Найти тему
Мировая Экономика

Как наше членство в ВТО подрывает демографию

В эфире Финам фм Михаил Хазин сделал несколько важных пояснений:

Михаил Хазин: В чем беда России? В том, что у нас осталось социалистическое наследство. Мы привыкли, что у нас есть социальное обеспечение. У нас есть какой-то уровень жизни. У нас еще мироощущение… мы еще привыкли к ситуации, когда нам каждый год напоминали, что вот у нас уровень жизни вчера был 62% от США, а сегодня же 64%. Вот все взрослые люди это помнят.

И в этой ситуации невозможно у нас ничего производить. Потому что мы претендуем на зарплаты европейские. Ну, а уровень производства у нас сильно ниже. Мы в этом смысле с китайцами не можем конкурировать, у которых низкая заработная плата.

У нас могло бы быть конкурентное преимущество, за счет чего? Низкие цены на энергоносители как это было в начале 90-х. Ну, я уж не говорю про СССР. Но мы же вступили в ВТО. А первое, что написали нам европейцы по условиям вступления в ВТО, цены на уровень мировых.

Значит, что получается? Мы неконкурентоспособны всюду. Единственный вариант какой? Довести всех до тотальной нищеты, чтобы были готовы работать за 150 долларов в месяц.

Ведущий. Они что, отмороженные что ли?

Михаил Хазин: Вам же объясняли в Госдуме депутаты от Единой России. Теперь все платное. Вот вам, пожалуйста. Вам говорят, отлично. Но проблема в другом. В России, где был такой уровень жизни, в это время рождаемость была 8 человек. Ну там 6. А у нас сегодня один ребенок.

Потому что есть уже правило. Ребенку надо дать образование. Если все платное, то все деньги пойдут на образование этого ребенка. На второго денег не хватит. И демографии не будет никакой. И вы никаким материнским капиталом не поможете.

Картинка из серии фантастических
Картинка из серии фантастических

Ведущий. Да ладно, всегда было тяжело. Ну Михаил, ну всегда было тяжело. В разные времена были свои проблемы. Да ну что ж, не рожать теперь?

Михаил Хазин: Я прошу прощения. Рожать для кого? Чтобы тетки из опеки получали деньги?

Ведущий. Для себя.

Михаил Хазин: Я прошу прощения. Как вы для себя можете родить? В городе рождение ребенка это резкое снижение уровня жизни семьи. Вы рожаете ребенка. У вас двое детей. Нормально. Всего-то двое. Нужно больше. И у вас, соответственно, тетки из собеса, я уж не знаю откуда там, из опеки, приходят и видят, что у вас нет денег на адвоката. И отбирают у вас детей. Потому что им за каждого ребенка платят. А не потому что с директором детского дома...

Я просто вижу, куда все идет. Тренд-то я вижу. Там есть два варианта. Вариант 1. Падут мировые цены на нефть.

Вариант 2. Цены на нефть останутся высокими, но зато будет бешеная инфляция по потребительским товарам. А мы их не производим. Из-за того, что мы хотим в ВТО. Ну и так далее.

То есть на самом деле вся проблема состоит в том, что... Ну посмотрите, что происходит в Греции. И там же абсолютно банальная ситуация. Та же самая, что и у нас. Только мы живем за счет перераспределения нефтяных доходов. Они живут за счет перераспределения денег, получаемых от того, что они брали взаймы. Все.

Но при этом еще на самом деле хуже. Потому что у них там до 70-х годов была какая-никакая внутренняя промышленность. У них была драхма, которая постоянно девальвировалась. И поэтому эта внутренняя промышленность была конкурентоспособна. Она производила товары народного потребления.

Дальше они вошли в ЕС. Вошли, соответственно, в зону евро. Зарплату стали получать в еврах. Стали получать дополнительные деньги за счет того, что они брали кредиты в еврах. И в результате они стали покупать товары ширпотреба: французские, немецкие, датские, швейцарские и так далее. Местная промышленность умерла.

Сегодня стало понятно. Денег больше не дадут. Из зоны евро, скорее всего, выкинут. Если не сегодня, то завтра. И что они делают? Они переходят обратно на Драхму. А товаров в Драхме нет. Производить? А кто будет их производить? Для этого нужны инвестиции. Кто будет делать инвестиции в Грецию? Никто не будет. И это тотальная нищета.

Почему запад способствует улучшению жизни в России?