Большинство сегодняшних граждан, даже, политически ангажированных, на вопрос: "Что такое ГКЧП?", вполне, могут, замяться, а то и вовсе, не смогут ответить. Между тем, это довольно важное и знаковое событие далекого 1991 года, когда был создан ГКЧП, который сегодня называют путчем или попыткой государственного переворота в СССР.
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) — самопровозглашённый политический орган в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Включал в себя ряд высокопоставленных должностных лиц Советского правительства. Члены ГКЧП выступили против проводившейся Президентом СССР М. С. Горбачёвым политики перестройки, а также против подписания нового союзного договора и преобразования СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств, куда планировали войти только 9 из 15 союзных республик. Главными оппонентами ГКЧП были сторонники Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, объявившие действия членов Комитета антиконституционными.
Август месяц 1991 года, т.е. "бархатный сезон" пляжного отдыха в Крыму. Каких-либо "сюрпризов" и авралов в нашей погранично-строительной службе, вроде, не прогнозировалось, а посему, я с товарищем неспешно и без суеты проводили время, точнее блаженствовали, будучи прикрепленными к Симферопольскому ДСК. Зато в Советском Союзе общественно-политическая и экономическая жизнь нешуточно кипела и бурлила, не обойдя стороной и благодатную землю Крыма. Русскоязычное население вело себя абсолютно спокойно и даже – аполитично, а вот крымскотатарское, явно собиралось взять реванш за свои былые обиды и невзгоды. Но, сейчас, не об этом. 18 августа, дате, согласно, которой и был образован ГКЧП в Москве, это день ничем не отличался от других. Мы, даже и представить не могли, что президент СССР М. Горбачев в это время находился изолированным на правительственной даче в крымском Форосе.
19 августа в столовой ДСК, куда мы с товарищем, каждый раз радостно направлялись, с полным карманом нарезанных ("нелегально" в кабинете у мастера Славика) талонов на обед, мы и узнали о происходящем в Москве. За одним из столов расположилась компания рабочих с нашего и смежного цехов, тон в которой задавал, бывший вэвэшник Игорь. Теперь, на гражданке работавший крановщиком. -Ух, ну и красавица, она была! Стройная, чернявая... что-то, было в ней от цыганки,- громко рассказывал Игорь. Обычно, он, даже с нами солдатами-срочниками, как-то, неохотно делился эпизодами своей конвойной службы. Стеснялся, наверное. А сегодня, он был, можно сказать в "ударе". -Не выдержал, я и решил приколоться, - мельком, глянув на нас,- продолжил крановщик,- и говорю ей: -Вот, тебе всадить бы, по самое что, есть, не хочу... А она, как зыркнет своими, большими глазищами, и резко, так бросила: -Это ты своему кобелю, так делать будешь. -Ну, а ты чего,- загалдели мужики. -Да, ничего. Собаку, свою на нее натравил! Товарищ незаметно меня толкнул локтем, и прошептал: -Игорян, никогда про собак не рассказывал. Он, оказывается вожатым был. -Да, черт его знает. Может байки рассказывает, а такого сроду не было, или, это история про другого. -Ну здорово, погранцы! Скоро вам служба медом не покажется. Теперь Игорь развернулся в нашу сторону, и внимание всей компании переключилось на нас. -Ты это к чему?- вопросом на вопрос, ответил мой товарищ. -Да к тому. Что новостей, что ль не слышали? У нас теперь новое правительство - "гэкэчэпэ", называется. Так, что неизвестно: как будет, и что с вами будет. Погранцы, едрит, твою мать. Произнеся последнее полуругательное слово, Игорь неприятно улыбнулся, даже осклабился. -Пойдем к раздаче,- теперь, я, стал подталкивать товарища. Набирая себе на подносы разнообразную еду, мы, как-то, сразу и быстро забыли о новом "правительстве".
По возвращении с ДСК, подходя к КПП своей части и увидев вдвое больше комендачей, сразу стало понятным: началось, опять усиление! Как только все прибыли с объектов, объявили построение, и загнали в актовый зал. Перед личным составом выступил замполит батальона майор Томилин. Он коротко рассказал о создании ГКЧП, сделав акцент на том, что в его состав вошли председатель КГБ СССР В. Крючков и министр обороны маршал Д. Язов. Парторг батальона майор Осипчук зачитал текст заявления Политбюро ЦК КПСС о поддержке ГКЧП с указанием для всех коммунистов и комсомольцев организовать работу по его поддержке. Вопрос подчиняться или не подчиняться ГКЧП, перед нами даже не ставился. Офицеры и прапорщики, все как один коммунисты и комсомольцы. Сержанты и солдаты, почти все - члены ВЛКСМ, а единицы, умудрились стать кандидатами в члены КПСС. Мы же - ПВ КГБ СССР, давали присягу и, поэтому честно "взяли под козырек" потому, что нам "втемяшили" (вспомнился крановщик Игорь) ГКЧП за новую государственную структуру с участие наших начальников: Н. Крючкова и Д. Язова. Так, по умолчании, посчитал весь личный состав ОИСБ. Политработники сделав свое дело ушли, а с нами для дальнейшей "промывки" мозгов остался дежурный по части, гориллоподобный прапорщик из автовзвода. Понятно, что он не блистал знанием комсомольско-партийных догм, а с ходу принялся убеждать нас, в неизбежности нашего участия, если события будут развиваться как-то "по-другому".
В оформлении использованы фотографии с сайтов: ok.ru, vk.com
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!