Здравствуйте, уважаемые читатели! Последнее время все чаще сталкиваюсь с фразой "Раньше в школах учителя учили лучше". Да, ностальгировать по ушедшему нам никто не может запретить, но давайте с вами разберемся, так ли это, и почему, с нашей точки зрения, как раньше уже не будет!
В психологии есть такое понятие - теория поколений или теория Хоува-Штрауса. Согласна с вами, что авторы теории иностранцы и создавалась она, опираясь не на наших деток. Но! Давайте попробуем адаптировать ее сначала к советскому ребенку, а , позже, и к современному.
Согласно вышеупомянутой теории, поколения сменяют друг друга каждые 20 лет, и для полного круга нам всего то потребуется плюс минус 100 лет, а дальше, по теории спирали, все повторяется.
Хочу сразу предупредить, что с кодовыми названиями поколений я не совсем согласно, но, как говорится, из песни слов не выкинешь))
Итак, ближе к поколениям)))
1 поколение было рождено в годы с 1900 - по 1923г. Поколение G.I. или поколение Победителя
Данный временной период в истории нашей державы характеризуется такими значимыми событиями, как революция 1905-1907 года, Первая мировая война, революция 1917, установление советской власти. Также повсеместно началась электрификация, коллективизация. Что же в этот период происходило в образовании. Оно стало всеобщим, бесплатным, обязательным и унифицированным. Для детей той эпохи, образование было чем то престижным. Все жители страны верили в светлое будущее, в наступление эпохи процветания и образование рассматривалось как возможность приобрести удачный билет в будущее. Как сказали бы психологи, у детей была устойчивая стабильная мотивация, или просто они знали для чего нужно учиться. В Москве появляются первые отряды детей, ровесников Октябрьской революции. Тогда же появляются первые пионерские отряды, в которых главной идеологической ценностью была честь и взаимовыручка. Современные Волонтеры немного не дотягивают))
Следующее поколение с 1923 по 1943г. имеет кодовое название P, или Молчуны.
В чем же его особенность?! Основными ценностями являлись преданность, соблюдение правил, уважение к должности и статусу, жертвенность, терпение, экономность. Эти дети восстанавливали страну после войны, для них больше всего было важно получить знания и профессию, которая принесет наибольшую пользу для своей страны. Вот и их мотивация.
Следующее поколение - поколение BB или Бумеры 1943-1963 года.
Ценности - идеализм, оптимизм, ориентация на команду, пропаганда семейных ценностей. Это были времена, когда родители работали на заводах, выполняли пятилетку за 3 года, когда престиж школы был наиболее высок, потому что вовлечены в воспитания детей были все ступени общества, и считалось позорным, если на завод, где работают родители поступала жалоба от администрации школы на чадо.
Еще одно поколение - поколение X - 1963-1983 года рождения деток, чьими ценностями стали прагматизм, индивидуализм, надежда на себя. Если рассматривать детей, рожденных в начале отрезка поколения X, то они еще застали многое от предыдущих устоев.
Времена холодной войны, гонка вооружений приводила к необходимости качественного обучения подрастающих поколений, авторитет родителей, учителей, любых представителей значимых профессий играл важную роль в формировании личности ребенка. Дети хотели быть похожи на своих учителей. Кинематограф также играл значительную роль в формировании кумиров подростков. И кумиры то были правильные, с высокой социальной ответственностью. Порицалось пьянство, хулиганство, тунеядство. Этот социальный настрой благотворно влиял на школьников, они стремились получать знания.
Поколение Y - Next или Millennium - дети, рожденные в период с 1983 по 2003 года.
Вот примерно с этими детьми мы и начали сворачивать немного в сторону. Хотя отголоски советской школы еще присутствовали. Но не о школе мы, а о особенностях тех деток.
Что сказать, развал СССР не прошел бесследно для всех возрастов. Как называл наш класс учитель истории в школе, причем всегда с жалостью в голосе, - "Дети перестройки". А мы то таковыми и были. Уважение к учителю все еще присутствовало, но так же просыпалось чувство свободы. Свободы мыслить, говорить. Место коллективного стало занимать собственное Я. Интернет в то время только появлялся, но уже чувствовалась скудность преподавания дисциплин, хотелось наглядности. Дети менялись. Авторитет педагога "давал трещину". Из собственных воспоминаний ярко запомнилась учитель черчения, которая пришла на уроки после ночи с подругами в ночном клубе и красочно описывала неокрепшим умам все прелести подобного опыта. Но следует отдать должное родителям детей поколения Y, они старались не подрывать учительский авторитет домашними обсуждениями правильности преподавания их милым деткам. По моему мнению, только благодаря нашим родителям мы учились и уважали учителей. И даже сами хотели стать учителями, как, например, я сама.
Вот мы и подобрались к современным деткам - поколению Z или дети Индиго - 2003 - 2023 года.
Дети этих лет уникальны и, по своему особенны. Они другие, не сравнимые ни с одним поколение. Они дети цифровизации, с пеленок с телефоном в руках.
Современный мир просто забит разнообразной информацией, которые воспринимаю эти дети. У них есть интернет, умные устройства, очки дополнительной реальности, искусственный интеллект. Все это не может не отразится на восприятии мира. Они ощущают и воспринимаю реальность по другому. Это дети, которым все нужно увидеть, ощутить, потрогать и у них есть такие возможности. И преподавать им нужно дисциплины, опираясь на их способы восприятия информации. У детей поколения Z практически полностью отсутствует абстрактное мышление, они не способны моделировать различные ситуации в голове, у них для этого есть множество технических возможностей. Их не возможно научить математики на примере покупок в магазине, потому что у них есть кредитки, и, если, не хватает денег, они оплатят покупку кредиткой. Им не интересно разбираться в процентах, начисляемых на эти кредитки, есть же специальная программа. Они не хотят учить таблицу умножения, есть же калькуляторы, взрослые же все ими пользуются. Нет мотивации к обучению в привычном смысле. Если они не пойдут в мед, зачем им изучать на биологии, к примеру, инфузории туфельки, если они им не пригодятся. Да и кому они если честно пригодились?! Они не желают получать скучные и не нужные, на их взгляд, знания. Другое дело, если эти знания модифицировать под современный мир, привести осязаемые примеры, обосновать, что они понадобятся и в цифровизированном мире.
Так, как раньше, в школах уже точно не будет, потому что мир не будет таким, каким он был раньше. И современные дети более адаптированные к такому миру, чем взрослые люди с рамками и убеждениями, которые сейчас больше не работают. Поэтому, давайте не будем держаться за то, что уже себя изжило и будем совершенствоваться вместе с новым миром и поколение Z. Попросите своих детей рассказать вам о современным течениях, о том, что им интересно и вы увидите блеск в их глазах. Нам остается только корректировать направление их движения, поменять мы уже ничего не сможет.
Как говориться, будем посмотреть)
Спасибо за проявленный интерес, если вы смогли дочитать эту статью до конца))