Найти в Дзене
Геокарты

Конфессиональная карта чувашей. Часть 1.

Это уже третья конфессиональная карта народов, над которой я работал. В открытом доступе конфессиональную карту чувашей я не нашел. Для начала основной ареал расселения чувашей от KapToMaHT, которую я взял с Викисклада. Для проекта я использовал книги по данной тематике и открытые данные из интернета. Так-как в России официально нигде не учитывается и не ведется конфессиональный состав населения, то вся работа - мои оригинальные исследования, которые опирались на открытые данные. Стоит отметить заранее, что в моих картах будут учитываться конфессиональный состав лишь чувашей, и по АТД третьего уровня. И здесь я не учел население, которое не относит себя ни к одной конфессии. Основное вероисповедание большинства религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы чувашской традиционной веры, а также незначительное число мусульман, старообрядцев, баптистов и молокан. Чуваши – один из немногих немусульманских тюркских народов. С середины XVIII в. подавляющее большинст

Это уже третья конфессиональная карта народов, над которой я работал. В открытом доступе конфессиональную карту чувашей я не нашел.

Для начала основной ареал расселения чувашей от KapToMaHT, которую я взял с Викисклада.

Для проекта я использовал книги по данной тематике и открытые данные из интернета. Так-как в России официально нигде не учитывается и не ведется конфессиональный состав населения, то вся работа - мои оригинальные исследования, которые опирались на открытые данные. Стоит отметить заранее, что в моих картах будут учитываться конфессиональный состав лишь чувашей, и по АТД третьего уровня. И здесь я не учел население, которое не относит себя ни к одной конфессии.

Основное вероисповедание большинства религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы чувашской традиционной веры, а также незначительное число мусульман, старообрядцев, баптистов и молокан. Чуваши – один из немногих немусульманских тюркских народов. С середины XVIII в. подавляющее большинство чувашей официально исповедуют православие.

Начнем с чувашей-мусульман. На начало XX века их официально насчитывалось 2,5 тысяч или около 0,4%. Но здесь не учитываются чуваши, у которых исповедание ислама привело к отатариванию, по разным оценкам таких насчитывалось около 12 тысяч. Современная география чувашей-мусульман охватывает селения Урала и Поволжья, но относительно многочисленные и культурно обособленные группы обитают в Приуралье (1), Заволжье (2), Закамье (3) и Нагорье Татарстана (4).

В 922 году булгарский хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии, но упорствовавшие в язычестве жители Волжской Булгарии ушли за Волгу в X-XIII веках, и оставались язычниками. Они стали в последую­щем основой для формирования чувашского этноса. К XV—XVI веках среди чувашей были распространены татарские имена и мусульманская культура, однако реального воздействия ислама не было. В XVIII веке принятие чувашами ислама носила эпизодический характер и охватывала районы совместного чувашско-татарского проживания. Активизация исламской проповеди среди чуваш-язычников наблюдалась в 1740-х годах, и результатом ее воздействия стало обращение небольших групп чувашей в ислам, в основном в Казанской, Уфимской и Симбирской губерниях. Чуваши активно принимали ислам в ответ на насильственную христианизацию, проводимой новокрещеной конторой. В первой половине XIX века в знак протеста против насильственного крещения очень часть чувашей-мусульман уехало в Турцию. Влияние ислама на чувашей усилилось после объявления свободы вероисповедания, в конце XVIII века. При этом существовала и тайная форма исповедания ислама, характерная для православных чувашей. Распространение ислама в XIX веке было связано с нарастающим влиянием на чувашей татарской культуры, и с влиянием массового «возвращения» в ислам крещеных татар, что было связано с просветительской деятельностью мулл. Наиболее масштабно исламизация проходила в Уфимской губернии (1) начиная с 70-х годов XIX века, и охватила также первые десятилетия XX века. Этому способствовали и многочисленность «язычников», и специфика расселения среди мусульман – татар и башкир, а также активность и влияние мусульманской пропаганды. Исламизация чувашей в Самарском Заволжье (2) также продолжалась в языческо-мусульманских селениях. Начиная с 20-х годов XX века темпы исламизации замедлились под влиянием социально-политических факторов. В современной культуре чувашей-мусульман мусульманские элементы тесно переплетаются с языческими элементами.

-2

Основная часть современного ареала распространения чувашей-мусульман располагается в Заволжье и Приуралье. Сохранились эти общины благодаря территориальной изоляции. Так, например, из с. Мраково, что в Республики Башкортостан, в 1929 году выделился пос. Ноябревка (5), в котором поселились чуваши-мусульмане, перешедшие в ислам в том числе и из православия. В результате выселения мусульман из с. Базлык появился пос. Мусино (6), жители которого сегодня исповедуют ислам, говорят по-татарски и чувашски. В 1919 г. в результате переселения чувашей-мусульман из с. Уязыбашево возник пос. Дубровка (7), а в 1907 году чуваши-мусульмане из села Юмашево основали село Борисовка в Шаранском районе (8). Чувашская речь и мусульманские обычаи сочетаются в культуре чувашей с. Илингино Самарской области (9). В селе Артемьевка Оренбургской области (10) большинство чувашей-мусульман указывают себя татарами, знают татарский язык, но родным языком называют чувашский, как и православные чуваши села. Практически полностью отатарившиеся потомки чувашей-мусульман сегодня еще проживают также в с. Кульшарипово (11) и Верхний Чепкас (12), Тубылгы Тау (13) Республики Татарстан, а также Зирган (13), Зириклы и Ибрайкино (14), Базгиево (15) Республики Башкортостан, где они образуют особую группу "яңа мөселманнар" (новые мусульмане). Языческие элементы практически вытеснены из обрядности. А вот в селе Чувашское Шаймурзино (20) населения идентифицирует себя чувашами, родным указывает чувашский, и в селе имеется своя мечеть.

Небольшое количество чувашей-мусульман проживает среди язычников в Старое Суркино (16), Шама (17), Алексеевка (18) Республики Татарстан,
Салейкино
(19) Самарской области. Судьба чувашей-мусульман здесь определялась языческим окружением и они ассимилируются последними.

Из духовного христианства среди чувашей было распространено молоканство. Наиболее крупная община молокан располагалается в деревне Чуюнчи-Николаевка Республики Башкортостан (21). В начале XX века они составляли более 90% населения села. Сейчас же молоканства придерживается в основном только старшее поколение. Ранее вместе с мордвой и русскими чуваши-молокане проживали в Хвалынском уезде, но с ними же переселились на Кавказ.

Протестантское направление христианства среди чувашей было представлено баптистско-евангелистским течением. Общины баптистов сформировались в сельской местности в закамских районах Татарстана (22). Баптизм к чувашам Закамья завез в годы Первой мировой войны житель с. Васильевка Михаил Назаров, который, будучи в немецком плену, познакомился с этим вероучением и по возвращении распространял его среди своих односельчан. В настоящее время наиболее крупная община чувашей-баптистов в закамских селах существует в с. Васильевка, Новый Адам, Новое Ильдеряково Аксубаевского района (22), а также в д. Ямбахтино (23) Вурнарского района
Чувашии. Другая община чувашей-баптистов располагается в селах Старое Ильмово, Ивашкино Черемшанского района Татарстана (24), являются активными члены самарской общины баптистов. Чуваши занимают девятое место по численности среди баптистов России. А в Чувашии, половину баптистов составляют чуваши.

Старообрядчество среди чувашей распространилось во второй половине XIX века, там, где они проживали с русскими или мордовскими старообрядцами (25). Современным центром старообрядчества Чувашии является село Можарки. Также старообрядчество распространено в тех селениях, где чуваши ранее занимались отходничеством (заработками вахтовым методом) или торговлей, с которой они знакомились в местах работы и приводил в родные места. Ныне они компактно, но относительно в небольших количествах, проживают в селах Бахтиарово, Янтиково, Норваш-Кошки, Можарки, Вутабоси, Юнга, Юнгапоси, Троицкое, Асаново, Старые Чукалы в Чувашии и в селе Каргино Ульяновской области. Хотя ранее на территории области имелись объединения между старообрядческими селами чувашей, мордвы и русских, уже в середине ХХ века участились конфессионально-смешанные браки, которые значительно ослабили позиции старообрядчества. А чувашские старообрядческие общины распались.

-3

Основой чувашской культуры, его мировоззрения, является традиционная религия чувашей. Но это уже в следующей статье.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.