Что такое Дубай разблокирован?
Чем «Дубай разблокирован» отличается от других расследований?
Почему Дубай является центром отмывания денег?
Откуда берутся данные о недвижимости в Дубае?
Что содержится в данных о недвижимости?
Как проверялись эти данные? Что мы о нем знаем, а чего не знаем?
Как журналисты выбирали, кого расследовать? А как насчет проблем конфиденциальности?
Что сделал Дубай для борьбы с отмыванием денег в секторе недвижимости?
Сколько СМИ приняли участие в Dubai Unlocked?
1. Что такое «Дубай разблокирован»?
Dubai Unlocked — международное расследование владельцев недвижимости в Дубае.
Город Персидского залива с его роскошными пляжными клубами, элитными магазинами и ультрасовременным горизонтом известен как игровая площадка для богатых и знаменитых людей со всего мира.
Но скользкие правила также превратили рынок недвижимости страны в магнит для другого класса глобальной элиты: предполагаемых преступников, беглецов, политических деятелей и лиц, попавших под санкции, стремящихся спрятать свои деньги за границей.
Dubai Unlocked, сотрудничество с более чем 70 СМИ, раскрывает, кто чем владеет в финансовом центре Ближнего Востока, и как город открыл свои двери для сотен людей, обвиняемых в преступности по всему миру.
2. Чем «Дубай разблокирован» отличается от других расследований?
Дубай уже много лет считается основным местом отмывания незаконных денежных средств, особенно через рынок недвижимости.
В то время как другие расследования были сосредоточены на владениях недвижимостью жителей конкретных регионов и стран, Dubai Unlocked — первый проект такого рода, изучающий собственность в городе в глобальном масштабе. Он также основан на более свежих данных благодаря новому набору утекших записей о недвижимости, в основном за 2022 и 2020 годы.
Репортеры выявили множество владельцев недвижимости в Дубае, о которых, по нашему мнению, следует писать в общественных интересах: от предполагаемых отмывателей денег и наркобаронов до политических деятелей, обвиняемых в коррупции, и бизнесменов, подвергшихся санкциям за финансирование терроризма.
3. Почему Дубай является центром отмывания денег?
Дубай — не единственный город, где преступники и клептократы, как известно, выводят свои деньги через недвижимость. Но эксперты говорят, что у него есть несколько точек соприкосновения — особенно для тех, кто скрывается от западных правоохранительных органов или санкций.
До недавнего времени у Объединенных Арабских Эмиратов не было договоров об экстрадиции со многими странами, что делало их популярным местом для беглецов со всего мира. Хотя в последние годы власти расширили сотрудничество с иностранными правоохранительными органами, они по-прежнему известны непоследовательными ответами на запросы об экстрадиции.
По словам Радхи Стирлинг, адвоката и правозащитника, возглавляющей организацию юридической помощи Detained in Dubai, власти ОАЭ используют высокопоставленных подозреваемых в качестве «разменной монеты».
«Даже если они заявляют, что арестовали людей или заморозили их активы, это может быть просто для целей пресс-релиза», — сказала она.
Некоторые из агентов по недвижимости Дубая также заработали репутацию тех, кто задает минимум вопросов о происхождении средств своих клиентов. До 2022 года агенты по недвижимости, брокеры и юристы не были обязаны сообщать властям о крупных операциях с наличными деньгами или криптовалютой.
Наконец, рынок недвижимости города является одним из самых горячих в мире, предоставляя широкий спектр инвестиционных возможностей в быстро меняющемся облике города. Поскольку стоимость недвижимости растет, инвестиции в недвижимость предлагают способ не только отмывать незаконные средства, но и получать дополнительную прибыль.
«Политика города имеет эффект второго порядка, гарантируя, что стоимость активов всех этих сторон будет расти в цене с течением времени», — сказал Колин Пауэрс, старший научный сотрудник и главный редактор программы Noria MENA Program, независимой некоммерческой исследовательской организации.
4. Откуда берутся данные о недвижимости в Дубае?
Записи о собственности, лежащие в основе этого проекта, получены в результате многочисленных утечек данных, в основном из Земельного департамента Дубая, а также государственных коммунальных компаний. В совокупности эти данные дают подробный обзор сотен тысяч объектов недвижимости в Дубае и информацию об их владении или использовании, в основном за 2020 и 2022 годы.
Данные были получены Центром перспективных оборонных исследований (C4ADS), некоммерческой организацией, базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия, которая исследует международную преступность и конфликты. Затем его передали норвежскому финансовому агентству E24 и Проекту по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP), который координировал проект расследования с десятками СМИ со всего мира.
5. Что содержится в данных о недвижимости?
Данные включают в себя контролирующую сторону каждого объекта недвижимости, а также другую идентифицирующую информацию, такую как дата рождения, номер паспорта и гражданство. В некоторых случаях данные собирают арендаторов, а не владельцев миллиона в 2022 году.
Для этого проекта мы решили выделить около 200 человек, включая предполагаемых преступников, беглецов, политических деятелей и лиц, попавших под санкции, которые владели более чем 1000 объектами недвижимости, которые мы обнаружили в данных и впоследствии проверили.
6. Как были проверены эти данные? Что мы о нем знаем, а чего не знаем?
Журналисты использовали эти данные в качестве отправной точки для изучения ситуации с иностранной собственностью в Дубае. Они потратили месяцы на проверку личностей людей, фигурировавших в утекших данных, а также на подтверждение статуса их владельцев, используя официальные записи, исследования из открытых источников и другие утекшие наборы данных. Репортеры включали в проект людей только в том случае, если их личности можно было независимо подтвердить из других источников.
Официальный земельный реестр Дубая также использовался для выяснения того, остаются ли лица, фигурирующие в данных, владельцами недвижимости.
В некоторых случаях журналисты не могли определить текущий статус собственности, обычно потому, что недвижимость была недавно продана. В этих обстоятельствах были предприняты дополнительные усилия для подтверждения того, что это лицо владело недвижимостью в Дубае, например, проверка его паспортных данных по государственной базе данных владельцев недвижимости.
7. Как журналисты выбирали, кого расследовать? А как насчет проблем конфиденциальности?
Репортеры раскрывали владельцев недвижимости в Дубае только в тех случаях, когда это служит общественным интересам. Сюда входят владельцы собственности, которые были осуждены или обвинены в совершении преступлений, подвергаются санкциям или являются государственными должностными лицами или их партнерами, в том числе обвиняемыми в коррупции или которые скрывают свою собственность от общественности.
Мы решили не писать о знаменитостях и других частных лицах, не соответствующих этим критериям.
8. Что сделал Дубай для борьбы с отмыванием денег в секторе недвижимости?
ОАЭ нанесли серьезный репутационный удар в марте 2022 года, когда Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), глобальная организация по борьбе с отмыванием денег, отметила «недостатки» в своих системах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Этот шаг, который угрожал запятнать репутацию Дубая как ведущего финансового центра, вызвал согласованные усилия властей ОАЭ по ужесточению законодательства и расширению сотрудничества с иностранными правоохранительными органами в вопросах экстрадиции.
По данным властей ОАЭ, агенты по недвижимости, брокеры и поставщики корпоративных услуг стали чаще сообщать о подозрительных транзакциях, а общая сумма штрафов, наложенных органами по борьбе с отмыванием денег, увеличилась в три раза с 2022 года.
Но количество зарегистрированных транзакций по-прежнему представляет собой лишь небольшую часть заключенных сделок, а обязательства риэлторов по отчетности в настоящее время распространяются только на продажи, в результате чего арендная деятельность города превращается в черную дыру.
Официальные лица ОАЭ, в том числе в министерствах внутренних дел, экономики и юстиции, и полиция Дубая не ответили на подробные вопросы о результатах проекта, но посольства страны в Великобритании и Норвегии направили журналистам краткий ответ, заявив, что страна « чрезвычайно серьезно относится к своей роли в защите целостности мировой финансовой системы».
«В продолжающемся преследовании глобальных преступников ОАЭ тесно сотрудничают с международными партнерами, чтобы пресечь и сдержать все формы незаконного финансирования», — говорится в заявлении. «ОАЭ полны решимости продолжать эти усилия и действия больше, чем когда-либо, сегодня и в долгосрочной перспективе».
9. Сколько СМИ приняли участие в Dubai Unlocked?
В проекте приняли участие журналисты 75 СМИ. Наряду с OCCRP и E24 это:
Африка без цензуры
Возраст и Sydney Morning Herald
Аль-Джазира
АЗДА ТВ
Белорусский следственный центр (БИС)
ПТИЦА
Буро Медиа
Сивилнет
Проект контекстных расследовательских репортажей, Румыния
Кипрская сеть журналистских расследований
ДАРАДЖ
Рассвет
Де Гроен Амстердаммер
Де Тийд
Дельфи
Дер Шпигель
Стандарт
Диарио Ромбе
Директ36
Экономика Почта
Эль Универсал
Этилаат Роз
Экспрессо
Форбс
Граница Мьянмы
Frontstory.pl/Фонд журналистов
Проект подотчетности правительства
Инфолибре
внутренняя история
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ)
Инвестико
Investigace.cz
Следственный центр Яна Куцяка
Лаборатория журналистских расследований – IRL
Ирландские Таймс
ИрпиМедиа
iStories
сноровка
Корейский центр журналистских расследований (KCIJ) - Newstapa
КРИК
Ле Монд
Ле Суар
Отчеты маяка
Малайзиякини
Мальта сегодня
Микроскоп Медиа
НИРИЙ
Оштро
бумажный след СМИ
Рэпплер
Репортер.лу
«Схемы», расследовательский проект украинской службы РСЕ/РС
Шомрим
Сиена
СИРАДЖ
Слидство.Инфо
Стрейтс Таймс
СВТ
Темп
Возраст
Слияние СМИ
Новости Интернэшнл Пакистан
Никкей
Сидней Морнинг Геральд
Времена
Времена Мальты
Твала
ВГ
Власть
Юле
Замане Медиа
ЗДФ
По данным экономистов Налоговой обсерватории ЕС и Норвежского центра налоговых исследований, которые проанализировали утекшие данные, стоимость иностранной собственности на рынке жилья Дубая оценивается в 160 миллиардов долларов.