У клиентов есть разные ожидания от терапии. Одно из них: психолог вытащит из зоны комфорта. Возьмёт за шкирку и дернет посильнее, чтоб клиент как пробка из бутылки вылетел из своей зоны комфорта.
Нет, есть психологи, которые именно это и делают. Чаще всего в рамках различных тренингов. Методы разные. От публичного выступления, до хождения по битому стеклу.
В рамках тренинга это имеет хоть какой-то смысл (при сомнительной этической составляющей), особенно если заказчиком тренинга является работодатель/ учебное заведение. У заказчика есть какая-то конкретная выгода от выбитого из колеи ученика/сотрудника (приучит к безусловному подчинению, сделает безмолвным существом, приучит терпеть бесправие и т.д.).
А теперь перечитайте ещё раз предыдущий абзац и подумайте: надо ли делать такое в индивидуальной терапии? Нет, не надо. Заказчик терапии тут сам клиент и ему обычно зубки надо отращивать, а не обламывать.
В индивидуальной работе психолог вообще не имеет возможности вывести клиента из зоны комфорта. Не по этическим причинам, а сугубо по техническим - нельзя вывести человека оттуда, где он и не находится. Как известно, нельзя поймать чёрную кошку в тёмной комнате, где вообще нет никакой кошки.
В России клиент психолога это всегда человек в состоянии глубокого личностного кризиса, на перепутье. Он уже не в зоне комфорта - до того, как он пришёл на сессию, у него произошло нечто, что заставило его понять: "Так больше нельзя" - когда привычные модели мышления и поведения перестали работать на более-менее сносном уровне, как работали двадцать-тридцать-сорок предыдущих лет жизни клиента.
То есть, в жизни клиента уже случилось то что вышибло его из зоны комфорта. Это не всегда видимая и очевидная трагедия, вроде смерти близкого человека. Иногда это событие, случившееся только в психической жизни клиента. Но оно такое же реальное, как и видимая извне трагедия.
Все запросы клиентов, по существу, сводятся к одному: "Хочу чтоб все было как-нибудь нормально" - клиент просится обратно в зону комфорта. И это нормально. Нет ничего плохого, чтоб стремиться к комфорту.
Ещё о зоне комфорта:
Ещё Фрейд заметил, что человек всю жизнь стремится к наименьшему психическому напряжению (кому интересно, монография Зигмунда Фрейда "Принцип удовольствия"). Это базовое свойство психики.
А маршрут терапии всегда должен вести в сторону клиентского запроса. Быть для него дорогой, по которой он пройдёт к цели, описанной его запросом. Роль психолога - помочь вымостить эту дорогу.
Поэтому, просится клиент в зону комфорта? Значит, бери, психолог, асфальтовый каток и вперёд. К зоне комфорта.
Так что всем желаю оказаться как можно ближе к своей зоне комфорта!
Подписывайтесь на мой канал - здесь много интересного!
Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)
Электронная почта - g19478227@gmail.com
WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48
Вконтакте - @id760655281