-В аду никто не знает стихов...
-Наоборот, там все только и говорят стихами!
На днях попался мне обзор на этот фильм, и у меня в голове что-то щёлкнуло. А ведь раньше он мне так нравился! Тогда, когда ещё не было такого изобилия скандинавских триллеров, когда хорошие детективные истории приходилось собирать по крупицам.
Я решила пересмотреть его ещё раз чтобы освежить впечатление. Когда фильм вышел в прокат, мне было 18 лет, и тогда он стал для меня откровением. И теперь мне стало интересно, "зайдёт" ли он мне через 18 лет. Очевидно, что я буду обращать внимание совсем на другие нюансы, и воспринимать происходящее на экране по-иному. И знаете, я не пожалела об этом эксперименте!
Итак,
Жесть (2006)
Молодая журналистка Марина попала в переплёт. Разорвав отношения со своим возлюбленным, она была вынуждена попрощаться и с работой - девушка работала в редакции его журнала. Но чтобы увольнение было не слишком болезненным, он попросил Марину выполнить для него последнее задание: взять интервью у серийного убийцы, который заточён в псих лечебницу. Отказаться от такого интересного проекта Марина не смогла.
Вооружившись оптимизмом, журналистка приехала в лечебницу, и её вниманием в первую очередь завладел главный врач. С ним у неё состоялся странный разговор. Врач, образ которого получился поистине инфернальным, будто бы проник в само подсознание Марины и заставил её посмотреть на себя со стороны.
Думаю, что этот диалог появился в сценарии неспроста, он приоткрыл завесу во внутренний мир героини, которая задумалась о смысле происходящего. Но главной цели поездки не суждено было исполниться. Поговорить с маньяком у Марины так и не получилось - он сбежал прямо у неё из-под носа.
Любопытную журналистку так просто не остановить, она села на хвост к следователю, отправленному на расследование пропажи преступника. И, недолго думая, последовала за ним в дачный посёлок на розыски. Тогда она ещё не представляла, чем закончится для неё это приключение.
Из шикарного глянцевого офиса в центре Москвы Марина попала в неуютный мир полузаброшенных домов, простирающийся на десятки километров. Обстоятельства сложились так, что ей пришлось в одиночестве бродить среди хмурых дач, всё глубже и глубже погружаясь в хтонический ужас. Пытаясь не только найти выход из этого пугающего места, но и уберечься от чудовищ, населяющих посёлок. Ведь все обитатели оказались там неспроста, и они совсем не рады непрошенным гостям...
С каким же удовольствием я вновь пересмотрела "Жесть"! Да, у фильма достаточно низкий рейтинг, и понравится он только ценителям, которые читают мой канал. Знаете, я искренне завидую тем, кто увидит его впервые!
Во-первых, мне в диковинку было увидеть знакомых (и набивших оскомину) актёров в непривычных амплуа. Это Ефремов-старший, это Ургант, это Гоша Куценко, Рената Литвинова. Сейчас, увидев всех их в списке актёров, я точно не стала бы смотреть с ними фильм. Но здесь все они смотрятся вполне органично. Роли, которые они сыграли в этом фильме, разительно отличаются от того, что они "играют" теперь. (А Ефремов вообще отыгрался).
Все персонажи в фильме яркие и запоминающиеся. Персонаж Куценко, охваченный психозом, пытающийся спасись от окружающего (или выдуманного?) ужаса. Всадник без лица, разгуливающий на коне среди типично русского пейзажа дачного посёлка, наводящий ужас на его обитателей своим видом. Это сама Марина, застрявшая в своих мыслях-видениях, пытающаяся найти своё место в мире - харизмы у всех них хоть отбавляй!
Во-вторых меня заворожила работа оператора. Представьте, пыльный безлюдный дачный посёлок, кругом валяются покрышки и ржавые разбитые автомобили, и тополиных пух... Он сыплет и сыплет с облачного неба, ещё больше вгоняя в меланхоличное настроение. Серость, тоска и мрак. Атмосфера гнетущая, она вгоняет в уныние, пугает.
В-третьих, музыка ну просто бомбическая! Мелодия ведёт за собой, усиливая эмоциональное впечатление, где надо - тревожит, где надо - будоражит. Но интереснее всего момент, когда режиссёр показывает зрителю, откуда именно исходят эти чарующие звуки.
В-четвёртых, мне импонирует чисто русский юмор, на котором завязано общение у персонажей. Такой юмор могут понять только наши соотечественники. Особенно приятно было окунуться в атмосферу 2006-го года. Мода того времени, давно забытая и обсмеянная современными "стилистами": одежда "в облипочку", тонкие брови у главной героини, старые машины с прямоугольными фарами. Имели место и гонки на Жигулях, но всё деликатно, без перебора.
Но самое главное, чем меня зацепил фильм, это его главная философская идея, которая открывается зрителю с самых первых кадров, не сразу, постепенно. Ведь под конец становится очевидно, что сюжетная линия о поисках маньяка - это не так у иж важно здесь.
Что определяет нормальность? Где эта тонкая грань между нормальностью и сумасшествием? И так ли важно быть "нормальным"? Каждый герой придёт к ответу по-своему.
Для меня "Жесть" - это не просто триллер, это своего рода откровение. Да, в 2024 году никого не удивишь подобным сюжетом, он может показаться банальным. Маньяк, журналистка, поиски - столько всего выпустилось на эту тему. Но для 2006 года этот фильм явно был прорывом. Очень уж он получился сильным. Это типично русский фильм, который ничуть не уступает скандинавским и всяким там зарубежным.
Смотрели "Жесть"? Что скажете? А если не смотрели, будете смотреть?
Подписывайтесь на мой канал! Впереди много интересных обзоров фильмов, сериалов и книг!
Кому надо ещё крутых триллеров: