненную женщину, но и душевную красоту. Мария всегда чувствует к Николаю нежные чувства и готовность помочь ему. Смерть Андрея Болконского – брата Марии – становится переломным моментом для обоих персонажей. После этого происходит изменение в душе Ростова: он понимает ценность Марии как человека и начинает любить её.
Их любовная линия завершается тем, что после всех препятствий они поженились. Их отношения основаны на глубоком уважении друг к другу, поддержке в трудности и способности видеть за поверхностью характера настоящую ценность личности. Это подчёркивает значимость моральных ценностей перед лицом переменчивости общества тех времён.
Отношения между князем Андреем и Лизой — это плетение страсти и трагедии. Князь Андрей, глубокий и мыслящий, женится на веселой и легкомысленной Лизе. Их союз наполнен внешним блеском, но скрывает разрывы в понимании. Андрей ищет смысл жизни на полях сражений, а Лиза - в светских балах. Она любит его ярко, но без глубины его души; он ценит её красоту и живость, но чувствует утомление от поверхностности её интересов. В браке они одиноки, как звезды на разных орбитах. Трагедия разгорается с рождением сына: Андрей уходит на фронт, а Лиза умирает при родах. Их любовь оборвана несчастным случаем; то, что начиналось как романс, заканчивается болью потери для Андрея.
В романе Льва Николаевича действительно очень много семей. Чтобы ориентироваться в героях, мне пришлось прибегать не только к тексту произведения, но и к семейным древам романа. Предлагаю взглянуть на них:
Рассказывая о переплетении всех этих линий, Толстой задевает фундаментальные вопросы: что такое настоящее благородство? Что может быть пределами самопожертвований? Где тонкая грань между исполнением «супружеских обязательств» и потерей самого «Я»?
Таким образом, роман “Война и мир” поистине можно назвать эпическим осмотром всех фасадов человеческих взаимосвязей в рамках одной из основополагающих клеток общества - семью.
Ну и напоследок: что думает по этому поводу эксперт? Скорее смотрите интервью, чтобы узнать!
СПИСОК НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1)Сухих И.Н "Война из-за `Войны и мира`. Роман Л. Н. Толстого `Война и мир` в русской критике и литературоведении". - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 480 с.
2)Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л., 1977 С. 220-223.
3)Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». - М.,1987. С. 3-57.
4)Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». - М., 1978. С. 5.
5)Архангельский А. «Война и мир» как роман и как миф / А. Архангельский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/DVVdOmJgtes (дата обращения: 04.12.2020).