Найти тему
Книжный мiръ

«Молится кто-нибудь и теперь, ибо - держится Россия!». 220 лет со дня рождения поэта, художника и публициста Алексея Хомякова (1804–1860).

Оглавление

«Не верю я любви к народу того, кто чужд семье, и нет любви к человечеству в том, кто чужд народу». (Алексей Хомяков)

Алексей Степанович Хомяков. Имя современному читателю малоизвестное, хотя в дореволюционной России сочинения писателя были включены во все школьные и гимназические хрестоматии; его труды многократно переиздавались, стихотворения вошли в Полное собрание сочинений, вышедшее четырьмя изданиями в Москве и за границей. В советское время о творчестве Хомякова надолго забыли, лишь  в 1969 году в Большой серии «Библиотеки поэта» вышел его сборник «Стихотворения и драмы».  

А. С. Хомяков. Стихотворения и драмы. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969 (Библиотека поэта. Большая серия)
А. С. Хомяков. Стихотворения и драмы. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1969 (Библиотека поэта. Большая серия)

Сложно обнаружить сферу деятельности, где бы не нашел применения своим знаниям Алексей Хомяков: социолог, философ , теолог и публицист, основатель славянофильства, исследователь мировой цивилизации, автор многотомных «Заметок о всемирной истории», экономист, предлагавший множество реальных способов уничтожения крепостничества, помещик, постоянно совершенствующий сельскохозяйственное производство, изобретатель  дальнобойного ружья и  новой паровой машины-сеялки, запатентованной почему-то в Англии, врач-гомеопат, художник, иконописец, полиглот-лингвист и, естественно, писатель  - поэт и драматург.  Во всех перечисленных ипостасях Алексей Степанович проявлял себя как высочайший профессионал, а помимо этих «основных» занятий имел многочисленные временные увлечения-хобби, например, разрабатывал сложные артиллерийские снаряды в период Крымской войны, занимался геологическими изысканиями в Тульской губернии, создавал проекты улучшения качества жизни алеутов, разрабатывал «способы улучшения зимних дорог укатыванием». Крайне разносторонняя и увлекающаяся личность! И ведь заметьте – не для собственного обогащения или славы старался, стремился пользу Отечеству принести.

И сегодня удивляет поныне великая любовь писателя к Родине. По словам Александра Блока, «Любовь эту знали Лермонтов, Тютчев, Хомяков, Некрасов. Успенский, Полонский, Чехов». Достойное место в ряду великих.

В самом конце девятнадцатого  века известный русский историк К. Н. Бестужев–Рюмин выразил всеобщее возмущение российской интеллигенции:

«Стыд и срам русской земле, что до сих пор в Москве Собачья площадка (где жил Хомяков) не зовется Хомяковской и не стоит на ней его статуя. Хомяков! Да у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин!»

… Нет в нынешней Москве Собачьей площадки, растворившейся в  бетонных конструкциях Нового Арбата, не сохранился и дом, где когда-то  проживал писатель. Родился он, правда, неподалёку, на Ордынке, в хорошем старомосковском дворянском местечке. Отец его, Степан Александрович, рафинированный европеец и англоман, стал одним из основателей московского Английского клуба, несмотря на долгую российскую родословную, где все как один его предки с ХV века верой и правдой служили государям, передавая из поколения в поколение закрепленные за ними почётные должности стряпчих и ловчих (придворных чиновников и организаторов царской охоты). Родовое достоинство папаша заменил на азартные игры, просадив в карты миллион рублей, после чего был отстранен властной и строгой супругой от управления огромным и отчасти порушенным хозяйством. Мария Алексеевна сама занималась ранним воспитанием сына, привив ему  глубочайшую религиозность и аскетическое поведение  - черты, всегда отмечаемые современниками писателя. Затем добавились и домашние учителя - французский аббат Буавин, грек Арбе, доктор словесности Глаголев, математик Щепкин (родственник великого актёра). Стоит ли удивляться развитию многочисленных способностей юноши, который не достигнув пятнадцати лет, перевёл «Германию» Тацита, опубликовав работу  в «Трудах Общества любителей российской словесности». В 1821 году Алексей сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете, и в том же году юноша проникся идеей освобождения греческого народа от турецкого ига, чему немало способствовал его бывший гувернер и учитель Арбе, связанный с повстанцами.  С небольшой суммой денег в кармане и огромным ножом на поясе пылкий и вдохновленный Алёша тайно покинул отчий дом, куда его вскоре вернули, не избавив однако от убеждения, что какое бы то ни было рабство не имеет права на существование на земле:

Одно мой внемлет слух,
Одно в моих очах —
Лишь стоны, смерть и кровь,
Ужасный вид сраженья,
И гибель эллинов
Средь праведного мщенья.

Вскоре Алексей поступил на военную службу в Астраханский кирасирский полк, затем перевёлся в столицу, где свел знакомство с литераторами-декабристами  Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым, печатал свои стихи в «Полярной звезде», но продолжать отношения с новыми друзьями не стал  – их идеи поэт счел незрелыми и легкомысленными, ничего не дающими народу. Весной 1825 года Хомяков отправился в Париж для обучения живописи, там же написал историческую драму «Ермак», но к  военному делу не охладел – вскоре вернулся для участия в Балканской войне с турками, заслужил Анну в петлице, Анну с бантом и Владимира четвертой  степени, после чего вышел, наконец, в отставку в чине штаб-ротмистра.

Далее - обычная и размеренная жизнь состоятельного русского  помещика: зимы – традиционно в Москве, лето – в усадьбах, изредка – Петербург, Киев, Тифлис, где погиб брат Фёдор, соратник Грибоедова, женитьба на сестре известного поэта Языкова Екатерине.  В браке  у Алексея Степановича и Екатерины Михайловны родилось девять детей, из которых двое старших Фёдор и Степан умерли в одну ночь от скарлатины. Свое самое проникновенное стихотворение «К детям» Хомяков написал после этого трагического события:

Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
Стеречь умиленно ваш детский покой,
Подумать о том, как вы чисты душой,
Надеяться долгих и счастливых дней
Для вас, беззаботных и милых детей,
Как сладко, как радостно было!
Теперь прихожу я: везде темнота,
Нет в комнате жизни, кроватка пуста;
В лампаде погас пред иконою свет.
Мне грустно, малюток моих уже нет!
И сердце так больно сожмется!
О дети, в глубокий полуночный час
Молитесь о том, кто молился о вас,
О том, кто любил вас крестом знаменать.
Молитесь, да будет и с ним благодать,
Любовь Вседержителя Бога.
Екатерина Хомякова. Репродукция с дагерротипа. Около 1850 года
Екатерина Хомякова. Репродукция с дагерротипа. Около 1850 года

В течение 30-х годов у независимого помещика-мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую впоследствии и назовут славянофильством. Свои взгляды Хомяков обосновал в статье «О старом и новом», которую он даже печатать не собирался, а подготовил для прочтения в узком кругу единомышленников. Ключевые темы противодействия славянофилов и западников автор обозначил на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве:

«Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».
Алексей Хомяков. Конец 1850‑х гг.
Алексей Хомяков. Конец 1850‑х гг.

Тогда же  он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории», но сочинение, которому Хомяков посвятил более 20 лет жизни, осталось незаконченным и даже фрагменты при жизни его не публиковались. Одновременно активно продолжается его литературная деятельность - стихотворения поэта печатаются в «Европейце», «Библиотеке для чтения» и других журналах, в 1833 году выходит в свет новая драма Алексея Хомякова  «Димитрий Самозванец».

Алексей Степанович Хомяков искренне считал монархию единственно возможной для России формой государственного правления, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра Великого. В то же время публицист ратовал за свободное выражение общественного мнения, за отмену смертной казни, за учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей, а также требовал уничтожения крепостного права.

Взгляды философа всегда очень сильно перекликались с религиозными вопросами, с богословием и православием в целом. Вера, по Хомякову, должна вести человечество прежде всего к созданию радостной гармоничной жизни, любви, добра и благоволения. В совсем небольшой работе «Церковь одна» православный мыслитель говорит о Церкви не как об «организации верующих», или «союзе священников», а о ее единстве и единственности. Алексей Хомяков впервые вводит понятие соборности, под которым понимает духовную целостность Церкви, принадлежащей всему миру в целом и каждому человеку в отдельности. Николай Бердяев написал об учении Хомякова: «Вечно помнить будут Хомякова прежде всего за его постановку проблемы Церкви и за его попытку раскрыть существо Церкви».

Алексей Степанович и умер по-христиански: в 1860 году в Центральной России свирепствовала эпидемия холеры. Добрый помещик самостоятельно лечил крестьян, переезжая в Рязанской губернии из одного села в другое, заразился и скоропостижно скончался в возрасте 56 лет,   не дожив одного года до заветного освобождения крестьян.

Тело Алексея Хомякова перевезли в Данилов монастырь и похоронили рядом с Гоголем и Языковым, но после Октябрьской революции прах всех троих перевезли на Новодевичье кладбище, видимо, сочтя этот новый советский пантеон местом более изысканным и почётным …

Могила Алексея Степановича Хомякова на Новодевичьем кладбище в Москве
Могила Алексея Степановича Хомякова на Новодевичьем кладбище в Москве

Алексей Хомяков «России»

Тебя призвал на брань святую,

Тебя господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую,

Да сокрушишь ты волю злую

Слепых, безумных, буйных сил.

Вставай, страна моя родная,

За братьев! Бог тебя зовет

Чрез волны гневного Дуная,

Туда, где, землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

Но помни: быть орудьем бога

Земным созданьям тяжело.

Своих рабов он судит строго,

А на тебя, увы! как много

Грехов ужасных налегло!

В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймена;

Безбожной лести, лжи тлетворной,

И лени мертвой и позорной,

И всякой мерзости полна!

О недостойная избранья,

Ты избрана! Скорей омой

Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья

Не грянет над твоей главой!

С душой коленопреклоненной,

С главой, лежащею в пыли,

Молись молитвою смиренной

И раны совести растленной

Елеем плача исцели!

И встань потом, верна призванью,

И бросься в пыл кровавых сеч!

Борись за братьев крепкой бранью,

Держи стяг божий крепкой дланью,

Рази мечом — то божий меч!

Алексей Хомяков «Мечта»

О, грустно, грустно мне! Ложится тьма густая

На дальнем Западе, стране святых чудес:

Светила прежние бледнеют, догорая,

И звезды лучшие срываются с небес.

А как прекрасен был тот Запад величавый!

Как долго целый мир, колена преклонив

И чудно озарен его высокой славой,

Пред ним безмолствовал, смирен и молчалив.

Там солнце мудрости встречали наши очи,

Кометы бурных сеч бродили в высоте,

И тихо, как луна, царица летней ночи,

Сияла там любовь в невинной красоте.

Там в ярких радугах сливались вдохновенья,

И веры огнь живой потоки света лил!..

О! никогда земля от первых дней творенья

Не зрела над собой столь пламенных светил!

Но горе! век прошел, и мертвенным покровом

Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок…

Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом,

Проснися, дремлющий Восток!

Алексей Хомяков «Не говорите»

Не говорите: «То былое,

То старина, то грех отцов,

А наше племя молодое

Не знает старых тех грехов».

Нет! этот грех — он вечно с нами,

Он в вас, он в жилах и крови,

Он сросся с вашими сердцами —

Сердцами, мертвыми к любви.

Молитесь, кайтесь, к небу длани!

За все грехи былых времён,

За ваши каинские брани

Ещё с младенческих пелён;

За слёзы страшной той годины,

Когда, враждой упоены,

Вы звали чуждые дружины

На гибель русской стороны;

За рабство вековому плену,

За рабость пред мечом Литвы,

За Новград и его измену,

За двоедушие Москвы;

За стыд и скорбь святой царицы,

За узаконенный разврат,

За грех царя-святоубийцы,

За разорённый Новоград;

За клевету на Годунова,

За смерть и стыд его детей,

За Тушино, за Ляпунова,

За пьянство бешенных страстей,

За сон умов, за хлад сердец,

За гордость тёмного незнанья,

За плен народа; наконец,

За то, что, полные томленья,

В слепой терзания тоске,

Пошли просить вы исцеленья

Не у того, в его ж руке

И блеск побед, и счастье мира,

И огнь любви, и свет умов,

Но у бездушного кумира,

У мёртвых и слепых богов,

И, обуяв в чаду гордыни,

Хмельные мудростью земной,

Вы отреклись от всей святыни,

От сердца стороны родной;

За всё, за всякие страданья,

За вский попранный закон,

За тёмные отцов деянья,

За тёмный грех своих времён,

Пред богом благости и сил

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб он простил, чтоб он простил!

Алексей Хомяков. Автопортрет. 1842 год
Алексей Хомяков. Автопортрет. 1842 год

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!