Найти тему
S.T.A.L.K.E.R. Wiki: Zone Chronicles

S.T.A.L.K.E.R. и фотомонтаж

Оглавление

В попытках привлечь новую аудиторию или сильнее привязать к себе уже имеющуюся разработчики игр время от времени прибегают к (не)большому обману или преувеличениям. GSC Game World в этом плане не исключение. Много кто наверняка сразу же вспомнит из разных интервью много обещаний насчёт функционирования мира игры или каких-то механик. Полноценным обманом это не назовёшь, так как планы могут поменяться по разным причинам, но преувеличений и неаккуратно быстро озвученных амбиций там хватает.

Сейчас мы поговорим именно об обмане, который не страшен и общую картину не меняет, но всё же имеет место, а со временем его появилось достаточное количество, чтобы на это можно было обратить внимание. Речь будет идти о скриншотах и рендерах, которые созданы путём обработки в графическом редакторе.

Скриншоты

2002 год

Первые известные скриншоты, относящиеся к S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost, появились 30 апреля 2002 года в интервью сайту Gamers Click. Оно не сохранилось в полностью рабочем виде, но мы знаем, что в качестве эксклюзива сайту были предоставлены 3 скриншота, из которых достоверно сохранился один (скорее всего, другие тоже сохранились, но пока что не получается узнать, что на них было изображено). На других сайтах всплывали скриншоты похожего плана: они сделаны в том же месте (котельная старого Кордона) и с HUD'ом, который плохо учитывает освещение.

В то время нельзя было сказать наверняка, что было обманом (в подавляющем большинстве случаев), так как не было соответствующих материалов (изображений и сборок игры). Сейчас же всё это есть в изобилии.
В 2018 году на сервисе 
The Wayback Machine появился образ диска для прессы от издательской компании «Руссобит-М». На диске помимо прочего есть готовые HUD'ы-шаблоны в формате .tga, которые можно наложить поверх готового скриншота. Что, собственно, GSC и сделали, создав таким образом более 10 скриншотов.

Разделим скриншоты по шаблонам:

Обратите внимание на скриншоты 5 и 6: они очень похожи, но сделаны немного с разного ракурса. Но по скриншоту 6 можно понять, что на скриншот 5 наложили не только HUD-шаблон, но и добавили растительность, к которой мы ещё вернёмся. Как следствие, и на скриншоте 4 имеющаяся малочисленная растительность тоже ненастоящая.

Обратите внимание на скриншоты под номерами 1 у АК и F2000: у них одинаковый фон, но просто разный HUD, что лишний раз подтверждает использование шаблонов. При этом стоить заметить, что HUD у скриншота 1 у F2000 отличается от приведённого шаблона.

Вот здесь мы возвращаемся к растительности ещё раз: на скриншотах с участием HPSA она также ненастоящая.
Например, скриншот 2 можно сравнить со скриншотом 4 у АК — смотрим под трубы. Под ними есть небольшие кустики травы, но на скриншоте 2 с HPSA этих кустиков не видно. Да, справедливо отметить, что они малого размера, но они всё равно должны быть видны хотя бы размыто: у подножия дальнего здания не должно быть сплошной белой полосы, но она сплошная, так как нет растительности.

Также приведём небольшой набор похожих, честных, скриншотов: места с похожими ракурсами, но без HUD'а. Это ничего особо не доказывает, но дополняет объяснение. Они взяты из презентационного документа S.T.A.L.K.E.R. - Design Document (v1.4).PDF, появившегося в 2013 году (оттуда же взят скриншот 6 у АК).

-8

Вот ещё один пример наложения HUD'а. Скриншот довольно маленького разрешения для всматривания, но есть HUD-шаблон (переделанный в оружейный рендер), по которому можно понять, откуда на скриншоте рука.

-10

Этот скриншот с более сложным подходом. Что здесь поменялось:

  • открытый рот сделали закрытым;
  • немного подправили брови;
  • немного увеличили тень сталкера;
  • пока что отсутствующую геометрию за пределами здания заполнили куском другого скриншота, с забором и деревьями.
-12

Тоже интересный случай. Здесь мы видим сталкера, прячущегося за бочками. Но потом сталкер отходит на задний план, а на переднем появляются разговаривающие друг с другом военные с дорисованными снизу тенями.

Стоит оговориться, что второй скриншот, именно в таком разрешении, появился относительно недавно, в 2021 году, в составе архива koan.7z, внутри текстового файла S.T.A.L.K.E.R. - DD v.2.1.rtf. Но сам факт монтажа, если быть достаточно внимательным, можно было разглядеть ещё в 2002 году, сравнивания исходный скриншот с маленькой иллюстрацией на старом сайте игры (они появились с разницей в почти 3 месяца):

-14

2003 год

В этом году GSC также воспользовались возможностями графического редактора, но более искусно.

Здесь мы видим поверженных врагов, которых изначально не было.
Что примечательно, скриншоты 1 и 2 появились в сети с разницей в 1 день, 
12 и 13 мая соответственно.

-16

Здесь у нас заимствование главного героя с другого скриншота — это видно, например, по не до конца обрезанным контурам рюкзака (справа) и мизинца (внизу). Также монтаж выдаёт «незаполненная» полоса слева: видно, что винтовка не доходит до границы изображения и есть небольшое пространство, в отличие от исходного скриншота.

Но и исходный скриншот тоже нечестный: как минимум 1 сталкер на заднем плане, который находится сверху, ненастоящий; NPC в то время не могли забраться на такую высоту и очень сомнительно, что разработчики поставили его туда намеренно.

-18
Создан специально для журнала Computer Gaming World
Создан специально для журнала Computer Gaming World

Бойня с плотью, которой нет. К сожалению, исходника у нас нет, но стоит приглядеться и тогда станет понятно, что не совпадают масштабы сталкеров и самого фона. Чтобы они вписывались в окружение, их размер должен быть как минимум раза в 1,5 больше, чем есть на скриншоте. Ну и никогда за всю разработку не было таких брызг крови, как у плоти.

-20

Наложенные солнечные блики.

Рендеры

Такой химеры в течение разработки не было. Настоящая химера с такой же текстурой не обладает такой мимикой морды и не такая худощавая. Если попытаться её реконструировать из реальных текстуры и модели, то выглядеть она будет иначе.

-23

Сохранился рендер кровососа с, на данный момент, утраченным вариантом текстуры. Игровой, настоящий, вариант выглядел по-другому.
Ранее мы рассказывали про это в нашей группе в «ВКонтакте».

-25

Напоследок рассмотрим рендеры сталкеров из архива PR_exclusive.7z. Назвать их обманом нельзя, так как это делалось в рекламных целях, например, для различных обложек или для оформления журнальных статей. Ну и нельзя не заметить опечатку в названии Photoshop — Phoroshop.

Автор: Вадим Vadyanchikus Дроздовский (по всем вопросам касательно статьи пишите ему)
Обложка: 
Вячеслав SlavaR Мурыгин
Реконструкция химеры:
Pirat