Найти тему
Люди в окнах

Новодевичий монастырь — свидетель эпохи

Архитектура — зеркало времени. Сооружения прошлых веков хранят память о людях, нравах, событиях. Стены рассказывают о быте и тайных своих обитателей, устройство зданий — о вкусах времени, инженерные решения — о развитии мысли. Сегодня мы поговорим об одном из самых известных монастырей России — о Новодевичьем. Иван Князев просветит нас о времени его рождения, расскажет о важных событиях в жизни царской семьи и всей страны, которые происходили в стенах этого великого памятника культуры. Слово Ивану.

В последней трети XVII века в России обозначилось политическое противостояние двух влиятельных семей: Милославских и Нарышкиных. Представительницы этих семей были женами царя Алексея Михайловича.

Мария Ильинична Милославская — первая супруга государя и мать царей Федора, Иоанна и царевны Софьи. Наталья Кирилловна Нарышкина — вторая супруга и мать Петра Первого и его сестры. Борьба этих политических кланов проявлялась во всем, в том числе и в архитектуре.

Обе группировки были прогрессивными: Милославские были не менее склонны к реформам в России, чем Нарышкины. Каждая из семей старалась следовать моде и отстаивала свои владения в новом тогда стиле — московском барокко. Для Нарышкиных это был Высоко-Петровский монастырь, для Милославских — Новодевичий. На примере только этих двух обителей можно вполне представить, что из себя представляет первое издание барокко в России, называемое московским. В этой статье мы поговорим о Новодевичьем монастыре, в следующей уже коснемся Высоко-Петровской обители.

Новодевичий монастырь основан в 1523 году Василием III на Девичьем поле. Главный собор монастыря — Смоленский, построен в 1524–1525 годах, старейшее здание Новодевичьего монастыря.

Во времена Бориса Годунова в монастыре случается второе крупное строительство — Борис Годунов обносит Новодевичий мощными каменными стенами и башнями взамен старых деревянных.

Третий период большого строительства в монастыре связан с именем царевны Софьи в период ее регентства. Все постройки этого периода выполнены в стиле московского барокко. Строится многоярусная колокольня, Преображенская и Покровская надвратные церкви, Успенская церковь с трапезной палатой, Лопухинские палаты и т. д. Также надстраиваются башни: каждая башня теперь завершается своеобразной, богато украшенной барочной «короной». Теперь башни стилистически перекликаются с постройками внутри стен. Так, в XVII веке окончательно складывается облик монастыря, который в неизменности дошел до наших дней.

В облике этих зданий мы можем увидеть все характерные черты московского барокко. Богатство декоративных элементов: кружевные наличники, резные раковины, парные колонны. Контрастность колористического решения: белые детали на общем красном фоне. Можем почувствовать динамку и общее движение, свойственное этому стилю. Многочисленный декор, прихотливость и изящество исполнения создают иллюзию движения. Архитектор апеллирует к эмоциям и чувствам.

Последнюю четверть XVII века можно считать расцветом Новодевичьего монастыря. В период своего правления царевна Софья проводит в монастыре летние месяцы, делая его своей резиденцией. Тут же при ней живут ее сестры. В этот период завершается строительство монастыря и обитель приобретает свой классический вид. Большинство построек приходится именно на этот период. Новодевичий монастырь, вне всякого сомнения, один из самых удивительных памятников московского барокко.

В монастырь часто постригались монахинями члены царской фамилии. Иногда добровольно. Например, вдова последнего Рюриковича — царица Ирина Годунова, в монашестве Александра. Иногда не очень добровольно. Например, та же царевна Софья, в монашестве Сусанна. В XVII веке около половины монахинь обители происходят из известных аристократических семей. За первые два века существования монастыря здесь проживали 14 монахинь из царской фамилии.

Несколько раз Новодевичий оказывался в центре русской истории. Вероятно, самое известное событие, которое произошло в стенах этого монастыря, — призвание Бориса Годунова на царство. Он затворился в монастыре вместе со своей сестрой, бывшей царицей Ириной. В это время патриарх и вся Москва стояли под стенами монастыря и ждали согласия Годунова на принятие царского венца.

Вот как описывает А. С. Пушкин этот непростой выбор для Годунова:

«Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится»

Борис дает свое согласие, и патриарх благословляет будущего царя из новой династии на царство в стенах Смоленского собора. Но надо отметить, что отказ от верховной власти был своего рода традицией, которую надо было соблюсти ради приличия.

В XX веке монастырь закрывался, но в 1994 году монашеская жизнь в обители возрождается. Здесь мы оставим нашу обитель, а в следующей статье внимательно рассмотрим ее прямого антагониста, соперника и брата — Высоко-Петровский монастырь.

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал!