Франция и Нидерланды предложили ЕС вводить санкции в отношении любого финансового учреждения в мире, которое, по мнению Брюсселя, прямо или косвенно помогает России получать доступ к находящимся под санкциями товарам и технологиям двойного назначения, сообщает агентство Reuters.
В Париже и Амстердаме полагают, что такой запрет позволит подтолкнуть финансовые учреждения на Ближнем Востоке, в Турции и Китае отказаться от сделок с Россией по поставкам подсанкционных товаров двойного назначения из-за риска потерять доступ к европейскому бизнесу и финансовым рынкам ЕС.
Ранее Bloomberg со ссылкой на источники сообщал, что Брюссель в рамках 14-го пакета санкций против России рассматривает возможность закрыть доступ в свои порты 11 судам, которые подозревает «в содействии военным усилиям России», а также запретить транспортным компаниям, не менее 25% которых принадлежат российскому капиталу, работать на территории блока.
Кроме того, EUobserver писал, что в ЕС предлагают запретить портам обслуживать поставки российского СПГ в неевропейские страны, а европейским политическим партиям, НПО и медиа — получать российское финансирование.
Последнее смешно, особенно на фоне того, что Россия остается вторым по величине поставщиком СПГ в Евросоюз с долей около 16%. В прошлом году европейцы увеличили покупку российского сжиженного газа на 40% - до 15,6 млн тонн.
Тем не менее, предложение Франции и Нидерландов ввести экстерриториальные санкции по примеру США не может не вызывать беспокойство. Тем более, что определение «товары двойного назначения» можно трактовать, как угодно широко, записав в них все, что угодно…
- — Тут стоит учитывать, что инициаторы этих санкций вполне могут рассчитывать, что в таком жестком виде ЕС их не примет, — полагает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
- — Им важно именно обозначить свою роль в качестве «локомотивов» санкционной политики и поддержки Украины с помощью подобных предложений.
- Действительно, в наиболее жестком виде такие санкции задели бы важные для России страны, через которые проходит параллельный импорт (от КНР до Турции и партнеров Москвы по ЕАЭС).
С другой стороны, отметим, что в числе инициаторов этих санкций — Франция, для которой как раз важно взаимодействие с Пекином. Вспомним хотя бы значение, которое Эммануэль Макрон придавал недавним переговорам с председателем КНР Си Цзиньпином, а также собственному визиту в Китай в апреле 2023 года.
Конечно, можно отметить, что с учетом особого значения европейского рынка для Пекина у последнего также есть мотивы, чтобы идти на компромиссы с ЕС по поводу экономического взаимодействия с Россией. Тем не менее, для многих стран Евросоюза (включая Францию и ФРГ) слишком усиливать давление на Пекин будет также невыгодно.
«СП»: В товары «двойного назначения» при желании можно записать все, что угодно. Как это на практике будет работать?
- — Прежде всего, конечно, речь будет идти о продукции, значимой для российского ВПК.
- Конкретные нюансы, скорее всего, будут предметом переговоров между государствами ЕС, как всегда и бывает накануне принятия очередного пакета европейских санкций.
«СП»: Евросоюз рассматривает возможность закрыть доступ в свои порты 11 судам, которые подозревает «в содействии военным усилиям России», а также запретить транспортным компаниям, не менее 25% которых принадлежат российскому капиталу, работать на территории блока. А это как понимать?
- — Действительно, можно вспомнить, что, например, в 5-м пакете санкций ЕС, принятом в апреле 2022 года, были введены запреты на перевозку грузов по территории Евросоюза для российских и белорусских автоперевозчиков.
- А также на заход в европейские порты судов по российским флагом или ранее ходивших под таким флагом, но сменивших регистрацию после 22 февраля 2022 года.
- Однако, например, для судов на тот момент были приняты исключения, предполагавшие, что запрет не распространяется на корабли, перевозящие, скажем, продукцию АПК, энергоносители, фармакологические и гуманитарные грузы.
- В дальнейшем, предлагались новые ограничения для российских компаний, работающих в этой сфере.
- Как известно, в рамках обсуждения нового пакета санкций предполагается, что под действие ограничительных мер среди конкретных российских судов попадут 4 судна по перевозке бензина, 2 танкера для сырой нефти, 2 газохранилища, а также грузовое судно.
- То есть, в первую очередь, инициаторы санкций усиливают давление в связи с использованием судов, связанных с российским нефтегазовым сектором.
«СП»: Про минеральные удобрения из России и Белоруссии, от которых критически зависит их сельское хозяйство, а наладить выпуск у себя не могут из-за высоких цен на газ, они молчат. Про СПГ лукаво пишут — поставки в неевропейские страны. А сами наш СПГ очень охотно берут, та же Испания в лидерах по закупкам. То есть санкции, по сути, преследуют не политические цели, а экономические? Нечестная конкуренция?
- — Вопрос об ограничениях, связанных с поставками минеральных удобрений, традиционно обсуждался с учетом позиции аграрного лобби, которое во многих странах ЕС весьма влиятельно.
- В целом же понятно, что при обсуждении новых санкций всегда сталкиваются разные группы интересов.
- Тут будет иметь значение влияние бизнес-элит, которым могут быть выгодны или наоборот невыгодны такие ограничения, а также мотивы политических партий, входящих в правящие коалиции в той или иной из стран Евросоюза. Конечно, существенное значение будет иметь и давление США на ЕС.
«СП»: Насколько эти новые ограничения в случае принятия, критичны для нас? Чем мы можем им ответить?
- — Представители как ЕС, так и США и не скрывали, что больше внимания в ближайших пакетах санкций будут стремится уделить именно мерам против третьих стран, которые ведут экономическое сотрудничество с Россией.
- Скорее, сами эти государства, во многих случаях, будут изыскивать лазейки для обхода санкций, но во вопросах и уступать западному давлению.
- Частично «притормозить» принятие части санкционных инициатив могут государства ЕС, для которых «побочный эффект» от определенных санкций был бы особенно болезненным.
- Но стоит учитывать, что и они, во многих случаях, будут постепенно уступать давлению более влиятельных игроков. Впрочем, стоит повториться, что и влиятельные игроки ЕС, нередко, могут быть не заинтересованы, по крайней мере, в форсировании принятия ряда санкционных мер.
- — Нидерланды занимают одну из наиболее русофобских позиций в Европе со времён «малайзийского Боинга», — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
- — Что касается Франции, то это продолжение курса Макрона на конфронтацию с Россией и месть за деятельность российских ЧВК, ослабляющих французские позиции в Африке.
«СП»: Против кого конкретно направлены новые санкции? Китая? Стран БРИКС? ЕАЭС? Турции?
- — Да против всех, кто не поддерживает западные санкции против России и пытается обойти их тем или иным способом. Попытка снова навязать миру западную политическую и экономическую гегемонию.
«СП»: В ЕС предлагают запретить портам обслуживать поставки российского СПГ в неевропейские страны. Себе хотят оставить?
- — Скорее всего, основная цель — осложнить логистику поставок российского СПГ и снизить его конкурентоспособность.
«СП»: Что еще остается не под санкциями, но от чего европейцы явно не откажутся?
- — Насколько всерьез реализуемы озвученные меры — вопрос тоже открытый. Возможно, все это больше для демонстрационного эффекта. Экономическую логику не обманешь.
- Россия — крупнейший поставщик многих критически значимых продуктов, и для Европы выгоднее покупать у РФ в силу географической близости.
- Так что санкции, скорее всего, будут оставаться избирательными, а запреты — формальными и оставляющими лазейки для их обхода. Но европейская риторика, конечно, останется враждебной и крикливой.