Первый портрет короля Карла III в новом статусе вызвал много разговоров.
Цветовая гамма Джонатана Йео никого не оставила равнодушным: от совсем плоских шуток сквозь пророческие упоминания об адском пламени, поджидающем монархию и конкретно Чарльза за всякое прошлое, прямиком к фанатичным поискам сложных метафор, вроде бы спрятанных талантливым гением на виду у всех.
А были ли они, эти аллюзии?
И если да, то о чем разговор.
Для начала, Йео не впервые пишет королевскую семью и высокопоставленных лиц в частности. У него в портфолио портрет Камиллы в той же технике, но более спокойной цветовой гаммы, и довольно скучные лица принца Филиппа и премьер-министра Тони Блэра.
Вряд ли их можно назвать новым каноном, скорее это все демонстративная попытка уйти от замыленной классики – мы смотрим в будущее, мы прогрессивны и смелы в своих решениях.
Такие же странные картины иногда писали с Елизаветы II, из самых отталкивающих и непонятных, конечно, тяжелый государственный лик кисти Люсьена Фрейда.
У авангардиста Йео интересное сочетание: дерзкий красный бросает перчатку любителям старомодных правил и одновременно с ним уживается веками поддерживаемая традиция статусных символов на мундире.
Перед нами не просто пожилой мужчина, но грозный (багряный – в старой английской литературе символ гнева, здесь силы) рыцарь-защитник интересов подданных, подтачиваемый болезнью он сохранил свою могучую волю и способность удержать бразды – лицо и руки четкие, ясные в отличие от остального, смутного.
На короле красный валлийский мундир, тех самых высоченных безмолвных красавцев в медвежьих шапках, которых на посту у Букингемского дворца достают туристы своими селфи.
Бабочка данаида монарх не водится в Англии, зато обитает в Канаде.
Карл трепетно относится к экологии, а данаиды внесены в список охраняемых видов. Похоже, тут это символ возрождения, воскресения.
Ну не единорогов и фениксов же рисовать!
Он столько ждал, чтобы выйти из тесного кокона принца, чтобы расправить крылышки и начать править.
Дело в том, что работу над портретом начали еще летом 2021 года, здоровье матери к тому моменту заметно ухудшилось.
Всё вместе: строгий, властный, со сложным характером Чарльз будет держаться до последнего, отстаивая интересы подданных. За ним присматривает и поддерживает хрупкая красота, не даст совершить ошибку: Елизавета всегда будет рядом.
И пусть искусствоведы и исследователи будущего гадают, что же такое задумано в этом полотне, чего раньше не рисовали с высокородными обитателями дворцов.